АНТРОПОМОРФИЗМ

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Антропоморфизм
научный подход к оценке поведения жи¬вотных, преувеличивающий их разумность и приписывающий им та¬кие человеческие свойства, как сознание, воля, любовь и т. д.

Источник: Гроголева О. Зоопсихология и сравнительная психология. 2004

Антропоморфизм
(от греч. anthropos — человек) — наделение человеческими свойствами явлений природы, животных, предметов — их "очеловечение", а также представление богов в человеческом образе.

Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике. 2011

АНТРОПОМОРФИЗМ
(греч. anthropos — человек, morphe — форма) — наделение свойствами психики человека предметов и явлений неживой природы, животных и растений.
В психологии А. проявился как панбиопсихизм.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

АНТРОПОМОРФИЗМ
это суждение о психических явлениях у животных по аналогии с таковыми у человека, в представлении у животных таких психических свойств и способностей, которые на самом деле присущи только человеку.

Источник: Филиппова В.П. Словарь справочник по зоопсихологии. 1998

Антропоморфизм
Приписывание животным человеческих чувств и эмоций. Мы часто делаем это, когда говорим, что кошка «балуется» или что собака «рада» видеть нас. Люди, работающие с животными или наблюдающие за их поведением, стараются избегать этой склонности.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Антропоморфизм
от греч. anthropos - человек и morphe - форма, вид), уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (например, сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ; также представление божества в образе человека.

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

Антропоморфизм
Словообразование. Происходит от греч, anthropos - человек + morphe - вид, образ.
Категория. Система мировоззренческих представлений.
Специфика. Основан на стремлении наделять специфически человеческими свойствами растения, животных, силы природы, богов.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Антропоморфизм
греч. anthropos — человек + morphe — вид, форма] — представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих в действительности только человеку. Антропоморфическое толкование поведения животных с точки зрения человеческих мотивов и поступков означает стирание грани между человеком и животным и ведет к игнорированию качественных особенностей человеческой психики. К. Э. Фабри

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

антропоморфизм

(от греч. anthropos – человек и morphe – вид, форма) – абсолютизация психического выращающееся в наделении животных, предметов, явлений живой и неживой природы, небесных тел, мифических существ психическими свойствами людей. А. являлся господствующей формой мировоззрения на ранних ступенях развития человеческого общества. Как способ мышления а. нередко бывает свойствен детям, но иногда проникает и в научное познание.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

АНТРОПОМОРФИЗМ
Приписывание человеческих характеристик организмам, находящимся на более низких ступенях развития, или неодушевленным объектам. Антропоморфические заблуждения наиболее часто встречаются у тех, кто не знаком с исследованиями животных. Тенденция говорить, что крыса, получающая кусочек пищи после подкрепленной попытки, "наслаждается", или что кошка, у которой стимулируют латеральную область гипоталамуса, испытывает "удовольствие", почти непреодолима, но это может вводить в заблуждение. Нужно быть внимательным и не наделять не-людей качествами, присущими исключительно человеческому виду.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

АНТРОПОМОРФИЗМ
Представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих только человеку. С позиций материализма, антропоморфическое толкование поведения животных начинает стирание грани между человеком и животным и ведет к игнорированию качественных особенностей человеческой психики, обусловленных трудовой деятельностью, общественной жизнью и членораздельной речью, к отрицанию ведущей роли социальных факторов в жизни и деятельности человека и в развитии человечества. В свете иного мировоззрения столь резкая характеристика представляется преувеличенной (-> антропопсихизм).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

АНТРОПОМОРФИЗМ
от греч. anthropos — человек, morphe — вид, форма) — представление о наличии у животных и явлений природы психических свойств и способностей, присущих в действительности только человеку. Антропоморфическое толкование поведения животных с точки зрения человеческих мотивов и поступков означает стирание грани между человеком и животным и ведет к игнорированию качественных особенностей человеческой психики. В ряде случаев понятие А. распространяется и на технические устройства (см. Психоморфизм в автоматике). С позиций А. проводятся и некоторые исследования в психобионике и психологической кибернетике.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Антропоморфизм
греч. antropos - человек, дат. forma - вид, наружность) - приписывание человеческих качеств другим живым существам и даже неодушевленным объектам по принципу аналогии. Особенно часто встречается у детей, нередко у нормальных взрослых индивидов, может быть проявлением и психиатрической патологии. Например, многие люди думают, что животные агрессивны, добры, совестливы, разумны, они думают и испытывают такие же эмоции и чувства, как и человек. Это показывает, что люди в своей массе все еще не осознают себя теми, кем они являются на самом деле и чем они отличаются от животных. У психиатрических пациентов антропоморфизм может выражаться в том, что человеческими качествами наделяются некоторые обманы восприятия, в особенности слуховые галлюцинации.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

