АКМЕОЛОГИЯ
наука об условиях успешной деятельности взрослого человека, профессионала.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Акмеология
изучает феноменологию активного социального субъекта (человека, группы), закономерности, механизмы и способы его развития на ступени зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня профессиональной самореализации.
Источник: Словарь по истории психологии. 2007
Акмеология
наука, изучающая закономерности психического развития личности в период ее расцвета, высших («вершинных») достижений (акме), психологические механизмы самосовершенствования индивида и обретение им социальной и личностной зрелости. А. исследует также субъективные и объективные факторы, способствующие достижению вершин профессионализма.
Источник: Даукша Л.М., Чекель Л.В. Педагогическая психология. Гродно ГрГу, 2008
Акмеология
наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин, изучающих феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. В 1928 г. Н.А. Рыбниковым был введен в научный оборот термин А. для обозначения науки о развитии зрелых людей.
Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014
АКМЕОЛОГИЯ
комплексная, междисциплинарная наука, возникшая во второй половине ХХ в. на стыке многих естественных, общественных, гуманитарных и технических наук, касающихся человека, и связанная с изучением условий и факторов (прежде всего психологических), обеспечивающих высшие профессиональные, творческие достижения человека, т. е. достижение им состояния акме. См. акме.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Акмеология
греч. akme – вершина, острие; logos – слово, понятие, наука) – в психологии – изучение человеческой личности в период ее социальной, духовной и творческой зрелости, а также взаимоотношений ее с обществом (в противовес к детско-подростковой психологии и психологии старения). Аналогичное разграничение существует в психопатологии и в клинической психиатрии, но термин акмеопсихиатрия обычно не используется.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Акмеология
греч. акте — высшая степень чего-либо, расцвет) — наука, возникшая на стыке естественных, общественных, технических и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Акмеология изучает объективные и субъективные факторы, психологические механизмы и закономерности достижения человеком вершин (успеха) в своей деятельности.
Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь
АКМЕОЛОГИЯ
от греч. akme - высшая степень, вершина) - комплексная наука о человеке, находящемся в периоде его зрелости, т. е. наиболее продуктивном периоде жизни; в более узком смысле раздел возрастной (онтогенетической) психологии, изучающий зрелую личность.
В 1-м (широком) смысле этот термин использовался в 1920-х гг., напр., Н. А. Рыбниковым, который предложил строить А. по образу и подобию педологии в рамках еще более широкого научного образования под названием "антропономия" (последний термин ввел амер. психолог У. Хантер в 1925г.). (Б. М.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
АКМЕОЛОГИЯ
от лат. acme — пик, вершина и логия) — наука о закономерностях развития и функционирования высшей творческой деятельности людей в процессе их функционального развития. По определению А.А. Бодалева, А. как наука возникла на стыке естественных, общественных, технических и гуманитарных дисциплин и изучает закономерности и механизмы развития человека на этапе его социальной зрелости, особенно при достижении им наиболее высокого уровня развития. Предмет А.— творческий потенциал человека, закономерности и условия достижения субъектом деятельности различных уровней раскрытия творческого потенциала, вершин самореализации. Задача А.— вооружение субъекта деятельности знаниями и технологиями, обеспечивающими возможность его самореализации в различных сферах деятельности, в том числе и выбранной профессии. Акмеологический подход является составной частью новой, прогрессивной технологии — инновационного обучения.
Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г
Акмеология
наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека до ступени его зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина). акмеология изучает развивающегося человека как индивида, субъекта труда и личность. У истоков формирования акмеологических идей в науке стояли выдающиеся русские ученые Б.Г.Ананьев, В.М.Бехтерев и Н.А.Рыбников, предложивший само понятие «акмеология». В настоящее время в силу гетерохронности развития акмеологического знания наибольший импульс получили исследования развития человека как субъекта труда, общих и частных закономерностей и феноменов развития профессионализма личности и деятельности, поэтому на данном этапе акмеология выступает прежде всего как наука о профессионализме. Расширение объектного и предметного полей акмеологии позволит ей обрести содержание, соответствующее заложенных при ее создании идеям.
