АЛТЫНСАРИН ИБРАЙ

Найдено 1 определение
АЛТЫНСАРИН ИБРАЙ
1841-1889) Выдающийся казахский просветитель, педагог, демократ. Родился в ауле Жанбурчи, что расположен на территории нынешнего Затобольского района, Кустанайской области. В возрасте трех лет остался без родителей, он происходил из зажиточной семьи. После трагической смерти своих родителей рос и воспитывался в доме своего деда – известного казахского бия Балгожи Жанбурчина. Образование получил в Оренбургской школе, специально открытой царизмом для детей степной аристократии. После завершения учебы сначала работал писарем при воинском старшине, затем переводчиком в Оренбургском правлении. С этого времени начинается его активная общественная, научная педагогическая, политическая жизнь и деятельность. Сблизившись с прогрессивными представителями русской интеллигенции, в частности с В.В. Григорьевым, Н.И. Ильминским и другими он глубоко освоил передовые для своего времени педагогические, научные философско-теоретические идеи, которые и легли в основу его ожесточенной борьбы против отсталости своего народа, против его невежества, забитости, национального и социального порабощения. В своей практической деятельности выступил как инициатор создания в Казахстане ряда русско-казахских школ для детей степной бедноты. По его инициативе были открыты ряд училищ: женских, сельскохозяйственных, ремесленных. Впервые предпринял попытку создания казахского алфавита на основе русской графики, подготовил ряд учебников для обучения казахских детей. В 1879 г. вышли в свет два учебника И. Алтынсарина «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку». «Киргизская хрестоматия» по своей идейной направленности служила принципу народности и воспитывала детей, в духе любви к Родине. Занимался литературной деятельностью. Известен как автор превосходных стихотворений, направленных на защиту бедноты. Критику эксплуататоров и духовенства, а также многих других рассказов для детей, которые были наполнены дидактическим содержанием и преследовали цель воспитания у читателей лучших нравственных качеств: трудолюбие, доброту, честность, скромность, отзывчивость, уважение к старшим и т.д. Значительный вклад внес в исследование устного народного творчества казахов, их обычаев и традиций. Его исследование устного народного творчества казахов, под названием «Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства», «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства» и другие пользовались популярностью среди ученных кругов России и не утратили своего значения до сих пор. Изучая богатый опыт работы русских народных школ и взгляды деятелей начального образования в России (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.А. Корф и др.) глубоко уяснил благородные задачи народных школ в степи. Как известно в результате неутомимого труда его, при поддержке со стороны местного населения и с помощью русских деятелей народного образования во всех пяти уездных городах Тургайской области было открыто по одному уездному училищу с интернатами на 50 воспитанников при каждом из них. С его именем связано развитие среди казахов профессионально – технических учебных заведений. По его инициативе возникло первое казахское педагогическое училище (1883). Стремясь к массовому распространению грамотности среди казахского населения с 1883 г. настойчиво стал ходатайствовать об учреждении в степи аульных и волостных школ. Благодаря его самоотверженной деятельности возникла в казахской степи система двухклассных и одноклассных (четырехлетних) школ – интернатов. «Школы – это главные пружины образования киргизов, … на них и в особенности надежда, в них же и будущность киргизского народа». Работал учителем, затем инспектором киргизских школ Тургайской области, которые он же главным образом устроил, организовал и направил. Именно на этом посту он же проявил себя выдающимся организатором, талантливым педагогом, известным писателем – просветителем и крупным общественным деятелем. Боролся за распространение знаний в широкой народной среде. Он полагал, что только знание и просвещение способно избавить народные массы от посягательств власть имущих, открыть им глаза на действительный мир, рассеять их иллюзии и тем самым способствовать достижению подлинного прогресса. Алтынсарин был глубоко убежден в том, что казахи – это народ, способный к прогрессу и восприятию самой высокой культуры. Заслуга И. Алтынсарина как основоположника народных школ в Казахстане, выдающегося казахского педагога – просветителя состоит в том, что он в процессе своей деятельности, протекавшей в сложной обстановке, руководствовался установками прогрессивной русской педагогикой. Исходя из этого он разрабатывал в теоретическом плане дидактические и методические проблемы.

Источник: Психолого-педагогический словарь, фрагмент