Активное исследование

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Активное исследование
action research) - термин используют в трех значениях: а) диагностическое исследование; б) процедура отбора данных от участников некоторой групповой системы и последующее представление этим участникам обратной связи о полученных результатах в качестве специфической процедуры помогающего вмешательства в текущую деятельность данной группы; в) процедура, в которой участники некоторой социальной системы вовлекаются в процесс сбора данных о самих себе с целью осуществления коррекционной или развивающей деятельности.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Активное исследование
action research) Следует различать три значения термина А. и.: 1) диагностическое исслед., связанное с определенным текущим аспектом к.-л. актуального процесса (точнее, его последствиями), напр. отчужденность об-ва, организационная мораль или групповая продуктивность; 2) процедура сбора данных от участников нек-рой групповой системы и последующее предоставление этим участникам обратной связи о полученных результатах в качестве специфической процедуры помогающего вмешательства в текущую деятельность данной группы; 3) процедура, в которой участники некрой соц. системы вовлекаются в процесс сбора данных о самих себе с целью осуществления коррекционной или развивающей деятельности. Диагностическое исследование текущей деятельности В соц. работе исследователей общественных орг-ций принято проводить опросы по нек-рым аспектам жизни об-ва и сообщать полученные результаты, а иногда и рекомендации общественным лидерам или руководителям орг-ций. Консультанты в сфере бизнеса часто проводят исслед. морального климата в орг-ции или продуктивности и представляют результаты и рекомендации высшему руководству компании. В исслед. такого рода не предусматривается предоставление обратной связи о полученных результатах работникам данной системы. Как правило, эти данные оформляются в виде письменных отчетов, представляемых высшему руководителю, председателю правления или к.-л. иному руководителю, к-рому подотчетны данные исследователи. После основания в 1945 г. при Массачусетском технологическом ин-те (МТИ) Центра изучения групповой динамики (Research Center for Groups Dynamics) Курт Левин и его сподвижники концептуализировали и операционализировали два других значения А. и. В то время существовал огромный интеллектуальный и практический интерес к процессам обратной связи. Норберт Винер, профессор МТИ, разработал свою систему кибернетики. Активно проводились исслед. в области разработки управляемых ракет с использованием принципов обратной связи для корректировки наведения на цель. Левин увидел потенциальную возможность применения этих технологических разработок в областях соц. исслед. и соц. воздействия. Эта возможность была реализована в форме тщательно спланированного вмешательства, вызывающего изменение аттитюда через обратную связь от получаемой информ. В тот же период возникло еще одно, даже более влиятельное, движение Т-групп, или тренинговых групп, изобретенных в Национальной тренинговой лаборатории группового развития (National Training Laboratory for Group Development) в Бетеле (штат Мэн). Вместе со своими сотрудниками Брэдфордом, Бенном и Липпиттом Левин разработал процедуру обеспечения групп наблюдателем группового процесса, отвечавшим за предоставление членам группы данных о себе в ходе изучения ими процессов, происходящих в собственной группе, и влиявшим на их развитие в таких областях, как лидерство, принятие решений, выявление скрытых проблем, налаживание коммуникации, совершенствование постановки целей и т. д. На весь период работы каждая группа обеспечивалась 2 наблюдателями. Один из них являлся наблюдателем-исследователем, к-рый был подотчетен и нес ответственность перед руководителем проекта и занимался в основном фундаментальными исслед. группового процесса, а другой яв-ся наблюдателем группового процесса, был подотчетен группе, собирал данные и сообщал результаты только самой группе. Эта концептуализация и исследовательские отчеты, свидетельствовавшие о значимости такого типа обратной связи, привели к разработке программы организационного вмешательства через каналы обратной связи и исслед., проводившимся Флойдом Манном и др. в Мичиганском ун-те под руководством Ренсиса Лайкерта. В ходе этих экспериментов проводились опросы в отношении морального климата в группе и группового функционирования, после чего подразделения компании получали избирательную обратную связь по полученным результатам с привлечением для этой цели специально подготовленных руководителей