АНТРОПОМОРФИЗМ
от греч. anthropus -человек + morphe - вид, образ) - приписывание специфических свойств человека тому, кто (или что) им не является- силам природы, растениям, животным, богам, машинам. Для анимистической картины мира (см. Анимизм) характерен А. в отношении сил природы, растений и животных, для античных религий характерно представление божеств в человеческом образе и наделение их психическими свойствами, чувствами и способностями человека (напр.: сомнение, гнев, самолюбие). Ф. Бэкон подводил А. под категорию "идолы рода", считая, что в них выражается "стремление объяснять действия природы по аналогии с действиями и поступками человека, т. е. убеждение, что природа делает то же самое, что и человек".
С резкой критикой А. в понимании психики животных выступали представители бихевиоризма, рефлексологии и школы И. П. Павлова, которые при этом сами нередко впадали в др. крайности - механицизм и териоморфизм (зооморфизм) в понимании человека.
Антропоморфизм эстетический - творческая установка художника (напр. скульптора), состоящая в символическом уподоблении человеку изображений природных или фантастических объектов. (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

АНТРОПОМОРФИЗМ
(от греч. anthropors – человек + morphe – форма) – наделение предметов природы и рукотворных предметов человеческими свойствами. А. реализуется в мифах о происхождении солнца (солярные мифы), месяца, луны (лунарные мифы), звезд (астральные мифы), вселенной (космогонические мифы) и человека (антропологические мифы). Существуют мифы о перевоплощениях одного существа в другое: о происхождении животных от людей или людей от животных. Широко известны древнегреческие мифы о гиацинте, нарциссе, кипарисе, лавровом дереве. Не менее известен библейский миф о превращении женщины в соляной столб. В свою очередь, вещь представляет человека в мире: наличие определенных престижных для конкретной культуры вещей есть показатель места человека среди людей. А. как одушевление предметов – эффективный прием народной педагогики. Обращение к солнышку, ветру, к кошке, птичке, разбитой вазе заменяют прямое морализирование в адрес ребенка, а требования «от имени» этих объектов смягчают силу требований взрослого: «Тетя Луна говорит, детки, пора спать!» Руку ребенка просят, чтобы проходила в рукав, ножку – чтоб не баловалась и обувалась и т.д. – ребенка ставят в активную позицию, учат владеть своим телом. Одушевление как разновидность агглютинации служит основой развития воображения и игры. Хорошо играющий ребенок одушевляет игрушку: рассказывает ей, поучает, спорит, сопереживает ей, предлагает делать то, что предлагают ему самому или демонстрирует возражения и упрямство, какие хотел бы проявить сам. Такая игра создает комфортные условия развития и помогает смягчить конфликты.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

АНТРОПОМОРФИЗМ
древнее учение, приписывающее животным и предметам психологические свойства и виды поведения, присущие человеку. А., например, предполагает, что животные так же, как и человек, обладают мышлением и сознанием, что они действуют, исходя из таких же потребностей, целей, намерений, которые присущи человеку. Отчетливо и однозначно выраженные антропомофические (антропоморфные) позиции были характерны для самых древних языческих, мистических учений и верований. Среди близких к современности ученых одними из первых на антропоморфические позиции умеренной степени выраженности встали известные ученые-исследователи поведения животных, как Ч. Дарвин и К. Лоренц. Они допускали и стремились научно доказать, что у животных, как и у человека, есть общие проявления интеллекта и эмоций. Далее это было продемонстрировано В. Келером и другими представителями сравнительной психологии, а также зоопсихологии, которым удалось обнаружить у высших животных отдельные психологические свойства, которые ранее приписывались только человеку, например интеллект. Большинство современных ученых, не разделяет антропоморфических взглядов и считает, что животные, в том числе высшие, на самом деле имеют очень мало сходства с человеком в психологии и поведении. В том, что касается общности некоторых познавательных процессов и форм поведения человека и животных, то ими, скорее, признается аналогия, т. е. внешнее сходство, чем сходство по существу. Считается, что А. в его традиционном, старом понимании в описаниях и объяснениях психологии и поведения животных не уместен. См. аналогия, Дарвин Чарльз, Келер Вольфганг, Лоренц Конрад, зоопсихология, психология сравнительная.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Антропоморфизм – «троянский конь» рекламы

