Аккультурация
процесс адаптации к культуре или приспособление к другой культуре, отличной от той, в которой воспитывался человек.
Источник: Мацумото Д. Психология и культура
Аккультурация
acculturiration) – процесс, в ходе которого человек усваивает, интернализует правила поведения, культурные нормы, типичные для определенной социальной группы. Синоним: Ассимиляция.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Аккультурация
процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем. Термин А. используется для обозначения как самого этого процесса, так и его результатов. Близкими к нему по значению являются такие термины, как “культурный контакт” и “транскультурация”.
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014
АККУЛЬТУРАЦИЯ
усвоение человеком правил, норм и форм поведения, характерных для определённой группы людей. Термин А. введён Маргарет Мид, известным социологом, вместе с другим понятием - интернализация, которое характеризует усвоение человеком культуры отношений, обычаев и традиций определённой социальной группы (см. также Группа, Психология социальная, Традиция).
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
АККУЛЬТУРАЦИЯ
англ. acculturation)
1. Процесс заимствования, восприятия культуры др. группы в условиях тесного взаимодействия с ней. А. м. б. как односторонней (унилате-ральной), так и двусторонней (билатеральной).Например, примерно 1000 лет назад в культуреЯпонии произошли большие изменения за счет А.из Китая, когда японцы приобрели такие культурные достижения, как письменность, чеканку монети буддизм, в то время как как китайцы получиливзамен складной веер.
2. В применении к детям этот термин обозначает постепенное приобретение ими форм поведения из окружающей культуры (субкультуры),внутри которой они растут. Неполный син. Социализация. (Б. М.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
АККУЛЬТУРАЦИЯ
1. В широком значении А.-процесс усвоения человеком, вышедшим из одной культуры, ценностей, взглядов, норм и форм поведения, характерных для людей, представляющих другую культуру. 2. В узком значении А.-процесс, с помощью и в результате которого человек усваивает правила поведения, характерные для определенной социальной группы. Термин А. введен в научный оборот социологом Маргарет Мид вместе с понятием интернализация, характеризующим усвоение человеком культуры отношений, обычаев и традиций определенной социальной группы. См. интернализация, Мид Маргарет, предубеждений формирования аккультурационная теория, социальная психология, социология, традиция.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
АККУЛЬТУРАЦИЯ
от acculturation - английский неологизм от лат. ad - к и cultura - возделывание) -процесс взаимовлияния людей с определенной культурой друг на друга, а также результат этого влияния, заключающийся в восприятии одной из культур, обычно менее развитой (хотя возможны и противоположные влияния), элементов другой культуры или возникновения новых культурных феноменов. А. часто ведет к частичной или полной ассимиляции (см.: Ассимиляция этническая) . В этнопсихологии понятие А. используется для обозначения: а) процесса социально-психологической адаптации представителей одной этнической общности к традициям, привычкам, образу жизни и культуре другой; б) результатов влияния культуры, национально-психологических особенностей представителей одной общности на другую. Как следствие А. некоторые традиции, привычки, нормы-ценности и образцы поведения заимствуются и закрепляются в психическом складе представителей другой нации или этнической группы. Понятие А. употребляется в основном западными учеными.
Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999
Аккультурация
лат. ad — к + cultura — образование, развитие] — процесс и результат усвоения социальной общностью принципиальных элементов определенной культуры в ходе устойчивых, продолжительных и чаще всего прямых, непосредственных контактов и взаимодействий с социальной группой-носителем этой культуры. В социальной психологии термин А., как правило, используется как поясняющий при анализе процессов межгрупповых взаимодействий, идет ли речь о больших или о малых группах, представляющих различные, иногда не только несовпадающие, но противостоящие субкультуры (например, групп несовершеннолетних правонарушителей и общностей, интегрированных в широком социуме "мира взрослых"). В этих случаях А. может пониматься как процесс и результат преодоления смысловых барьеров между представителями различных субкультур, принятия одной из взаимодействующих сторон органичной для изначального оппонента шкалы жизненных ценностей, норм и правил жизнедеятельности, разрушения деструктивного противостояния по принципу "мы — они" и построения общего "мы" как социально различимого и личностно значимого для всех единства целей, задач и принципиальных способов их достижения и решения. При этом сам по себе термин А. не несет ни малейшей оценочной окраски. Являясь в ряде случаев несомненным отражением просоциальных интеграционных тенденций, А. достаточно часто мешает процессу психологически содержательной индивидуализации социальной общности (и малой группы, и отдельной этнической группы) в ходе ее взаимодействия с более широким социумом. Помимо социальной психологии, термин А. наиболее часто употребляется в этнографии, культурологии и социологии при описании ситуаций, связанных с происходящим процессом приобщения и усвоения норм общения и сотрудничества, ценностной переориентации и т.п., чаще всего переживаемым определенной человеческой общностью при вхождении ее в новую этносреду. В этом контексте А. традиционно рассматривается как важная, этапная составляющая такого этнического процесса, как ассимиляция. Т.Г. Стефаненко
Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005
Аккультурация