Источник: Зазыкин В.Г. Краткий акмеологический словарь
АКМЕОЛОГИЯ
(от греч. акте, происходящее от слова «axis» (острие) - высшая степень чего-либо, logos - наука) - это совокупность наук, изучающих вершины в развитии отдельного человека и общности людей, а также условия их достижения. В настоящее время А. выступает в качестве самостоятельной науки. Классическая А. является одним из разделов возрастной психологии наряду с педологией, ювенологией и геронтологией и изучает особенности становления зрелости индивида в период взрослости. Фундаментальная - (базовая) А. изучает феноменологию, закономерности, условия и факторы самореализации зрелых людей на пути к вершинам в индивидном, личностном и профессиональном развитии. Прикладная (отраслевая) А. рассматривает пути достижения акме в конкретных профессиональных областях (управленческой, педагогической, военной, спортивной, медицинской, политической, информационной, этнической и др.), а также разрабатывает и совершенствует психодиагностические и развивающие технологии. Основные методологические принципы А.: принцип субъекта деятельности, принцип жизнедеятельности, принцип потенциального и актуального, принцип операционно-технический, принцип обратной связи, принцип моделирования, принцип оптимальности. Основные методы А.: акмеографический метод (акмеограмма), акмеологическая экспертиза, эксперимент, психобиографический метод, тестирование и др. Среди ак- меразвивающих технологий можно выделить: обучающие технологии, технологии игромоделирования и психоконсультирования, технологии развития аутопсихологической компетентности и ресурсосбережения, технологии оптимизации эмоциональной устойчивости и т.д.
Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.
Акмеология
(от греч. akme — «высшая точка, расцвет, зрелость, лучшая пора»). Термин был предложен Н. Н. Рыбниковым в 1928 г. для обозначения периода взрослости как самого продуктивного, творческого в жизни человека. Этот период охватывает возраст от 18 до 55—60 лет и отличается от юношеского в первую очередь тем, что в нем завершаются общесоматическое развитие и половое созревание, достигает своего оптимума развитие физическое. Он характеризуется наиболее высоким уровнем интеллектуальных, творческих, профессиональных достижений и зрелостью личности.
Наиболее крупные систематические комплексные исследования этого периода человеческой жизни были проведены под руководством акад. Б. Г. Ананьева (Е. Ф. Рыбалко, Е. И. Степанова).
В настоящее время многими исследователями А. рассматривается как комплексная дисциплина, изучающая в процессуальном и результативном аспектах зрелость человека как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности (А. А. Реан, Н. В. Кузьмина и др.). То есть акценты в изучении сместились к определению критериев зрелости человека, которой он может достичь в любом возрасте, а не только в период взрослости. Активно разрабатываются проблемы профессионализма деятельности, достижения вершин профессионального мастерства (А. А. Бодалев, А. А. Деркач, А. К. Маркова и др.), зрелости личности и индивидуальности.
Литература
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980. Т. 1.
Проблемы общей акмеологии / Под ред. А. А. Реана. СПб., 2000.
Степанова Е. И. Психология взрослых — основа акмеологии. СПб., 1995.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007
АКМЕОЛОГИЯ
наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин, изучающих феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости, и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. В 1928 г. Н. А. Рыбниковым был введен в научный оборот термин А. для обозначения науки о развитии зрелых людей. Основатель А. Б. Г. Ананьев сформировал основную идею данной науки: изучение «вершин» жизни высших достижений личности. Развивая проблему человекознания, он поставил комплексную задачу изучения закономерностей, механизмов и феноменов, характеризующих процесс развития взрослого человека. Его учениками – А. А. Бодалевым, А. А. Деркачем, Н. В. Кузьминой и др. – была основана А. как новая комплексная область знания о человеке и его совершенствовании. Предметом А. являются процессы и механизмы совершенствования личности как индивидуальности в жизни, деятельности (профессии), общении, приводящие к наиболее оптимальному способу самореализации в жизни, к конструктивному, компетентному, высоко профессиональному осуществлению деятельности в качестве субъекта. Важной задачей, решаемой А., является выяснение характеристик, которые должны быть сформированы у человека в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте, в подростковые годы и в юности, чтобы он во всех отношениях смог успешно проявить себя на ступени зрелости. Имеются разработки, доказывающие эффективность психологических и физиологических упражнений, приемов аутогенной тренировки, различных игр, умственных нагрузок и тренировок, музыки в сохранности личности и повышении ее творческого потенциала и после 50 лет.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
Акмеология
