АНЕКДОТ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Анекдоты
жанр устного короткого юмористического рассказа. Могут оживить неофициальное общение. Дурной тон – рассказывать много анекдотов за один раз в одной и той же компании, щеголяя знанием тех из них, которые не знают собеседники. Еще хуже рассказывать тот же анекдот в том же обществе через определенное время, забыв, что рассказывал его уже данному лицу, а также рассказывать анекдот, который он уже знает (это создает для собеседника неловкость). Дурной тон в приличном обществе рассказывать похабно-плебейские анекдоты.

Источник: Романова Н.Н., Филиппов А.В. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология. 2010

АНЕКДОТ
короткий интригующий рассказ, не имеющий автора, продукт устного народного творчества (фольклора).
А. используют в деловой речи, PR и рекламе в качестве иллюстраций, для подчеркивания мысли, утверждения и оживления текста. Сюжеты и персонажи А. могут включаться в рекламные демонстрации и с помощью художественно-изобразительных средств, рисунков и мультипликаций. С помощью А. в сознании и подсознании реципиентов (слушателей и зрителей) закрепляются те или иные положения, образы, сюжеты, увязываемые с решением коммуникативных задач - рекламирование товара, услуги, создания впечатлений от речи оратора, формирования имиджа общественно значительного лица и т. п.
Отдельно в рекламе используются исторические А.; занимательные положения и интриги прошлого. Напр., по российскому ТВ шла серия роликов о пикантных положениях при царском дворе XIX в. или в рекламе банка "Империал" была представлена интересная серия А. из разных исторических эпох: о Тамерлане, А. Суворове, Древнем Риме и др. Исторические А. часто близки к легенде, исторически правдоподобному мифу. Напр., в легенду о деятельности Петра I входит очень много А., случавшихся с ним и его приближенными.
А. любил и собирал А. Пушкин. Его "Пиковая дама" возникла из А. о магических трех картах. Им же подарен Н. Гоголю А. о самозванце-ревизоре, воплотившийся в одноименной комедии.
В одном телеролике 2001 г. о пиве "Пит" рекламисты придумали псевдоисторический А. о полете дореволюционного российского производителя в Германию, к А. Эйнштейну. Великий физик открывает знаменитую теорию относительности якобы благодаря поднесенному ему ящику пива "Пит": изображающий Эйнштейна персонаж пытается определить, относительно кого находится ящик с пивом, и к нему приходит озарение, гениальное открытие. Пиво, соответственно, позиционируется этой рекламой как "гениальное". Это - пример "товарной" или "фирменной" легенды, хотя и состряпанной на скорую рекламную руку.
А.-легенды существуют для многих научных открытий и изобретений. Есть они часто и у известных корпораций. Часто, у них действительно есть какая-то реальная историческая основа. Речь не о выдумках "фармацевтической" рекламы, вроде того, что дикие индейцы племени тумба-юмба жевали корень кактуса кус-кус и поражали дам своей мужской силой (а затем продали секрет своего снадобья производителям из числа гигантов цивилизованной медицинской индустрии). Хотя по такой нехитрой схеме позиционируют и успешно рекламируют, преподают многие "лечебные" препараты. Вот такое вещество как йод, на самом деле, появилось благодаря анекдотическому случаю: на стол французского химика Б. Куртуа в 1811 г. прыгнул кот и смешал химические ингредиенты. Еще более известный А.-легенда - сэр И. Ньютон и упавшее яблоко. В современной рекламе его даже драматизируют: показывают, как яблоки падают на голову почтенного английского естествоиспытателя.
В основе легенды об автомобилестроителе Г. Форде лежит рассказ о двух молодых и бедных ребятах, собравших в полуразвалившемся сарае первый автомобиль. Это, конечно, не А. Но о том же Г. Форде рассказывают, что он всю жизнь коллекционировал пустые бутылки из-под водки, причем сам был человеком непьющим. Вот этот фрагмент легендарной биографии уже ближе к А. Лет десять назад при входе в грандиозное поместье П. Гетти в Калифорнии, ставшее музеем по истории искусства, сидел живописный афроамериканец, пожилой негр. Всем желающим из числа посетителей он рассказывал А. и байки из истории многомиллиардной нефтяной корпорации и биографии самого П. Гетти. Рассказать было что: Пол Гетти - один из прототипов главного героя романа М. Пьюзо "Крестный отец".
А. - острое игровое словесное оружие. Они способны не только создавать образы и легенды, но и развеивать их. Интересно появление А. о рекламе, в которых пародируются и ставятся под сомнения рекламные утверждения. Напр., А. о надписи на могилке: "Не все йогурты одинаково полезны". Сходную задачу решают и политические анекдоты, заставляющие смеяться над идеологическими штампами и официально продвигаемыми имиджами. Есть А. и специально реагирующие на политическую рекламу и предвыборные фокусы. Напр., такой анекдот об антирекламной кампании против Ю. Лужкова на телеканале ОРТ: "Ведущий С. Доренко объявляет и показывает фотографии: - Вскрылись новые подробности покушения на президента США Джона Кеннеди. На этой фотографии, слева, вы видите с ружьем маленького толстого человека в кепке. Вы узнаете его?"
А. отражает социально-экономическую и общественную реальность. Так, напр., один А. развеивает миф об "американской мечте":
"- Боря, как ты стал-таки миллионером, там, в своей Америке?
- О, Абрам, очень просто. Когда я приехал у меня было всего 10 центов. Сначала я купил на них 1 яблоко. Разрезал его пополам. Каждую половинку продал тоже за 10 центов. Получилось 20 центов. Купил 2 яблока. Разрезал. Продал 4 половинки за 40 центов. Так продолжалось три месяца.
- А потом?
- А потом в Чикаго умерла моя бабушка и оставила мне все свои миллионы".
Умело подобранный и рассказанный А. вполне допустим на переговорах, встречах с журналистами, на деловых совещаниях, презентациях и встречах с избирателями (это тоже презентация). А. сближает оратора с аудиторией и помогает наладить психологический контакт, установить "обратную связь". Но использовать этот замечательный PR-инструмент нужно осторожно. Публично рассказываемые А. должны быть как можно короче и соответствовать настроению аудитории. У нее не должно возникать никаких недоуменных или отрицательных реакций. Если такие реакции из-за А. появились, то это сигнализирует о том, что слушатели расценивают рассказанный А. как попытку снизить их статус.
Иногда А. прямо используются в товарном рекламном дизайне, напр., оформление жестяных банок коктейля "Черный русский (коньяк и миндаль)" включает текст А., где в стиле черного юмора рассказано о покупке букета для некой миссис Браун, которая "вряд ли обрадуется", поскольку "сегодня ее похороны".

Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
363.17 кб

Анекдот в смеховом мире Интернета

Лутовинова О. В.
В статье рассматривается специфика анекдота в смеховом мире Интернета, его новые формы бытования, охватываемые тематические области, новые персонажи.
Читать PDF
172.54 кб

Политический юмор как объект исследования в политической науке (на примере политического анекдота)

Будко Диана Анатольевна
Статья посвящена возможностям исследования проблематики политического юмора в политической науке.
Читать PDF
258.54 кб

М.В. ВОРОБЬЕВА. КОММУНАЛЬНАЯ КВАРТИРА В СОВЕТСКИХ КИНОФИЛЬМАХ И АНЕКДОТАХ: ПОПЫТКА ОБЪЕМНОГО ПОРТРЕТ

Душенко К.В.
Читать PDF
158.51 кб

Этностереотипы русских и эстонцев в анекдотах

Нымм Елена Юрьевна
Читать PDF
247.68 кб

Образы мужчин и женщин в анекдоте

Булычев Игорь Ильич, Кулешова Татьяна Александровна
The gender consciousness of Russian people is of a rather complicated nature. The traditional patriarchal stereotypes are combined here with the new tendencies. It finds a peculiar reflection in a joke.
Читать PDF
253.30 кб

Алексей Юрчак. Анекдоты

Душенко К.В.
Читать PDF
146.02 кб

Социальное неравенство в повседневном смеховом дискурсе современной России (анализ анекдотов)

Зарубина Наталья Николаевна
В статье рассматривается повседневный дискурс социального неравенства. Автор показывает, как в юмористической форме осмысливается социальное неравенство и становление новых богатых социальных групп.
Читать PDF
357.92 кб

Анекдоты от Зюганова: фольклор в современной политической борьбе

Алексеевский Михаил Дмитриевич
Статья посвящена анализу трансформации жанра политического анекдота в постсоветской России.
Читать PDF
362.99 кб

Школьные анекдоты как средство оценки детьми педагогического процесса

Уварова Любовь Рудольфовна, Доберштейн Виктория Юрьевна
Если школьный фольклор и жаргон рассматривать как оценку учащимися учебного процесса, следует не ограничиваться оценкой отдельных текстов и жанровых образований, а перейти к изучению и системному описанию детской фольклорной тради

Похожие термины:

  • АНЕКДОТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ

    короткая смешная история с политиками, о политике. Как мухи и другие инсекты разносят микробы - так анекдоты разносят психические вирусы. Анекдот нередко является элементом политической борьбы. П
  • АНЕКДОТИЧНОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

    Очевидно, доказательство, которое является анекдотичным, то есть небрежным, к которому относятся как к несерьезному рассказу. Хотя обычно оно считается недопустимым в науке (как кто-то может расск