дискуссий, оказывавших помощь в разраб. интерпретаций, итогов и планов по улучшению существующей ситуации. Вовлечение группы в процесс сбора данных и осуществление обратной связи Соц. исследователи, проявляющие повышенный интерес к созданию условий для личностных и соц. изменений в результате сбора данных и обратной связи, обнаружили 3 преимущества вовлечения самих членов группы в процессы сбора данных и обратной связи. Во-первых, чем больше люди вовлекаются в процесс планирования и сбора данных, тем больше они испытывают свою психол. причастность к этим фактам и тем больше воспринимают их надежность и релевантность при последующем вмешательстве с целью изменений. Во-вторых, процесс сбора данных, предусматривающий добровольное участие членов группы, оказывается более экономичным. В-третьих, обучение членов группы проведению самостоятельного научного исслед. развивает у них определенную внутреннюю способность к исслед. и саморазвитию, которая продолжает функционировать в качестве внутреннего ресурса этой группы после прекращения действия внешних исследовательских ресурсов. Во многих Т-группах и других типах рабочих групп внешнего наблюдателя группового процесса сменяет наблюдатель процесса, поочередно выбираемый из состава группы путем ротации. Обычно, для того чтобы сформировать у группы и ее членов этот тип компетентности, проводится первоначальное консультирование по процедурам группового наблюдения и техникам обратной связи, после чего группа начинает сама обеспечивать себя ресурсами по сбору данных и обратной связи в качестве составной части текущей жизни данной группы. В свою очередь, в исслед. аттитюдов и ожиданий родителей, учеников и учителей формируются 3 исследовательские команды добровольцев, к-рые обучаются проводить опросы: команда учителей, команда родителей и команда уч-ся. Эти команды добровольцев не только осуществляют эффективный сбор данных, но и принимают вместе с исследователем участие в анализе результатов опросов и подготовке планируемой обратной связи. Но что самое важное, команды родителей, уч-ся и учителей проводят сессии обратной связи во всех школах, представляя полученные результаты опросов и руководя дискуссиями по поводу значения этих результатов в деле улучшения взаимоотношений между родителями, учителями и уч-ся. Последующая проверка указывает на значительное положительное влияние такого рода процедуры А. и. на ситуацию. Применительно к крупному сообществу одно из таких исслед. было нацелено на то, каким образом осуществляется развитие, образование и воспитание детей и молодежи во всех частях этого сообщества. Для этого потребовались интенсивные интервью с большими выборками из примерно 800 лиц взрослого, юношеского и детского возраста. В течение 3 недель были отобраны 300 добровольцев-интервьюеров от всех возрастных уровней, обоих полов и существующих расовых и этнических групп. В рамках интенсивной 3-часовой обучающей сессии с использованием ролевых игр эти добровольцы прошли курс подготовки по планированию интервью и предупреждению распространенных ошибок при его самостоятельном проведении. После этого они провели по одному пробному интервью и через неделю приняли участие во второй обучающей сессии. Все запланированные в исслед. интервью были проведены в 3-недельный срок с респондентами, интервьюируемыми лицами того же самого возраста, пола и расовой или этнической принадлежности. Обработка этих интервью, осуществлявшаяся в университетском исследовательском центре, показала, что полученные с их помощью данные не уступали по качеству данным интервью, проводимым членами профессиональных команд интервьюеров из гос. агентств. По результатам этого исслед. были проведены несколько типов сессий обратной связи. Результаты интервьюирования "принадлежали" самому данному сообществу и обладали надежностью и достоверностью. В рамках серии из 6 последовательных встреч были отобраны 75 влиятельных лидеров данного сообщества, в наибольшей степени интересующихся проблемами воспитания детей и молодежи. Они приняли участие в серии из 6 сессий, посвященных анализу итогов исслед. и планированию корректирующих мероприятий, предусматривающих проведение совместных акций. Наряду с этим были также проведены открытые сессии для всех участников исслед. и для др. жителей района. Представляется очевидным, что А. и. в его третьем значении - наиболее совершенно и успешно в обеспечении эффективной связи между выявлением фактов и их использованием, что, по существу, яв-ся первичной и основной целью А. и. См. также Теория коммуникации, Методы эмпирического исследования, Полевые исследования, Методология (научных) исследований Р. Липпитт

