Аддикция к трате денег

Найдено 1 определение
Аддикция к трате денег
(англ. compulsive buying) — разновидность аддикции нехимической (см.), выражающаяся в неодолимой страсти делать многочисленные покупки. Характерно, что у таких лиц в промежутках между походами за покупками развиваются аффективные нарушения депрессивного спектра, нарастает психическое напряжение, которое может быть ослаблено очередной покупкой, после чего обычно возникает состояние расслабления и чувство вины. В целом таким лицам свойствен широкий спектр негативных эмоций, положительные же эмоции, вплоть до эйфории, возникают чаще только в процессе совершения покупки. Растут долги, возникают проблемы с законом, во взаимоотношениях с семьей. Иногда эта аддикция реализуется через Интернет – покупки совершаются в виртуальных магазинах.
Неконтролируемое влечение совершать покупки упоминалось еще в работах Э. Крепелина и Е. Блейлера. На современном этапе научный интерес к этой проблеме оживился сравнительно недавно. Аддикция к трате денег была описана и классифицирована McElroy и коллегами в 1990-х годах в соответствии с диагностическими критериями американской классификации DSM-III-R для расстройств обсессивно-компульсивного и аддиктивного характера. Авторы предложили четыре диагностических критерия для этой аддикции, причем для постановки диагноза достаточно наличия одного из них:
1) часто возникают озабоченность покупками или внезапные порывы что-либо купить, ощущаемые как непреодолимые, навязчивые и/или бессмысленные; 2) регулярно совершаются покупки не по средствам, часто покупаются ненужные вещи, или хождение по магазинам занимает значительно больше времени, чем изначально планировалось; 3) озабоченность покупками, внезапные порывы или связанные с этим особенности поведения сопровождаются ярко выраженным дистрессом, становятся серьезной помехой в повседневной жизни и в профессиональной деятельности, или влекут за собой финансовые проблемы (например, долги или банкротство); 4) проявление чрезмерного увлечения покупками и хождением по магазинам не связано с периодами гипомании или мании.
По американским данным (Black D., 1996), эта аддикция встречается у 2–8% от общей популяции, из которых женщины составляют 80–95%.
Аддикция к трате денег часто сочетается с аффективными расстройствами, химической зависимостью, в том числе алкоголизмом, и пищевой аддикцией.
Син.: аддикция к покупкам; навязчивый шопинг; избыточный шопинг; ониомания.

Источник: Наркотики и наркомания. Энциклопедический словарь. 2014 г.