АНАЛИЗ ДИДАКТИЧЕСКИЙ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

АНАЛИЗ ДИДАКТИЧЕСКИЙ
Психоанализ, которому подвергается тот, кто обучается, чтобы стать психоаналитиком, он является частью образовательного процесса.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Анализ дидактический
анализ + греч. didaktikos – поучительный) – в психоанализе – психоаналитическая процедура, которой подвергается тот, кто намеревается стать психоаналитиком. Сам З.Фрейд, между прочим, под каким-то благовидным предлогом уклонился от этой процедуры.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

АНАЛИЗ ДИДАКТИЧЕСКИЙ
процедура психоанализа, через которую проходит каждый, кто собирается стать профессиональным психоаналитиком. А.д. является обязательной частью получения высшего психоаналитического образования или специальности дипломированного психоаналитика. См. психоанализ.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Дидактический анализ
Lehranalyse). Ядро, основная часть специальной психоаналитической подготовки, которая знакомит будущего психоаналитика с его собственной внутренней структурой и в особенности с ее конфликтными компонентами и, следовательно, должна создать предпосылки для возможности рефлексии относительно феноменов переноса и контрпереноса.

Источник: Хайгл-Эверс А.,Хайгл Ф.,Отт Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии

АНАЛИЗ ДИДАКТИЧЕСКИЙ
учебный анализ, который проходит кандидат в психоаналитики в процессе профессиональной подготовки. Он является одной из трех составных частей психоаналитического обучения, включающего в себя освоение теоретического курса по психоанализу, прохождение учебного анализа и супервизии, то есть разбор клинических случаев с опытным психоаналитиком.
   В начале своей исследовательской и терапевтической деятельности на вопрос, как можно стать аналитиком, З. Фрейд отвечал: «посредством анализа собственных сновидений». Однако такая подготовка не могла считаться достаточной для всех желающих изучать анализ, так как далеко не всем удается растолковывать свои собственные сновидения без посторонней помощи. Кроме того, чтобы психоаналитик был в состоянии пользоваться своим бессознательным, как «инструментом при анализе», он сам не должен допускать в себе никаких сопротивлений, что предполагает необходимость подвергнуться «психоаналитическому очищению». Поэтому, когда цюрихская школа в лице К.-Г. Юнга (1875–1961) выдвинула более жесткое, по сравнению с необходимостью осуществления самоанализа, требование к будущим аналитикам, то З. Фрейд поддержал его. Отныне всякий желающий подвергать анализу других людей предварительно сам должен был пройти анализ у специалиста. Именно об этом З. Фрейд писал в своей работе «Советы врачу при психоаналитическом лечении» (1912).
   Подготовка практикующих психоаналитиков предполагает знакомство с теорией и техникой психоанализа, освоение того и другого. Теория психоанализа дает представление о бессознательных психических процессах, механизмах функционирования психики, причинах возникновения внутрипсихических конфликтов и невротических симптомов, природе невротических заболеваний и возможностях освобождения человека от душевных страданий. Техника психоанализа демонстрирует соответствующие приемы и методы, с помощью которых вскрываются защитные механизмы пациента, выявляются истоки возникновения у него невротических симптомов, осуществляется осознание бессознательных процессов, достигаются позитивные результаты аналитической терапии.
   Однако знание теории и техники психоанализа само по себе оказывается недостаточным для осуществления эффективной терапевтической деятельности, поскольку в практике психоанализа каждый аналитик преуспевает в той степени, в какой позволяют ему его собственные комплексы, внутрипсихические конфликты, защитные механизмы, сопротивления. Поэтому будущий психоаналитик предварительно сам должен подвергнуться анализу. Лишь в ходе такого личного анализа, когда кандидаты в психоаналитики на собственном опыте действительно переживают обнаруженные анализом процессы, они приобретают, по словам З. Фрейда, убеждения, которыми «позднее руководствуются в качестве аналитиков». Помимо всего прочего, такой анализ является лучшим путем для получения сведений о «личной пригодности к будущему занятию притязательной деятельностью».
