Аффективное развитие

Найдено 1 определение
Аффективное развитие
affective development) Аффект, как особенность или тип поведения и, следовательно, предмет изучения в психологии, представляет собой одну из наименее понятых и наиболее трудных проблем в данной области. Термин "аффект" охватывает широкий круг понятий и феноменов, включ. чувства, эмоции, настроения, мотивацию и нек-рые влечения и инстинкты, и используется для указания на них как по отдельности, так и в целом. Гнев, радость, страх, смех, грусть, тревога, гордость, любовь, ненависть и т. д., несмотря на занимаемое ими центральное место в челов. опыте, практически не получили должного объяснения в психологии. Теоретики и исследователи искали подступы к аффекту с самых разных сторон, часто используя уникальные, противоречащие друг другу или взаимоисключающие концептуализации и операциональные определения, что привело к путанице и к тому, что прогресс в изучении аффекта и др. родственных или синонимичных ему конструктов замедлился. Психология А. р. преследует цель описания, составления карты и объяснения процессов переживания, дифференциации и выражения аффекта. Чаще всего А. р. рассматривается в дихотомии с когнитивным развитием или даже как его контрапункт, что отражает давний интерес к дуализму души и тела и столь же давнее противопоставление мышления и чувства. Дискуссии ведутся, гл. обр., о превосходстве одного над другим и характере их взаимодействия или взаимовлияния. Объекты ссылок и решения часто отыскиваются в соц. сфере, будь то соц. познание или объектные отношения, в силу комплексности и заметности межличностных и внутриличностных отношений в мыслях, чувствах, аттитюдах и поведении. Для построения теории или проведения эмпирического исслед. допустимы любые гипотетические концептуализации, важно лишь помнить о комплексном характере А. р. и ограниченности, на данный момент, наших знаний в этой области. С первых дней своего существования психоан. как клиническая и генетическая психология был сконцентрирован на А. р. Психологи, попавшие под влияние идей организменной генетической психологии, высказанных X. Вернером в 1940 г., тж проявляли устойчивый интерес к А.р. В 70-х и 80-х гг. совпадение ряда теорет. и методологических достижений вызвало возрождение интереса к А. р. и придало приоритетное значение и законность его исслед. Модели А. р. различаются акцентом на биолог. основах или факторах социализации. Дарвинистские и этологические модели придают особое значение врожденному сложному поведению и часто основываются на постулате о специфичности ЦНС и соответствии между стимулом и аффективной реакцией индивида. Модели социализации ставят в центр процессы научения, особенно во взаимодействии младенца и матери, и ситуативные или средовые влияния на аффективный опыт и его выражение. Опора на ту или иную модель, конечно, влияет на способ понимания или исслед. А. р. Напр., биологически ориентированных исследователей может больше привлекать измерение электрофизиологической реактивности или нейрофизиологических коррелятов специфических эмоций, тогда как приверженцев модели социализации может больше интересовать наблюдение за качеством привязанности "родитель-ребенок" и реакциями отделения в течение какого-то времени. По-видимому, многообразие моделей и теорет. перспектив просто необходимо для нашего продвижения в понимании А. р., и действительно, такие комплексные и интегративные подходы характерны для совр. теорий А. р., таких как организационная перспектива Сроуфа и теория дифференциальных эмоций Томкинса и Изарда. В своем обзоре совр. знаний об А. р. Ярроу констатирует следующее: "Эмоциональная экспрессия может быть лучше всего понята в контексте возрастного развития, в структуре психологических изменений, сопровождающих возрастающую автономию младенца и усиливающееся сознание способности управлять людьми, объектами и собой, и в структуре когнитивных изменений, связанных с развивающейся памятью и достижением понимания постоянства объекта. Аналогично, двигательное выражение эмоции и способность сдерживать и корректировать реакции на эмоциональные стимулы зависят от созревания центральной нервной системы. При изучении хода возрастного развития эмоциональной экспрессии выясняется, что в некоторых своих аспектах эмоциональное и когнитивное развитие идет по параллельным линиям; в других случаях когнитивный навык оказывается необходимым как условие эмоциональной экспрессии. Хронологический возраст не является простой переменной; это лишь грубый показатель психологических изменений, связанных с изменяющимися возможностями ребенка..." См. также Когнитивные теории эмоций, Эмоции Д. Л. Вертлиб

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
425.65 кб

ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ БИПОЛЯРНОГО АФФЕКТИВНОГО РАССТРОЙСТВА

Осипова Наталья Николаевна, Барденштейн Леонид Михайлович, Беглянкин Николай Игоревич, Зайцева Вера Михайловна, Новикова Валерия Александровна, Гапонова Вера Николаевна
Цель. Анализ результатов отечественных и зарубежных исследований для выявления факторов риска развития биполярного аффективного расстройства и его осложнений и возможностей ранней диагностики заболевания. Методика.
Читать PDF
203.88 кб

Аффективная субъективность и проблема устойчивого развития общества

Миненко Геннадий Николаевич
Анализируются антропологические основания концепции устойчивого развития общества.
Читать PDF
318.17 кб

Творчество в развитии и реабилитации больных с аффективными расстройствами

Арпентьева М.Р., Карпенкова И.В.
В статье рассматриваются особенности развития личности, в том числе приводящие к нарушениям социального, психологического и физического функционирования.
Читать PDF
58.92 кб

Роль половых гормонов в развитии аффективных расстройств у женщин с эпилепсией

Железнова Е. В., Медведев И. Л.
Взаимосвязь между эпилепсией и эндокринной системой исследовалась различными специалистами. На непосредственную связь эпилептических синдромов с эндокринными нарушениями указывали еще Ф. Пинель, Р. Крафт-Эбинг, Б. Морель.
Читать PDF
91.94 кб

Предикторы развития когнитивных и аффективных нарушений при болезни Паркинсона

Ляшенко Е. А., Ганькина О. А., Иванова Л. Г., Левин О. С.
Болезнь Паркинсона (БП) одно из наиболее частых неврологических заболеваний пожилого возраста. Рассмотрены аффективные нарушения при БП, особенности клинической картины депрессии при БП, когнитивные нарушения.
Читать PDF
234.24 кб

Гормональные и генетические факторы в развитии аффективных расстройств и коморбидных сердечно-сосуди

Левчук Л. А., Лебедева Е. В., Симуткин Г. Г., Сергиенко Т. Н., Иванова С. А.
Цель. Изучение гормональных и генетических признаков у пациентов с аффективными расстройствами и коморбидными сердечно-сосудистыми заболеваниями и психически здоровых людей. Материалы и методы.
Читать PDF
102.90 кб

Влияние метода инсулинотерапии на развитие когнитивных и эмоционально - аффективных расстройств у па

Шимкина Н.Ф., Мухитова Ю.В.
Читать PDF
2.10 мб

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ НА ОСНОВЕ КОГНИТИВНО-АФФЕКТИВНОГ

Мусийчук М.В.
Читать PDF
177.54 кб

Развитие эмоционально-аффективной сферы ребенка с расстройствами аутистического спектра специальными

Соломко Алла Дмитриевна
Вводится понятие «специальные средства физического воспитания» как система средств и методов развивающего психолого-педагогического воздействия на ребенка с растройствами аутистического спектра, направленная на формирование совоку
Читать PDF
779.75 кб

Психолого-педагогическая подготовка полевого исследователя: развитие аффективного компонента личност

Ткаченко Наталья Владимировна, Овчинникова Юлия Сергеевна
. В контексте развития поликультурного мира перед теоретиками и практиками встает вопрос о развитии психолого-педагогических технологий, направленных на исследование и познание других культур.