(греч. acme — высшая степень чего–либо, цветущая сила, и logos — наука, учение) — научное направление, развивающееся на стыке естественных, гуманитарных, общественных и технических дисциплин и изучающее феноменологию развития человека, его наивысшие творческие достижения на этапе зрелости. Создателями А. были Н. А. Рыбников, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина. В их представлении зрелость человека и вершина этой зрелости («акме») — это многомерное состояние взрослого человека, охватывающее значительный этап его жизни и показываю щее, насколько он состоялся как индивид, как гражданин, как личность, как профессионал–специалист в какой–либо области деятельности, как супруг, как родитель и т. п. Это состояние никогда не является статичным, а отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью. Исследования позволили установить, что, как правило, не происходит одновременного достижения ступени зрелости по всем характеристикам. Время выхода человека на уровень акме как индивида, как личности, как субъекта творческой деятельности часто не совпадает (либо можно говорить лишь об относительном совпадении), поскольку наблюдаются разные темпы изменений в этих характеристиках. В акмеологических исследованиях устанавливается сходное и различное в индивидных, личностных и творческих характеристиках разных людей, проясняется действие факторов, предпосылки, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости и такие особенности акме человека, как его содержание, продуктивность, время наступления, широта, продолжительность и др. А. прослеживает механизмы и результаты воздействия макро–, мезо– и микросоциумов (государства, общества, образования, семьи и др.), природной среды и самого человека (активность «Я») на процесс собственного развития, ставя и решая задачу разработки таких рекомендаций стратегии организации его жизни, реализация которых позволила бы ему оптимально объективировать себя на ступени зрелости и внести свой индивидуально неповторимый вклад в обогащение ценностей жизни и культуры. Наряду с расширенным толкованием А., некоторыми авторами предлагается иная, более специальная трактовка понятия А., как знание о высшем уровне профессионального мастерства или профессионализма человека. При этом на междисциплинарном уровне рассматривается содержание феномена профессионализма, прослеживается зависимость между профессионализмом и другими особенностями человека, пути и условия достижения профессионализма, а также способы предотвращения профессиональной деформации. При решении этих задач в А. изучается деятельность профессионалов экстра–класса в таких системах деятельности, как: человек — живая природа; человек — техника и неживая природа; человек — человек; человек — знаковые системы; человек — образы искусства (классификация Е. А. Климова).
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014
Акмеология
греч. акте — вершина + logos — наука, учение] — научное направление, развивающееся на стыке естественных, гуманитарных, общественных и технических дисциплин и изучающее феноменологию развития человека, его наивысшие творческие достижения на этапе зрелости. Создателями А. были Н.А. Рыбников, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина. В их представлении зрелость человека и вершина этой зрелости («акме») — это многомерное состояние взрослого человека, охватывающее значительный этап его жизни и показывающее, насколько он состоялся как физический индивид, как гражданин, как личность, как специалист-труженик в какой-то области деятельности, как супруг, как родитель и т.п. Это состояние никогда не является статичным, а отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью. Исследования зрелости взрослого человека с позиций разных наук позволили установить, что, как правило, не происходит одновременного достижения ступени зрелости по всем характеристикам. Время выхода человека на уровень акме как индивида, как личности, как субъекта творческой деятельности часто не совпадает (либо можно говорить лишь об относительном совпадении), поскольку наблюдаются разные темпы изменений в этих характеристиках. В акмеологических исследованиях устанавливается сходное и различное в индивидных, личностных и творческих характеристиках разных людей, проясняется действие факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости и такие особенности акме человека, как его содержание, продуктивность, время наступления, широта, продолжительность и др. А. выясняет также, какие предпосылки должны быть сформированы у человека на предшествующих зрелости этапах возрастного развития для того, чтобы он по-настоящему смог состояться как индивид, как личность, как субъект деятельности, став взрослым. Поэтому А. прослеживает механизмы и результаты воздействия макро-, мезо- и микросоциумов (государства, общества, учебного и трудового коллективов, семьи и др.), природной среды и самого человека на процесс собственного развития, ставя и решая задачу разработки таких рекомендаций стратегии организации его жизни, реализация которых позволила бы ему оптимально объективировать себя на ступени зрелости и внести свой индивидуально неповторимый вклад в обогащение ценностей жизни и культуры. Наряду с расширенным толкованием А., некоторыми авторами предлагается иная, более специальная трактовка понятия А., как знание о высшем уровне профессионального мастерства или профессионализма человека. При этом на междисциплинарном уровне рассматривается содержание феномена профессионализма, прослеживается зависимость между профессионализмом и другими особенностями человека, пути и условия достижения профессионализма, а также способы предотвращения профессиональной деформации. При решении этих задач в А. изучается труд профессионалов экстракласса в разных областях деятельности, выявляется, что их объединяет и что различает, насколько различия обусловлены конкретной областью труда. Различия в объектах деятельности, в задачах, которые приходится решать, несхожесть технологий, которые используются, чтобы получить высокий результат, определяют своеобразие содержания и формы профессионализма в таких системах деятельности, как: человек — живая природа; человек — техника и неживая природа; человек — человек; человек — знаковые системы; человек — образы искусства (классификация Е.