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
133.15 кб

Исследование социальной активности молодежи

Соколова Надежда Анатольевна, Черникова Елена Геннадьевна
В статье анализируются результаты социологического исследования общественной активности работающей молодежи Челябинской области: их участие в деятельности общественных объединений, уровень социальной поддержки на промышленных пред
Читать PDF
311.65 кб

Исследование социальной активности студентов

Харланова Е. М.
В статье раскрывается авторская трактовка понятия «социальная активность студентов», определяются компетенции, обеспечивающие готовность и способность студента к реализации социальной активности, представлены данные исследования п
Читать PDF
617.92 кб

Исследование биологически активных добавок к пище

Тихомирова В. Н., Субботина И. Н., Стародубцева В. В.
Читать PDF
630.91 кб

Исследование антиоксидантной активности овощных пюре

Остриков А. Н., Веретенников А. Н.
На анализаторе «Цвет Яуза-01-АА» определена суммарная антиоксидантная активность свежих и концентрированных овощных пюре.
Читать PDF
296.08 кб

Исследование активности оксидоредуктаз белых кореньев

Беленькая И.Р., Голинская Я.А.
При производстве блюд на основе корней сельдерея и пастернака необходимо учитывать характер биохимических реакций, происходящих в первичном сырье при его технологической переработке, существенная роль в которых принадлежит окислит
Читать PDF
313.73 кб

Исследование ДНК-гидролизующей активности антител к днк

Невзорова Татьяна Александровна, Винтер Виктор Георгиевич
Из сыворотки крови больных системной красной волчанкой (СКВ) получено четыре субфракции антител к нативной ДНК класса IgG, различающихся по сорбции на ДЭАЭ-целлюлозе и проявляющих различное сродство к аффинному сорбенту - нативной
Читать PDF
156.32 кб

Исследование гражданской активности студенческой молодежи

Грибанова В.А.
В статье обозначена проблема формирования созидательной гражданской активности молодого поколения. Описаны результаты исследования, проведенного на площадке Таганрогского института имени А. П.
Читать PDF
41.34 кб

Об исследованиях здоровья экономически активного населения

Низамов И. Г., Зыятдинов К. Ш., Гильманов А. А., Садыкова Т. И., Прокопьев В. П., Калистратов В. А.
Study of health of economically active population from wide medicosocial and economical point of view started from 1960-th.
Читать PDF
566.70 кб

Исследование активности оральной уреалитической микрофлоры

Быков С. Э., Дмитриенко М. А., Быков А. С.
Читать PDF
154.62 кб

Исследование портрета активного пользователя сети Интернет

Заморкин Антон Алексеевич
В статье рассмотрены результаты исследования портрета современного, активного пользователя сети Интернет.
Читать PDF
169.37 кб

Социальная активность населения как категория исследования

Пясецкая Елена Николаевна
Социальная активность населения рассматривается в работе как основа эффективного взаимодействия власти и населения, которое необходимо для социального развития российского общества.
Читать PDF
2.49 мб

Метод выборочного опыта в исследовании активности студентов

Попов Алексей Юрьевич, Волочков Андрей Александрович
В статье обосновывается возможность применения метода выборочного опыта, предложенного М.Чиксентмихайли, для исследования соответствия самооценочных опросников и реального поведения респондентов.
Читать PDF
129.52 кб

Исследование кислотно-протеолитической активности при целиакии

Орешко Л. С., Ревнова Мария Олеговна
ПРЕДСТАВЛЕНЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕКРЕТОРНОЙ АКТИВНОСТИ У 104 ПАЦИЕНТОВ С ЦЕЛИАКИЕЙ.
Читать PDF
394.51 кб

Экспериментальные исследования сократительной активности матки

Толибова Г. X., Константинова Н. Н.
65535 Представлены основные этапы изучения в эксперименте сократительной активности матки в связи с развитием технических возможностей ее регистрации.
Читать PDF
357.46 кб

Оптогенетика – новый метод исследования нейрональной активности

Ерофеев Александр Игоревич, Матвеев Максим Валерьевич, Терехин Станислав Георгиевич, Захарова Ольга Александровна, Плотникова Полина Владимировна, Власова Ольга Леонардовна
Статья посвящена вопросам реализации и применения оптогенетических методов для выявления причин различных заболеваний, контроля биохимических процессов клеточной жизнедеятельности и исследований на различных организмах.