   Основатель психоанализа считал, что благодаря дидактическому анализу удается в более короткий срок и с наименьшими усилиями познать скрытое в самом себе и получить такие впечатления и доказательства, которые невозможно приобрести, изучая книги и слушая лекции. Подобный анализ остается незавершенным, однако он многое дает будущему психоаналитику, который имеет возможность не только познакомиться с действующими в психоанализе особыми приемами, но и на самом себе прочувствовать силу бессознательных влечений, защитных механизмов и сопротивлений.
   В 1922 г. в Берлине на Конгрессе Международной психоаналитической ассоциации официально было поддержано требование осуществления дидактического анализа для тех, кто собирался стать психоаналитиком. Это требование легло в основу психоаналитического обучения, впервые осуществленного в берлинском психоаналитическом институте, основанном К. Абрахамом (1877–1925), Э. Зиммелем (1882–1947) и М. Эйтингоном (1881–1943). С тех пор и по сегодняшний день подготовка психоаналитиков включает в себя дидактический анализ как необходимую и обязательную часть образовательных программ психоаналитических институтов во всем мире.
   При жизни З. Фрейда поднимался вопрос о продолжительности дидактического анализа. В 1922 г. на берлинском Конгрессе было предложено, чтобы продолжительность такого анализа составляла не менее шести месяцев. Два года спустя были утверждены правила психоаналитического обучения, в соответствии с которыми продолжительность дидактического анализа должна была составлять два года. З. Фрейд полагал, что в силу соображений практического характера подобный анализ может быть кратким и неполным. В работе «Анализ конечный и бесконечный» (1937) основатель психоанализа подчеркивал, что цель дидактического анализа – позволить учителю решить, стоит ли допускать кандидата в психоаналитики к продолжению дальнейшего обучения. По его словам, этот анализ выполняет свою роль, «если дает ученику твердое убеждение в существовании бессознательного, если помогает ему воспринять в себе при проявлении вытесненного нечто такое, что иначе показалось бы ему неправдоподобным». И хотя этого недостаточно для обучения психоанализу, тем не менее З. Фрейд исходил из того, что полученные в процессе дидактического анализа стимулы не сойдут на нет с его окончанием и что в дальнейшем прошедший дидактический анализ будет продолжать аналитическое исследование своей личности в виде самоанализа.
   В отличие от З. Фрейда венгерский психоаналитик Ш. Ференци (1873–1933) полагал, что дидактический анализ должен быть не менее тщательным и глубоким, чем лечебный анализ. По его мнению, будущий психоаналитик должен пройти исчерпывающий анализ, чтобы тем самым быть готовым к аналитической работе с пациентами. Если З. Фрейд исходил из того, что «невозможно вести обучение анализу абсолютно тем же путем, что и терапевтический анализ», то Ш. Ференци не видел «принципиальной разницы между лечебным и дидактическим анализом». И хотя до сих пор вопрос о продолжительности и исчерпываемости дидактического анализа остается дискуссионным, тем не менее необходимость прохождения его кандидатами в психоаналитики считается общепризнанной в рамках Международной психоаналитической ассоциации.
   З. Фрейд придерживался взгляда, что прохождение анализа необходимо не только для будущих практикующих психоаналитиков, но и для всех тех, кто хотел бы использовать психоаналитические методы и идеи в разнообразных областях духовной жизни. Он полагал, что апеллирующим к психоаналитическим методам исследования представителям гуманитарных наук недостаточно учитывать лишь результаты, накопленные в психоаналитической литературе, и они могут понять по-настоящему психоанализ только единственным путем, который открыт для этого, а именно тем, что «они сами подвергнутся анализу».    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
498.72 кб

Дидактический анализ некорректной задачи

Яремко Наталия Николаевна
Анализируются дидактические особенности некорректной по Адамару-Тихонову математической задачи. Автор обосновывает целесообразность изучения некорректных задач в школе и вузе.
Читать PDF
718.27 кб

Виртуальные машины: анализ дидактических принципов

Гилев В.М.
Рассмотрены общепризнанные дидактические принципы, рассмотрены идея о применении виртуальных машин в образовательном процессе, а также дидактические принципы, положенные в основу использования виртуальных машин.
Читать PDF
142.25 кб