Кошкин Александр Леонидович
Материал статьи связан с проблемой образа человека в рекламе как воплощения принципа антропоморфности.
Читать PDF

Антропоморфизм как форма познания мира

Титова Татьяна Александровна
В статье рассматривается проблема антропоморфизма в философии, показаны его познавательные и эвристические возможности в разных областях социогуманитарных наук.The article regards the problem of anthropomorphism in philosophy.
Читать PDF

Антропоморфизм и антропоцентризм как возможность сохранения человеческого в ситуации постчеловечеств

Титова Т. А.
Статья посвящена проблеме антропоморфизма и антропоцентризма. Проблема антропоморфизма рассматривается как некоторый срез, развитие проблемы антропоцентризма.
Читать PDF

АПОКАЛИПТИЧЕСКИЕ МИТОФИЗИКИ И РАДИКАЛЬНЫЙ АНТРОПОМОРФИЗМ (ДЕБОРА ДАНОВСКИ, ЭДУАРДУ ВИВЕЙРУШ ДЕ КАСТР

Шалагинов Денис
Читать PDF

«Антропоморфизм» как источник возникновения религиозных представлений: история и современность

Горевой Дмитрий Александрович
В статье рассматриваются различные варианты теории антропоморфного происхождения религии.
Читать PDF

Анализ программ киборгизации и антропоморфизации в контексте философии «Хай-тек»

Середкина Е. В.
Рассматривается становление новой философии «хай-тек» (Philosophy of Hi-Tech), проблемное поле которой формируется в точке пересечения биосоциального и технологического, организма и механизма.
Читать PDF

И. Кант в борьбе с антропоморфизмом

Кучеренко Александр Владимирович
Читать PDF

Нарратив как «Инструмент» процесса антропоморфизации

Титова Татьяна Александровна
Статья посвящена анализу нарратива как средства, посредника в процессе антропоморфизации.
Читать PDF

Процесс антропоморфизации представлений о мире и его источники

Умеров Эрвин Нуззетович
В работе анализируется влияние особенностей природы человека: биологической, психологической, социальной, на формирование общей картины мира, которая представлена в нашем сознании и является основой для существования и жизнедеятел
Читать PDF

Аспекты восприятия фотоизображений в авраамистических культурах: традиция антропоморфизма и проблемы

Петрова Ксения Юрьевна, Хазанов Олег Владимирович
Исследуются основные принципы и традиции восприятия изображений в авраамистических культурах.
Читать PDF

Православные репрезентации Бога и имплицитное антропоморфное мышление

Малевич Татьяна Владимировна, Колкунова Ксения Александровна, Кожевников Денис Дмитриевич
Теологическая некорректность является результатом сосуществования двух уровней религиозных понятий, разделенных по когнитивной сложности.
Читать PDF

Антропоморфный метод распознавания эмоций в звучащей речи

Вартанов Александр Валентинович
Предложен новый эффективный метод автоматического распознавания эмоций по речевому сигналу, основанный на четырехмерной сферической модели эмоций и принципах кодирования информации в нервной системе.

Похожие термины:

  • Антропоморфизация

    операция воображения, состоящая в одушевлении.
  • Антропоморфное мышление

    anthropomorphic thinking) При А. м. действия животных и физ. объектов интерпретируются как рез-т процессов, аналогичных тем, к-рые приводят чел. к определенным осознаваемым действиям, связанным со знаниями, мот
  • АНТРОПОМОРФНОСТЬ

    одушевление предметов неживой природы, приписывание животным человеческих свойств и качеств.А. досталась нам от отдаленных предков, "вписана" в наше подсознание как наследие опыта еще диких
  • Галлюцинации антропоморфные

    греч. antropos – человек, morphe – вид, форма) - обманы зрения в виде мнимых образов людей, как узнаваемых, так и, чаще, незнакомых лиц. Видения человеческих образов являются, пожалуй, наиболее частыми обман