Акселерация
ускорение развития поколения, родившегося позже, по сравнению со старшими поколениями.
Источник: Бендас Т. Гендерная психология. 2009
Акселерация
Ускорение физического развития, в частности роста и полового созревания. Возможный признак опухоли эпифиза.
Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010
АКСЕЛЕРАЦИЯ
(лат. acceleratio — ускорение) — ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
АКСЕЛЕРАЦИЯ
от лат. acceleratio - ускорение) - отмечаемое за последние 100-150 лет ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков, проявляющееся в увеличении их веса и размеров тела, а также в более ранних сроках полового созревания.
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
АКСЕЛЕРАЦИЯ
от лат. acceleratio - ускорение] - 1) в биологии развития - ускорение формирования отдельных частей зародыша на определенной стадии развития; 2) в антропологии - ускорение роста и развития детей и подростков, а также более раннее наступление по ловой зрелости по сравнению с предшествующими поколениями
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
Акселерация
(Acceleras). В переводе - ускоряющий. Речь идет о физической и психической акселерации при ускорении физического роста и психического развития. В некоторых случаях это отражается на формировании личности и особенностях психических проявлений. Процесс акселерации в значительной степени зависит от наличия благоприятных условий жизни в молодом возрасте.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
АКСЕЛЕРАЦИЯ
от лат. acceleratio - ускорение) - ускоренное физическое развитие детей, наблюдающееся в последние 100-150 лет. А. охватывает различные анатомические и физиологические стороны организма (в частности, увеличились рост и вес новорожденных и детей школьного возраста)', сократились в среднем на 1-2 г. сроки полового созревания и т. д. Есть основания полагать, что А. обусловлена действием целого ряда биологических и социальных факторов.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Акселерация
Словообразование. Происходит от лат. aссеleratio - ускорение.
Категория. Характеристика развития человека.
Специфика. Ускорение физического развития детей, наблюдающееся за последние 150 лет. Включает в себя различные анатомические и физиологические проявления: увеличение веса и роста новорожденных, сокращение сроков полового созревания.
Обусловливание. Зависит как от биологических факторов (питание, медицинское обслуживание), так и от социальных, в частности от более интенсивного информационного воздействия.
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
Акселерация
лат. acceleratio - ускорение) - ускорение роста и развития, отмечаемое в литературе у детей и подростков со 2–й половины 19 в. В некоторых публикациях встречаются описания сверхускоренных и не имеющих удовлетворительного объяснения проявлений акселерации, например, случаи появления начала фразовой речи у детей в возрасте 6-8 месяцев от роду, а начала чтения – около года. В некоторых случаях акселерация, как характеристика болезненно ускоренного развития ребенка в течение ограниченного периода времени, бывает связана с психическим расстройством (вероятно, с манией, рано возникающей шизофренией), но нередко эта связь становится известной известной лишь по данным катамнеза.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
АКСЕЛЕРАЦИЯ (АКЦЕЛЕРАЦИЯ)
отмечаемое за последние сотню-полторы лет ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков; проявляется в увеличении веса и размеров тела (в том числе у новорожденных), в ускоренном половом созревании. Статистически установлено, что за последнее столетие рост детей при рождении возрос в среднем на 0.5 - 1 см, а вес - на 100 - 300 г; у детей 5 - 7 лет рост каждые десять лет увеличивался в среднем на 1.5 см, а вес - на 0.5 кг; у детей возраста школьного рост увеличился на 10 - 15 см. Половое созревание стало наступать раньше в среднем на 1 - 2 года.
Все это, при сохранении традиционно сложившихся условий воспитания и норм поведения подростков, иногда становится источником психологических коллизий - появления барьеров психологических, конфликтов, аффективных форм поведения. Есть данные и об акселерации психологической - ускорении умственного развития детей; но надежных статистических выводов пока нет. Считается, что акселерация обусловлена влиянием как биологических, так и социальных факторов, в частности - более интенсивным информационным воздействием.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
АКСЕЛЕРАЦИЯ
(от англ. acceleration, от лат. ассеleratio - ускорение). Отмеченное в последние 100-150 лет во всех экономически развитых странах мира ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков, проявляющееся в увеличении их веса и размеров тела, а также в более ранних сроках полового созревания. Наиболее ярким проявлением А. является увеличение размеров тела выросших детей по сравнению с их родителями. Статистически достоверно установлено, что за последнее столетие рост детей при рождении стал в среднем больше на 0,5-1 см, а вес - на 100-300 г; у детей 5-7 лет длина тела каждые 10 лет увеличивалась в среднем на 1,5 см, а вес - на 0,5 кг; у детей школьного возраста длина тела возросла на 10-15 см. Половое созревание наступает раньше в среднем на 1-2 года. Это обстоятельство при сохранении традиционно сложившихся условий воспитания и норм поведения подростков в отдельных случаях становится источником психологических коллизий (возникновение смысловых барьеров, конфликтов, аффективных форм поведения). Имеются данные и об ускоренном умственном развитии детей (психологическая А.), однако надежных статистических выводов об этом пока нет. Не существует и общепринятой теории, объясняющей причины А.
Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.
Акселерация
Ускорение темпов индивидуального развития и созревания детей, наблюдающееся в последние 60–80 лет во всем мире. А. выражается в увеличении их веса и роста с момента рождения и до пубертатного возраста, в ускорении сроков полового созревания и др. Причины А. 1. Средовые, включающие характер питания, изменение фона космической радиации, удлинение «светового дня», влияние урбанизации, усиленные потоки информации и т. д. 2. Эндогенные, связанные и изменениями наследственности вследствие установления более частых брачных связей между ранее изолированными группами населения с изменением генетического состава популяций. А. ставит множество проблем социального, психологического, педагогического, правового и др. характера. Так, отмечается разрыв между наступлением физической и социальной зрелости, что зачастую является источником психологических и социальных конфликтов. В отношении здоровья и занятий спортом заслуживает внимания, что А. у многих детей ведет к дисгармонии развития различных систем и функций, эндокринным расстройствам, вегето-сосудистым нарушениям и т. д., в результате чего снижаются функциональные резервы организма. В конечном итоге А. не способствует увеличению продолжительности жизни популяции.
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
АКСЕЛЕРАЦИЯ
ускоренное развитие, увеличение массы, длины тела у детей и подростков. Впервые отмечено во второй половине XIX в. За последнее столетие рост новорожденных стал в среднем больше на 0,5–1 см, масса тела – на 100–300 г. Через каждые 10 лет рост детей в возрасте 5–7 лет увеличивается в среднем на 1,5 см, а масса – на 0,5 кг. У подростков длина тела за последние сто лет возросла на 10–15 см. Существенно изменились сроки полового созревания. Если в XIX в. в Европе менструации у девушек появлялись в возрасте 16–17 лет, то теперь, как правило, это происходит в 13–14 лет, а иногда и раньше (в 10–12 лет). В связи с более ранним половым созреванием современных подростков и юношей их раньше начинают интересовать проблемы любви, отношения между полами, у них раньше пробуждается половое влечение. Предполагаемыми причинами А. являются: интенсивное потребление детьми и беременными женщинами белков и витаминов, влияние радиации и активного солнечного излучения, а также средств массовой информации. Одной из причин А. называют также возросшее число браков среди людей, проживающих на далеко расположенных друг от друга территориях, что также приводит к появлению более здорового потомства. Скорее всего, А. вызвана всем комплексом меняющихся условий жизни.
Источник: Каталымов Л.Л. Словарь по сексологии. 2007
АКСЕЛЕРАЦИЯ
(от лат. acceleratio – ускорение) – отмечаемое за последние 100150 лет ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков, проявляющееся в увеличении их веса и размеров тела, а также в более ранних сроках полового созревания. Статистически достоверно установлено, что за последнее столетие рост детей при рождении стал в среднем больше на 0,5–1 см, а вес на 100–300 г, у детей 5–7 лет длина тела каждые 10 лет увеличивалась в среднем на 1,5 см, а вес – на 0,5 кг; у детей школьного возраста длина тела возросла на 10–15 см. Половое созревание наступает раньше в среднем на 1–2 года. Это обстоятельство при сохранении традиционно сложившихся условий воспитания и норм поведения подростков в отдельных случаях становится источником психологических коллизий (возникновение смысловых барьеров, конфликтов, аффективных форм поведения). Имеются данные и об ускоренном умственном развитии детей (психологическая А.), однако надежных статистических выводов об этом нет. А. – стратегия психического развития ребенка, основанная на ускоренном переходе к следующим стадиям развития и «взрослым» видам деятельности. В отличие от амплификации (А.В.Запорожец) – стратегии развития, основанной на обогащении «детских» видов деятельности с целью обеспечения естественного перехода к следующим стадиям.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Акселерация
лат. acceleratio — ускорение] — 1) Индивидуальный вариант развития, характеризуемый преждевременным созреванием (раннее начало, усиление интенсивности и темпа полового метаморфоза); при этом нередко отсутствует параллелизм между половым и психическим созреванием. 2) Отмечаемое за последние 100— 150 лет ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков, проявляющееся в увеличении их веса и размеров тела, а также в более ранних сроках полового созревания. Статистически достоверно установлено, что за последнее столетие рост детей при рождении стал в среднем больше на 0,5—1 см, а вес — на 100—300 г; у детей 5—7 лет длина тела каждые 10 лет увеличивалась в среднем на 1,5 см, а вес— на 0,5 кг; у детей школьного возраста длина тела возросла на 10—15 см. Половое созревание наступает раньше в среднем на 1 —2 года. Это обстоятельство при сохранении традиционно сложившихся условий воспитания и норм поведения подростков в отдельных случаях становится источником психологических коллизий — возникновения смысловых барьеров, конфликтов, аффективных форм поведения. Имеются данные и об ускоренном умственном развитии детей (психологическая А.), хотя надежных статистических выводов об этом нет. В последние годы появились сообщения о замедлении темпов А. Исследования и антропологические измерения зафиксировали тенденцию к уменьшению роста детей и массы их тела, что позволяет предположить возможное начало декселерации (замедления созревания) и выдвинуть гипотезу о ритмичности в характере соматического развития и физиологического созревания детей в филогенезе. Л.А.Карпенко, А.В.Петровский
Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005
АКСЕЛЕРАЦИЯ
/англ. Acceleration; от лат. acceleratio – букв. «ускорение»/ (акцелерация), 1) в биологии ускорение развития отдельных частей зародыша на определенной стадии; 2) в сексологии ускорение физического, психического и полового созревания подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Ср. Инфантилизм.