acculturation) А. - это процесс, в ходе к-рого чел. усваивает правила поведения, типичные для определенной группы людей. Понятие "культура" относится к образу жизни людей и охватывает те инструменты или методы, при помощи к-рых они добывают средства к жизни в окружающей среде. Оно тж охватывает сеть соц. отношений, соглашений и обычаев, а тж аттитюды или правила, регулирующие отношения со сверхъестественными или высшими существами. Эти факторы, воздействующие на поведение человека, определяют способы мышления, выборы и жизненные цели. Обычаи и традиции решения проблем передаются от одного поколения к другому по каналам семьи и соц. институтов данного об-ва. Культура продолжает оказывать влияние на людей на протяжении всей жизни. Нек-рые авторы утверждали, напр. Маргарет Мид в своей книге "Из южных морей" (From the south seas), что индивидуумы в процессе А. интернализуют нормы и правила конкретной культуры. Такая интернализация может оказывать глубокое и продолжительное влияние даже на физ. функционирование людей; более того, она может влиять и на черты характера, передаваемые следующему поколению, предписывая условия выбора супруга/супруги. А. как абстракция имеет широкое значение. По отношению к детям А. означает, что они должны соответствовать тем паттернам поведения, к-рые разделяют и признают их родители. Тем самым ребенок частично утрачивает свободу выбора вследствие родительских уловок, имеющих целью заставить его интернализовать предписанные принципы поведения. Антропологи рассматривают культурные паттерны как неизменные и составляющие часть личности чел. Рут Бенедикт в работе "Паттерны культуры" (Patterns of culture) подчеркивала, что челов. поведение становится отражением той культуры, в к-рой вырастает ребенок. Поэтому, в известной степени, культура предопределяет нашу судьбу: ее пути становятся жизненными путями самого ребенка. В конечном счете ребенок и взрослый не видят др. пути или образа действий за исключением того, к-рый диктует данная культура. Чрезмерный акцент на этом понятии не оставляет места для веры в индивидуальность или свободу за пределами культурных норм и правил. См. также Кросс-культурная психология, Энвайронментальная психология, Этноцентризм, Групповая сплоченность, Обряды перехода, Социальная психология Т. Александер
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006
Аккультурация
англ. acculturation) - усвоение новой культуры в результате непосредственного контакта с ней. В совр. понимании термин А. имеет 2 значения: 1) постепенное приобретение детьми форм поведения, характерных для культуры (субкультуры), внутри к-рой они растут, и 2) процесс заимствования, восприятия культуры др. группы в условиях тесного взаимодействия с ней. Этнопсихологи, как правило, говорят об А. во 2-м значении. Впервые термин А. отмечается в 1880 г. у Пауэлла из Американского этнографического общества, к-рый, изучая языки коренного населения Сев. Америки, назвал А. психол. изменения, происходящие в результате кросс-культурного подражания. Его коллега МакГи говорил об А. как процессе обмена и взаимных улучшений, с помощью к-рого общества проходят путь от первобытности к варварству, затем к цивилизации и просвещению. Редфилд, Линтон и Херсковиц определили А. как «результат непосредственного, длительного контакта групп с разными культурами, выражающийся в изменении паттернов культуры одной или обеих групп». Факторы, влияющие на ход А. и успешность адаптации, подразделяют на общегрупповые и индивидуальные. Общегрупповые факторы определяются характеристиками взаимодействующих культур. Особую важность представляет степень сходства или различия между исходной и принимающей культурой, для оценки к-рых Бабикер предложил термин индекс культурной дистанции, определяемый языком, религией, структурой семьи, уровнем образования, материальным комфортом, климатом, пищей, одеждой и др. На индекс культурной дистанции влияет история отношений между двумя народами - наличие конфликтов, войн, геноцида. Индивидуальные факторы он подразделяет на демографические и личностные. Среди демографических факторов основным является возраст: быстро и успешно адаптируются маленькие дети, в то время как для взрослых, особенно для пожилых людей этот процесс оказывается сложным, часто болезненным. Мужчины, как правило, адаптируются легче, чем женщины, а симптомы культурного шока меньше проявляются у высокообразованных людей. К личностным факторам, способствующим успешной А., относят: когнитивную сложность, отсутствие авторитарности, толерантность, гибкость, интернальный локус контроля, терпимость к неопределенности; выносливость, низкий уровень тревожности, самообладание, самоэффективность и самоконтроль. Эти качества способствуют психол. комфорту и помогают овладевать новыми социальными нормами, ценностями и языком. Процесс А. и адаптации проходит легче у людей с реалистичными ожиданиями. Важнейшим фактором успешной адаптации и показателем А. является знание местного языка, к-рое помогает преодолению чувства беспомощности и зависимости способствует установлению контакта с местными жителями. Для снижения негативного воздействия новой культуры важно предварительное знакомство с историей, культурой и жизнью в принимающей стране, а также наличие аккультурационного опыта. Особое значение может иметь добровольный или вынужденный характер миграции. Интерес к др. культуре и дружба с носителями этой культуры, расширение контактов способствуют совершенствованию социальных навыков, что помогает преодолеть стресс и облегчает А. Лит.: Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Современный психологический словарь. М., 2006; Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М., 1999; Уорд К. Азбука аккультурации // Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. СПб., 2003. Е. А. Гришина
Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011