АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ВООБРАЖЕНИЕ АКТИВНОЕ
есть два вида его:
1) воображение творческое;
2) воображение воссоздающее.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Активное воображение
Active imagination). Рисование, живопись, скульптура, осознанное воображение, фантазия и другие формы выражения - все это попытки вовлечь бессознательное в диалог с эго через употребление символов.

Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002

Воображение активное
преобразование прежнего опыта усилиями воли и в соответствии с осознанной целью. Создаваемые при этом новые ментальные структуры затем тщательно отбираются путем их проверки на соответствие действительности или требованиям логики.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ
Active imagination; aktive Imagination) - метод усвоения бессознательных содержаний (сновидений, фантазий и т.п.) с помощью определенной формы самовыражения.
Цель активного воображения - дать возможность услышать голоса тех аспектов личности (в особенности анимы/анимуса и тени), которые обычно о себе не заявляют, и тем самым установить связь между сознанием и бессознательным. И даже если конечные продукты - рисунки, живопись, писание, скульптура, танец, музыка и т. п. - не интерпретируются, между творцом и творением возникает нечто, что способствует преобразованию сознания. Термин "активное воображение" был впервые использован Юнгом в 1935 году в его знаменитых Тавистокских лекциях (см.: К. Г. Юнг. Аналитическая психология. 1994, с. 11, 40), прочитанных в Лондонской клинике, для описания состояния воображающей деятельности (imaginative Tatigkeit): свободной мечтательности, грез, фантазмов, сновидений наяву (ПТ, пар. 830). Активное воображение следует отличать от дневных мечтаний, остающихся в пределах личного повседневного опыта. Первая стадия активного воображения напоминает сновидение с открытыми глазами. Она может возникать спонтанно или вызываться искусственно. Вторая стадия помимо пассивного обозревания самих образов включает сознательное в них участие, оценку того, что они значат, и моральное и интеллектуальное обязательство действовать в соответствии со способностью проникать в их сущность.' Это и есть переход от простой созерцательной или эстетической установки на позицию суждения. Активное воображение может стимулировать лечение неврозов, но лишь тогда, когда оно действует в комплексе с сознательными усилиями. В отличие от снов, переживаемых пассивно, процесс воображения требует активного и творческого участия эго.

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ
(Active imagination, Aktive Imagination). Юнг использовал этот термин в 1935 г. для описания свободного процесса мечтания, фантазирования, она наяву (Собр. соч. Т. 6. Парагр. 723). Вначале человек концентрируется на чем-то определенном — настроении, картине или событии, затем позволяет развиваться цепочке взаимосвязанных фантазий, постепенно придавая им драматический характер. В результате возникшие образы получают свою собственную жизнь и развиваются согласно собственной логике. Рациональный отбор должен быть устранен, и все, что возникает в сознании, надо рассматривать как естественную последовательность. Психологически создается новая ситуация. Предварительно не связанные друг с другом содержания становятся более или менее ясными и отчетливыми. Поскольку чувства разбужены, сознательное эго побуждается к более быстрой и прямой реакции, чем это происходит в сновидениях. Посему Юнг считал, что личностное созревание ускоряется, так как образы, доставляемые А. в., предвосхищают сновидения. А. в. следует отличать от обыкновенных мечтаний, которые в той или иной степени составляют изобретение человека, остающееся на поверхности личного каждодневного опыта. А. в. противоположно сознательной выдумке. Кажется, что разыгрываемая драма «хочет заставить участвовать зрителя. Создается новая ситуация, в которой бессознательные содержания оказываются на виду в бодрствующем состоянии» человека (Собр. соч. Т. 14. Парагр. 706). В этом Юнг видел свидетельство действия трансцендентной функции, т.е. совместного действия сознательных и бессознательных факторов. С тем, что при этом выявляется, можно поступать по-разному. Процесс А. в. сам по себе может иметь положительный и жизненно важный эффект, но вдобавок его содержание (как и содержание сновидения) можно изобразить или описать (см. ЖИВОПИСЬ). Можно поощрять пациентов записывать свои фантазии для того, чтобы зафиксировать последовательность их появления во времени. Впоследствии эти данные можно подвергнуть анализу для интерпретации. Юнг утверждал, что фантастический образ имеет все необходимое для своего последующего развития и трансмутации в психической жизни. Он предостерегал от внешних контактов во время процесса А. в., сравнивая его с алхимическим превращением, при котором необходим «герметически запечатанный сосуд» (см. АЛХИМИЯ). И не рекомендовал использовать А. в. без разбора и кем угодно, считая, что оно наиболее полезно на поздних стадиях анализа, когда объективизация образов может заменить сновидения. Такие фантазии требуют помощи из мира сознательной жизни. А. в. может стимулировать лечение неврозов, но успех достигается лишь в том случае, если оно действует в комплексе, а не заменяет и не избавляет от сознательных усилий. В отличие от снов, которые переживаются пассивно, процесс воображения требует активного и творческого участия эго (см.: Weaver, 1964; Watkins, 1976; Jaffe, 1979). Этот метод привнесения в сознание содержаний, лежащих непосредственно у порога бессознательного, не лишен некоторой психологической опасности (см. ПОНИЖЕНИЕ УМСТВЕННОГО УРОВНЯ). Здесь Юнг выделял три негативных последствия: 1) процесс может оказаться безрезультатным, если пациент остается в ловушке своих собственных комплексов; 2) пациента отвлекает или развлекает появление фантазий, и он игнорирует необходимость сфокусированной реакции на них; 3) бессознательные содержания обладают столь высоким уровнем энергии, что, когда им предоставляется выход, они овладевают всей личностью (см. ИНФЛЯЦИЯ. ОДЕРЖИМОСТЬ).