А. Климова) или в таких сложных областях, как политика, экономика, управление, предпринимательство, военное дело и др. Помимо этого, А. исследует процессы переподготовки, когда человек меняет профессию и в новой области труда ему необходимо достигнуть максимального профессионализма, выявить новые грани своего «акме». В зарубежной психологии выделение А. как относительно самостоятельной области исследований не принято: психология зрелости рассматривается лишь как один из разделов психологии развития. В отечественной психологии, наряду со сторонниками такого выделения, имеются и его противники, полагающие методологически некорректным объединение разнородных научных дисциплин только на основе общности изучаемого объекта (высшие достижения человека). А.А.Бодалев, А.Л.Венгер
Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005
АКМЕОЛОГИЯ
знание теоретико-практического типа, современная комплексная наука, взаимодействующая с гуманитарными, естественными, социальными, техническими науками, изучает специфические закономерности психического развития человека на этапе зрелости: поступательный и прогрессивно восходящий характер развития, направленность на высшие уровни оптимумы развития, обратное влияние личности на деятельность, возрастание целостности и интегрированности личности на этапе зрелости, роль феномена «акме» как многомерного психического состояния человека в поступательном развитии, становление способности зрелой личности действовать в меняющихся и неопределенных условиях, становление способности к максимальному использованию личностью своих ресурсов для оптимального соотнесения с социумом, усиление роли саморазвития у взрослого человека. А. выявляет особенности специализации становления психических функций в ходе профессионализации человека и особенности двухфазного психического развития. А. рассматривает личностную и профессиональную зрелость как высшие ступени социализации и профессионализации человека.
Основатель А. - Борис Герасимович Ананьев. Сформировал основную идею данной науки - изучение «вершин» жизни высших достижений личности. Развивая проблему человекознания, он поставил комплексную задачу изучения закономерностей, механизмов и феноменов, характеризующих процесс развития взрослого человека. Его учениками - А.А. Бодалевым,
А.А. Деркачом, Н.В. Кузьминой и др. - была основана акмеология как новая комплексная область знания о человеке и его совершенствовании .
Предметом А. являются процессы и механизмы совершенствования личности и как индивидуальности в жизни, деятельности (профессии), общении, приводящие к наиболее оптимальному способу самореализации в жизни, к конструктивному, компетентному, высоко профессиональному осуществлению деятельности в качестве субъекта.
Предмет А. представлен в виде сложной модели, выявляющей изменение, развитие исходного состояния реального объекта («оригинала» - по терминологии Вартофского), его переход от «стартового» к идеальному, «вершинному» состоянию. Модель выявляет изменение способа организации объекта от наличного к более оптимальному уровню. Желательное идеальное целевое состояние или качество проектируется (А.А. Деркач) согласно теоретическим, методологическим, гуманистическим принципам и - одновременно - достигается практически заданным критериям, определяемым системой функционирования личности - в качестве участника и субъекта всех сфер социально и личной жизни, в том числе - профессиональной (руководителя, преподавателя и т. д.).
Специфика предмета состоит в нахождении наиболее оптимального способа функционирования личности и ее саморазвития в жизнедеятельности. Этот тип знания - ценностный, модельно- целевой, и вместе с тем - целепрактический. Тем самым доказывается самостоятельность предмета науки акмеологии, снимаются попытки свести ее к разделу психологии или прикладной технологии.
Методологическая модель предмета представляет собой интеграл наличного состояния (определенного на основе диагностики), способа его практического преобразования и идеального «вершинного» качества и раскрывается путем применения принципа моделирования сложных (одновременно реатьных и идеальных) целевых объектов.
Акмеологическая наука интегратьна; ее интегральность задана ценностным и практическим критерием - «необходимостью оптимизации», который определил целесмысловое «заимствование» понятий и исходных положений из других областей знаний по принципу необходимого и достаточного.
В данной науке практически ориентированные составляющие задают систему критериев-вопросов, проблем исследования, т. е. выполняя функцию теорий и гипотез. Структура исследования в А. строится на встречных направлениях - с одной стороны, практико-социального запроса, с другой стороны теории - предметной модели, задающей необходимость развития личности, оптимизации ее деятельности, при всех условиях.