Отмечается со второй пол. XIX в. В последние годы рост новорожденных возрос в среднем больше, чем на 0,5–1 см, масса тела – на 100–300 г. Существенно изменились сроки пол. созревания: в XIX в. в Европе менструации у девушек появлялись в возрасте 16–7 лет, теперь же, как правило, наступают в 13–14 и раньше (10–12) лет. В связи с более ранним наступлением зрелости половой, у современных подростков раньше формируются вторичные половые признаки, пробуждается либидо, возникают сложные конфликтные переживания и др. При этом увеличивается разрыв между уровнем физического развития и нравственно-психологической, социальной и гражданской зрелостью индивида.
Высказываются предположения, что А. вызывается всем комплексом меняющихся условий жизни: резко возросший уровень развития средств связи, поголовная компьютеризация, радиактивное влияние деятельности солнца; урбанизация и др.
«Четырнадцать лет – это возраст, когда дети, еще не став взрослыми, перестают быть детьми. Особенно в наш век, век акселерации, причем отнюдь не только физической. Наши дети узнают многое раньше, чем узнавали мы, их родители, и, хотим ли мы этого или нет, не считаться с ними нельзя.» Л. Дурнов. Жизнь врача. Записки обыкновенного человека.
Акселераты (акселеранты) – лица, подверженные А.
«Студенты, акселеранты и акселерантки, целыми взводами ходили по коридорам, среди них преподаватели терялись, как мелкая поросль.» И. Грекова. Кафедра.
Источник: Словарь доктора либидо
Акселерация
(от лат. acceleratio — ускорение) — в антропологии ускорение роста и развития детей и подростков, регистрируемое с середины XIX в. до настоящего времени. Ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков было обнаружено при сопоставлении данных роста, массы и физиологических показателей в разные годы указанного периода.
А. проявляется уже на стадии эмбрионального развития, о чем свидетельствует фиксируемое за последние десятилетия увеличение длины тела новорожденных на 0,5—1 см и их массы на 200—300 г.
Значительное ускорение развития наблюдается и у грудных детей. Удвоение массы тела, наблюдавшееся ранее к 6-му месяцу, теперь происходит между 4-м и 5-м. В более раннем возрасте прорезываются молочные зубы. Годовалые дети имеют массу тела на 1,5—2 кг, а рост на 5 см больше, чем 50 лет назад.
В течение ста последних лет в странах Европы и Северной Америки за каждое десятилетие у 5—7-летних детей рост увеличивался на 1,5 см, а масса тела на 400— 500 г; у подростков 13—15 лет — соответственно на 2,5 см и на 2 кг. В настоящее время у большинства девушек рост прекращается в 16—17 лет, у юношей — в 18—19 лет. Хотя современный человек прекращает расти по сравнению с предыдущими поколениями раньше, ныне рост взрослых людей оказывается больше на 10—15 см за счет его ускорения в детском, подростковом и юношеском периодах жизни.
Об ускорении физиологического созревания детей и подростков свидетельствуют также более ранние прорезывание молочных и постоянных зубов, половое созревание, развитие психомоторных функций. Средний возраст начала менструаций у женщин Европы изменился с 16,5 лет в XIX в. до 12,5—13 лет в настоящее время.
Существует много гипотез о причинах А. Одна из них объясняет ее улучшением питания — большим поступлением в организм белков, витаминов и т. д. Другая придает главное значение уменьшению заболеваемости детей инфекционными, паразитарными и другими болезнями в результате совершенствования медицины и успехов здравоохранения в профилактике и гигиене.
Существует представление о том, что на рост и развитие оказывает влияние изменение магнитного поля Земли, усиление действия ионизирующей и солнечной радиации. Высказывается мнение о возможном воздействии электромагнитных волн, возникающих при работе многочисленных электрических агрегатов и приборов, радиои телеустановок.
Гипотеза урбанизации в качестве основной причины А. рассматривает раздражающее влияние на нервную систему детей и подростков комплекса условий городской жизни.
Однако на сегодня нет общепринятой теории, объясняющей причины А. Очевидно, что на человека действует сложный комплекс различных природных и социальных факторов. Эта сложная проблема требует дальнейшего исследования со стороны биологов, медиков, психологов, социологов, педагогов.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007