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ
один из методов выявления бессознательного, используемый при аналитической терапии и представляющий собой метод интроспекции, наблюдение над развертыванием внутренних образов.
   Метод активного воображения (активной имагинации) был предложен в 1916 г. швейцарским врачом, основателем аналитической психологии К.Г. Юнгом (1875–1961). В обобщенном виде понимание этого метода было изложено им в лекциях, прочитанных в 1935 г. в Институте медицинской психологии при Тэвистонской клинике в Лондоне.
   Активное воображение напоминает собой фантазирование. Однако К.Г. Юнг использовал термин «воображение», а не «фантазия», тем самым подчеркивая значение не мимолетного впечатления, а целенаправленного творчества. Если фантазия является собственной выдумкой и «скользит по поверхности индивидуальных смыслов», то активное воображение вызывает к жизни типичные образы и символические события, функционирующие и развертывающиеся в соответствии с собственной логикой.
   Согласно К.Г. Юнгу, метод активного воображения сводится к следующему: необходима концентрация на каком-то начальном пункте, будь то спонтанное визуальное наблюдение, фрагмент сновидения, сюжет художественного произведения или какое-либо впечатление; сосредоточение на чем-то способствует порождению различных образов; при этом необходимо устранить всякую критику и наблюдать происходящее с «абсолютной объективностью», только лишь фиксируя его; внутренняя работа бессознательного приводит к тому, что эти образы оформляются в связанные между собой события и сюжеты; вызванный к жизни материал продуцируется в сознательные формы и вызывает потребность в чувственном или зрительном воплощении; потребность воплощения вызванного активным воображением материала в понятную для человека форму может быть реализована посредством рисунка, чертежа, пластического выражения, лепки, танца, игры; благодаря объективированию надиндивидуальных образов человек лучше понимает их смысл и ему становятся доступными ценности, которыми богат его архитепический материал; проделанная человеком работа оказывает на него такое воздействие, благодаря которому вызываются изменения его позиции по отношению к себе, другим людям и миру в целом.
   Специфику метода активного воображения можно проиллюстрировать на примере, взятом К.Г. Юнгом из собственного опыта. Так, в детстве по выходным дням он посещал тетушку, жившую в доме, в котором было много цветных гравюр. На одной из них был изображен дед Юнга, сидящий на террасе своего дома. Маленький мальчик усаживался на стул и смотрел на эту картину до тех пор, пока дед не начинал спускаться с террасы. Хотя тетушка говорила ему, что дедушка никуда не идет, он по-прежнему сидит на своем месте, тем не менее маленький Юнг был убежден, что видел, как его дед спускался вниз.
   Приводя этот пример, К.Г. Юнг замечал: «Точно так же, если вы концентрируетесь на мысленной картине, то она начинает двигаться: образ обогащается деталями, то есть картина движется и развивается. Естественно, всякий раз вы верите в это, вам приходит в голову, что это лишь ваша собственная выдумка. Но вы должны преодолеть это сомнение, ибо оно ошибочно. Нашим сознательным разумом мы можем достичь действительно совсем немного… Мы полностью зависим от великодушного содействия со стороны нашего бессознательного… И вот когда мы сосредотачиваемся на внутренней картине и не мешаем событиям идти своим чередом, наше бессознательное оказывается в состоянии породить серию образов, складывающихся в целую историю».
