Асимметрия функциональная головного мозга

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АСИММЕТРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА
характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями головного мозга, при котором в отношении одних функций главным оказывается левое, а других - правое полушарие (см. Доминантное полушарие)

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Асимметрия функциональная головного мозга
Психические функции левого и правого полушарий не идентичны. При этом левое полушарие обеспечивает абстрактное мышление, владение речью и знаковой информацией, а также чтение, письмо, счет, логические и аналитические функции, опосредованные речью, формирование наиболее сложных двигательных актов, обобщенное инвариантное узнавание, последовательное аналитическое восприятие, установление сходства. К функциям правого полушария относятся: конкретное мышление, улавливание эмоциональной окраски особенностей речи, правильная оценка характера неречевых звуков, музыкальный слух, общее, одновременное и конкретное зрительное восприятие, оценка пространственных отношений, установление различий и физической идентичности стимулов.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

АСИММЕТРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА
критериезация-характеристика локальных психических функций, между правым и левым полушарием головного мозга; доказано, что оса. функцией левого полушария является оперирование вербально-знаковой кодоинформацией в ее конструктивно-экспрессивной форме, а также чтение, счет, тогда как функция правого полушария — это оперирование образами, ориентация в пространстве, дифференциация музыкальных тонов, полутонов, мелодий и невербальных звуков, гностицирование объектов, человеческих физиономий, предметов, деталей объекта, генерирование-продуцирование сновидений, распознавание соматических актов другого индивида; фундаментальное различие между полушариями определяется, в основном, способами его морфологизации, модальностью переработки информации, что дефиницируется видами-формами мышления-ментальности; оба полушария по-разному воспринимают слова, образы, знаки, сигналы, по-разному перерабатывают их; так, левополушарная ментальность (мышление) является. в основном, дискурсаналитическим, дискретным, а сего, мышления, помощью репродуцируется-осуществляется целый ряд операций, обеспечивающих логическо-ассерторический анализ предметов, образов, явлений, символов, согласно исчислению тех или иных деталей, признаков, свойств, которые самим образам, явлениям, символам, стимулам, знакам принадлежат; благодаря этому феномену тектонизируется-формируется имманентная модель бытия, мира, того или иного объекта, который можно выразить в словах, знаках, что, например, необходимо, в социокоммуникациях между людьми; право-полушарная эйдетическо-пространственная ментальность (мышление) является, по своим модальностям, одновременно и синтетическим, потому как создает предпосылки для быстрого схватывания-рецептивности-детектороизации мультисвойств объекта, явления, факта, феномена, события, причем, в их взаимосвязи друг с другом, а также во взаимодействии со свойствами-предикатами других предметов онтологии, что само по себе уже обеспечивает тотальность-целостность перцепции-восприятия; взаимодействия же между собой образов-знаков в нескольких дискурсивно-аргументационных-понятийных плоскостях, продуцирует эффект мультиоценочности-мультизначимости; отметим, что оба полушария функционируют в когеренции-взаимосвязи и каждое из них. дифференциально, вносит свою оригинальную специфику в функции головного мозга в целом, что способствует, например, в деятельности человека, активации процессов его психики.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
91.55 кб

Развитие творческого мышления учащихся с учетом функциональной асимметрии головного мозга

Масная Оксана Ивановна, Лучанинова Светлана Николаевна
В статье описан опыт развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка в 9 классе с учетом функциональной асимметрии полушарий головного мозга.
Читать PDF
146.99 кб

Влияние функциональной асимметрии головного мозга на адаптивное поведение в детском возрасте

Ярлыков Валерий Николаевич, Худик Владимир Александрович
В статье обосновывается продуктивность нейрофизиологического подхода к описанию и объяснению типологии повседневного поведения человека. С точки зрения функциональной асимметрии головного мозга, в соответствии с воззрениями А. Р.
Читать PDF
304.56 кб

Психофизиологический анализ роли функциональной асимметрии головного мозга в возникновении патологич

Колышкин В. В.
Обследование обслуживающего персонала электрической подстанции выявило ряд патологических состояний при аномальном развитии процессов адаптации.
Читать PDF
83.70 кб

Влияние типа функциональной межполушарной асимметрии головного мозга на формирование устойчивости ор

Севостьянова Евгения Викторовна, Хаснулин Вячеслав Иванович
Проведено комплексное клинико-физиологическое обследование жителей Севера и средних широт здоровых и больных с хронической сердечно-сосудистой патологией.
Читать PDF
441.06 кб

Сравнительный анализ оценки функциональной асимметрии головного мозга с помощью эдинбургского теста

Димитриев Дмитрий Алексеевич, Анисимова Надежда Владимировна
Целью настоящей работы является сравнительная оценка функциональной асимметрии с помощью эдинбургского теста и комплекса тестов для определения моторной и сенсорной асимметрии.
Читать PDF
214.45 кб

Психическая ригидность в контексте функциональных асимметрий головного мозга и стиля мыслительной де

Лапина Светлана Сергеевна
Исследуется связь вариантов латеральных профилей с показателями психической ригидности, взаимосвязь стиля мыслительной деятельности в контексте функциональных асимметрий головного мозга с психической ригидностью.
Читать PDF
358.17 кб

Влияние функциональной межполушарной асимметрии головного мозга на скорость чтения чисел в цифровом

Сазонов Вячеслав Фёдорович, Муравьёва Маргарита Сергеевна, Козлова Кристина Владимировна
На двух выборках учащихся 12-13 лет и 14-15 лет было показано, что функциональная межполушарная асимметрия (ФМА) влияет на время речевой реакции (ВРР) при чтении колонок чисел в цифровом и буквенном написании.