Сравнительный анализ двух типологий дидактических тестов

Ампилогова Надежда Григорьевна
В статье на основе анализа типологий дидактических тестов А.Н. Майорова и Е.А. Михайлычева показаны различия в определении оснований типологизации тестов, имеющиеся в современной дидактической тестологии.
Читать PDF
648.66 кб

Дидактический анализ изменений образовательного процесса в высшей школе

Макарова Наталья Станиславовна
В статье на основе анализа широкого круга источников представлено теоретическое описание противоречия между накопленным в теории обучения в высшей школе научным знанием и практикой образовательного процесса в современном вузе.
Читать PDF
1,000.36 кб

Анализ инновационных дидактических моделей школьного образования Швеции

Стуколова Елена Александровна
Раскрываются основные требования к процессу обучения, лежащие в основе построения процесса обучения развитых государств, дается определение дидактической модели, инновационной дидактической модели, описываются некоторые инновацион
Читать PDF
261.60 кб

SNW-анализ дидактического процесса в структуре педагогического мониторинга

Доронин Анатолий Михайлович, Романова Марина Леонидовна, Романов Дмитрий Александрович
Цель исследования – разработка методики SNW-анализа дидактического процесса. Известно, что компонентами педагогического мониторинга являются контроль, диагностика, планирование, прогнозирование и принятие решений.
Читать PDF
127.79 кб

Ценностно-смысловые барьеры как категория психолого-дидактического анализа

Бакулин Андрей Валентинович
Для понимания тех затруднений, которые возникают в учебном процессе в связи с проблемами инициации смыслообразования учащихся необходимо осмыслить так называемые ценностно-смысловые барьеры и показать их качественное отличие от см
Читать PDF
130.45 кб

Дидактический анализ изменений в подготовке современных педагогических кадров

Макарова Наталья Станиславовна
В статье раскрываются результаты дидактического анализа изменений, происходящих в подготовке современных педагогических кадров.
Читать PDF
188.48 кб

Традиционные дидактические медиа в вузах Великобритании: анализ опыта применения

Андреева Н. В.
Рассматривается опыт применения традиционных (немультимедийных) дидактических медиа в учебном процессе вузов Великобритании; результаты применения аудиовизуальных средств; традиционного компьютера; интерактивного видео; раннего му
Читать PDF
1.36 мб

Об укрупнении дидактических единиц в преподавании математического анализа: асимптоты

А. В. Ястребов
Читать PDF
364.18 кб

Анализ «Клинических задач-клонов» для изучения педиатрии: сущность, дидактические функции

Пахольчук О. П.
Решение практических задач – одна из составляющих процесса формирования клинического мышления.
Читать PDF
242.81 кб

Объектно - ориентированный системный анализ дидактического пространства программной инженерии

Нуриев Н. К.
С объектно-ориентированного системного подхода рассматривается частная дидактическая система дидактическое пространство программной инженерии (ДПИ).
Читать PDF
321.78 кб

Автоматизированный анализ и синтез учебных планов вуза на основе массива дидактических единиц

Бронов С. А., Степанова Е. А., Калиновский К. В., Соколов И. В., Храброва Н. С.
Рассмотрен новый подход к автоматизированному анализу и синтезу учебных планов вуза, основанный на использовании массива дидактических единиц, из которых выстраиваются образовательные цепочки, которые затем оформляются в виде учеб
Читать PDF
278.83 кб

Анализ художественной формы в изобразительном искусстве как одно из важнейших дидактических средств

Ковалев А.А.
Читать PDF
1.11 мб

Информационная модель анализа качества медицинской помощи конкретному больному для дидактического об

Кузьминов Олег Михайлович, Фетисова Валерия Игоревна, Фетисов Игорь Александрович
Развитие навыков клинического управления у студентов медицинских ВУЗов и практических врачей является актуальной задачей формирования компетенций, обеспечивающих должное качество оказания медицинской помощи, соответствие ее нормат