   К.Г. Юнг исходил из того, что метод активного воображения может быть продуктивным на завершающих этапах аналитической терапии, когда объективация образов оказывается способной занимать место сновидений. Вызванные активным воображением образы как бы предвосхищают сны, и материал сновидений иссякает. Сознание устанавливает связь с бессознательным, и получаемый в процессе анализа материал находит свое выражение в творческой форме, оказывается более содержательным, чем в сновидениях. Нередко сами пациенты испытывают потребность в эмоциональном или зрительном воплощении данного материала. На вербальном уровне это может вылиться в воображаемый разговор с другим человеком или персонажем, всплывшим из недр бессознательного. На невербальном уровне – в живописи, скульптуре, танце. Могут быть и иные способы выражения в форме письма, изложения на бумаге рассказа, стихотворения.
   В своей терапевтической деятельности К.Г. Юнг нередко просил пациентов выразить их материал активного воображения в форме рисунков. Он считал, что подобные рисунки выражают реальное психологическое состояние индивида и их можно использовать в целях установления диагноза заболевания. При работе с пациентами основатель аналитической психологии придерживался установки, в соответствии с которой рисунки чрезвычайно важны для них, их необходимо возвращать им, а копии оставлять у себя, чтобы иметь возможность размышлять над ними. При этом он исходил из того, что «суггестивное воздействие рисунка влияет на психологическую систему пациента и вызывает эффект, аналогичный тому, что сам пациент вкладывает в свой рисунок».
   Прибегая к активному воображению, напоминающему собой своего рода медитацию, К.Г. Юнг предупреждал в то же время, что этот метод подходит далеко не для всех пациентов и имеются такие больные, по отношению к которым «его применение будет ошибкой». Дело в том, что само по себе активное воображение может породить такой обильный бессознательный материал, с которым пациент не в силах справиться, в результате чего он не только не сможет разобраться в вызванных к жизни образах, но и растворится в них, окажется под их властью, будет испытывать беспокойство, что чревато обострением психического состояния. Негативный момент состоит и в том, что вместо подлинного понимания бессознательных образов возможно соскальзывание пациента в пропасть его собственных глубинных комплексов. Кроме того, содержимое бессознательного может вызвать у пациента лишь эстетический интерес, в результате которого больной окажется в тисках всепоглощающей фантасмагории. И наконец, активное воображение может способствовать освобождению присущего содержанию бессознательного сильного заряда, который в определенных обстоятельства способен подавить разум и овладеть личностью. К.Г. Юнг предупреждал, что метод активного воображения – это «не детская игрушка», он особенно опасен для больных с латентной формой шизофрении и, следовательно, при его использовании требуется строгий контроль со стороны опытного аналитика.
Поэтому использование метода активного воображения предполагает такую искусную работу аналитика, в процессе которой постоянно оказывается помощь пациенту по освоению им бессознательных обра-34 зов. Пациенту следует подсказывать параллели, имеющие место между его бессознательным материалом и элементами символизма, восходящими к средневековью, древним культурам, поскольку, как замечал К.Г. Юнг, больной может уяснить истинное значение архетипичных образов в качестве повторяющихся в истории человечества объективных фактов и процессов психики, а «не сомнительных субъективных переживаний вне всякой связи с внешним миром». Смысл и значение этих образов проявляется лишь в процессе их интеграции в личность, духовную целостность, когда человек задумывается над их нравственными требованиями.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Похожие термины:

  • МЕТОД ВООБРАЖЕНИЯ АКТИВНОГО

    основной метод коррекции психологической в терапии К.Г. Юнга. Предполагает возможность встречи и взаимодействия с символами бессознательного.