Система акмеологии как типа знания уникатьна по своей семантике: она подтверждает правомерность идеи о смысловых системах. Однако семантизм акмеологической системы заключается не в ее языковом характере, а в существовании определенного «гештальта», функционально-смысловой, ценностной и целевой связанности ее составляющих. В этом значение возникновения акмеологии для общей методологии и логики науки.
Источник: Акмеологический словарь.
АКМЕОЛОГИЯ
АКМЕАЛОГІЯ / ACMEOLOGY раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития; наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин, изучающих феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Основатель А. Б. Г. Ананьев сформировал основную идею данной науки: изучение «вершин» жизни, высших достижений личности. Развивая проблему человекознания, он поставил комплексную задачу– изучить закономерности механизмов и феноменов, характеризующих процесс развития взрослого человека. Его учениками– А. А. Бодалевым, А. А. Деркачем, Н. В. Кузьминой и др.– была основана А. как новая комплексная область знания о человеке и его совершенствовании. Предметом А. являются процессы и механизмы совершенствования личности как индивидуальности в жизни, деятельности (профессии), общении, приводящие к наиболее оптимальному способу самореализации в жизни, к конструктивному, компетентному, высокопрофессиональному осуществлению деятельности в качестве субъекта.
Современная А. занимается вопросами разработки теоретико-методологических основ, описания ее статуса, места в системе наук, определения и описания количественно-качественных характеристик феномена акме на уровне индивида, субъекта деятельности, личности, индивидуальности, группы, общности; исследует вопросы методологии категориально-понятийного аппарата («акме», «зрелость», «компетентность», «профессионализм», «культура»), законов А. («алгоритм», «стратегия», «рефлексия» и др.) и т. д. Также к числу научных, теоретических задач А. относится прослеживание зависимостей между индивидными, личностными и субъектными характеристиками человека в периоды взрослости и зрелости, воздействия на них его собственного жизнетворчества; выявление условий и факторов, способствующих или препятствующих движению к акме и достижению вершин в развитии. Субъектом акмеологического развития выступает личность. Также исследуются самость как феномен системной целостности «человек» и субъектность, саморазвитие и самореализация как компоненты акмеологического развития. Механизмом и интегральным показателем акмеологического развития человека выступает культура.
Большое внимание уделяется вопросам формирования субъекта деятельности в период акме, стадиям и кризисам профессионального развития, факторам их преодоления, возможности обучения, творческой активности, достижения профессиональных вершин в зрелом возрасте. Исследуются вопросы самопознания, саморегуляции, самосозидания человека как профессионала, а также психологические методы исследования и развития личности и творческого потенциала, в частности стратегии смены профессий, непрерывного профессионального образования, внедрения психологических акмеологических знаний в практику, создание психологических, акмеологических служб, ориентированных на оптимизацию психического развития человека на разных стадиях этого процесса. Важной задачей А. является выяснение характеристик, которые должны быть сформированы у человека в дошкольном, младшем школьном возрасте, в подростковые годы и в юности, чтобы он во всех отношениях смог успешно проявить себя на ступени зрелости. А. остается востребованной и активно развивающейся отраслью психологической науки.
Сегодня существует ряд предметных направлений А.
Акмеология военная / Акмеалогiя вайсковая / Acmeology military– изучает феноменологию индивидуальных и групповых субъектов военной службы; закономерности, механизмы, условия и факторы их продуктивного развития и самореализации при выполнении военнопрофессиональных задач как в военное, так и в мирное время.
Акмеология медицинская / Акмеалогiя медыцынская / Acmeology medical– прикладное направление о медицинском обеспечении акмеологического процесса– личностно-профессионального развития человека, а также о достижении профессионализма в труде медицинского работника.
Акмеология педагогическая / Акмеалогiя педагагічная / Acmeology pedagogical– прикладное направление, имеющее своим предметом стороны и уровни профессионализма педагога, условия и закономерности достижения вершин профессиональной зрелости и личности педагога.
Акмеология социальная / Акмеалогiя сацыяльная / Acmeology social– теоретико-методологическое и прикладное направление, решающее проблемы социальной зрелости, достижения вершин нравственности и идеалов, смысла жизни, добра и зла, добродетели и порока, ценностей и антиценностей, а также личностно-профессионального развития в труде профессий группы «человек– человек» (социальных работников и др.).
Акмеология школьная / Акмеалогiя школьная / Acmeology school– прикладное направление, где акмеологический подход выступает в качестве методологической основы современных инноваций в образовании, развиваются конкретные виды акмеологических технологий обучения в школе, которые раскрывают особенности применения акмеологического подхода на практике. С. Л. Кандыбович
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.