АРТ-ТЕРАПИЯ

Найдено 1 определение
АРТ-ТЕРАПИЯ
АРТ-ТЭРАПІЯ / ART THERAPY - направление психотерапии и психокоррекции, использующее визуальные виды искусства как терапевтический фактор. А.-т. является одним из направлений креативной терапии искусством, наряду с музыкальной, танцевально-двигательной терапией и драматерапией (см. Музыкальная терапия, Танцевально-двигательная терапия, Драматерапия). В отечественном профессиональном сообществе А.-т. рассматривают как систему «психологических и психофизических лечебно-коррекционных и профилактических воздействий, основанных на занятиях клиентов/пациентов изобразительной деятельностью, построении и развитии терапевтических отношений». Влияние искусства и творчества на человека и возможности применения отражены в работах многих отечественных и зарубежных исследователей– Л. С. Выготского, З. Фрейда, К. Юнга, А. Хилла, М. Наумбург, Э. Крамер, Д. Винникота, Б. М. Теплова, Ш. МакНиффа, Р. Б. Хайкина, М. Е. Бурно, А. И. Копытина, Л. Д. Лебедевой, Т. Ю. Колошиной, В. Н. Никитина и многих других. Начало использования термина А.-т. в науке связано с именами английского художника А. Хилла и американского психоаналитика М. Наумбург.
К специфическим особенностям А.-т. относят метафоричность (искусство является метафорой, выражающей внутренние переживания человека); триадичность (триада «терапевт– произведение искусства/творческий продукт– клиент» обеспечивает дистанцированность клиента от проблемы); ресурсность (развитие креативности как ресурса личности клиента). В основе арт-терапевтического процесса лежат механизмы проекции, сублимации, идентификации, иногда регрессии. Основные факторы психотерапевтического воздействия в А.-т., взаимодополняющие и усиливающие друг друга: фактор художественной экспрессии, фактор психотерапевтических отношений, фактор интерпретации и вербальной обратной связи. А.-т. также делят на экспрессивную, основанную на собственной художественной экспрессии клиента, и импрессивную, которая предполагает восприятие готовых авторских произведений, например полотен известных художников, скульптур, фоторабот и пр., с последующим анализом впечатлений. Существуют различные представления о функциях А.-т.: диагностическая (творческий продукт как инструмент, предоставляющий информацию об авторе) и терапевтическая (исцеление личности с помощью искусства); коммуникативная, регулятивная, когнитивная, коррекционная, развивающая и др. В отечественной практике А.-т. сложились три самостоятельных направления: клиническая, социальная и педагогическая А.-т. Клиническая А.-т. имеет лечебнопрофилактическую направленность, арт-терапевт может сопровождать про цесс лечения в альянсе с другими специалистами, а также заниматься реабилитацией, психосоциальной адаптацией соматических и психиатрических пациентов (Р. Б. Хайкин, А. И. Копытин, Т. Ю. Колошина, Г. Назлоян, О. И. Постальчук и др.). Социальная
А.-т. направлена на психопрофилактику и коррекцию личностных проблем взрослых и детей, работу с малозащищенными группами населения и группами риска, психологическое сопровождение бизнеса и профессиональное обучение (А. А. Лебедев, Н. Е. Пурнис, В. Л. Кокоренко, А. А. Трусь, Е. Е. Свистовская, О. А. Ланберг и др.). Педагогическая А.-т. нацелена на активизацию внутреннего потенциала детей и взрослых, развитие творческой активности, формирование навыков поведения и конструктивного общения и т. п. (Л. Д. Лебедева, О. В. Платонова, С. В. Кожохина, Л. А. Аметова, Н. А. Сакович, М. С. Вальдес Одрисола, Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко и др.), здесь А.-т. рассматривается как инновационная педагогическая технология. Для современной А.-т. характерны активное развитие новых форм и привлечение новых художественных средств (фототерапия, видеоарт, ландшафтная и средовая А.-т., бодиарт-терапия, А.-т. с применением цифровых технологий, метафорических ассоциативных карт и др.). Интегративная (мультимодальная) А.-т. объединяет различные инструменты и методы родственных направлений (музыкальные, пластические, литературные, драматические и пр.), обогащая таким образом творческий и терапевтический опыт участников и расширяя возможности изменений. Е. А. Бакланова, Н. Ю. Клышевич

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.