АДАПТАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

АДАПТАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ
от лат. adoptation-приспособление)- психологическое и социальное привыкание, приспособление людей к новой культуре, "чужим" национальным традициям и ценностям, образу жизни и поведению, в ходе которых согласовываются нормы-требования и ожидания участников межэтнического взаимодействия. В процессе А.э. человек проходит, как правило, через три этапа, которые обычно сопровождаются и определенными трансформациями его психики, ценностных установок и поведения. На первом этапе у него появляется энтузиазм и приподнятое настроение. На втором- присутствуют фрустрация (см. Фрустрация этнопсихологическая), депрессия и чувство замешательства. На третьем этапе появляется чувство уверенности в своих силах и удовлетворения своими переживаниями. Продолжительность А.э. зависит от степени сходства или различия между людьми, этносами (культурами) и их психологическим складом; от индивидуальных различий людей; условий природной и социальной среды, индивидуального опыта пребывания в новой национальной среде (культуре); психологического климата в этнической группе; наличия связей (дружеских или недружеских) между людьми - представителями различных этнических общностей.

Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999

Адаптация этнокультурная
лат. adaptacio - приспособление) - процесс активного приспособления индивида к условиям иной этнокультурной среды на основе целевой и ценностно-ориентационной установки индивида, индивидуальных возможностей достижения (знаний, опыта), результатом чего является выбор адекватной стратегии поведения и позитивной этнокультурной идентичности. Исследования усвоения чужой культуры и адаптации к переменам остаются одними из самых популярных и применимых на практике. Культурное разнообразие, расширение межкультурных контактов, отмена госконтроля законов занятости, интенсивные миграционные потоки и перемещения, социальная мобильность увеличили мультикультурный характер многих стран, добавляя к числу языков и религий иные этнич. и культурные фоны на континенте. Контакты носителей принципиально разл. этнокультурных ценностей и норм поведения, социальных образцов и стереотипов восприятия, знаний и культурно-исторического опыта, установок, представлений имеют инновационный и динамичный характер развития, причем достаточно проблемный и не всегда адекватный характер. В этом отношении А. э. выступает формой научения культурно-специфическим навыкам, необходимым для нахождения общего языка с новым культурным окружением. Учитывая это, культура может и должна рассматриваться как результат деятельности человека, как предпосылка и как следствие поведения индивида, а не только как его детерминанта или фактор, предшествующий это деятельности. При кардинальной смене среды обитания (напр., места проживания), деятельности и социального окружения индивида, возрастает т. наз. «общий адаптационный синдром» (термин предложен Г. Селье). Смена среды обитания, деятельности и социального окружения может привести либо к трансформации культурной идентичности, в том числе и набора убеждений и установок в отношении себя и своего членства в культурной группе; либо к аккультурационному стрессу как ответу индивида на события жизни, коренящиеся в межкультурном контакте, когда те превышают его возможности справляться с ними (схоже с понятием культурного шока). Существуют разные стратегии преодоления стресса и повышения адаптивности. Например: 1) наступление (планирование, сворачивание прочей деятельности и активное преодоление), при этом снижается уровень депрессии; 2) избегание (игнорирование на поведенческом уровне, отрицание, отсутствие позитивной интерпретации), при этом усугубляются депрессивные тенденции; 3) принятие (признание проблемы и сдержанная реакция на нее); 4) поиск социальной поддержки (стремление найти эмоциональную и практическую поддержку). Для характеристики полиэтничности и поликультурности совр. общества представляется целесообразным выделить социокультурную адаптацию (или аккультурацию) как процесс, в результате к-рого происходит изменение внеш. поведенческих стратегий индивида в ответ на требования новой социокультурной среды, и психол. адаптацию как процесс, в результате к-рого достигается внутр. равновесие, психол. и физич. благополучие, удовлетворенность в новом социокультурном контексте. Эконом. адаптация прогнозируется не только по тем же параметрам, но включает и мотивацию миграции, восприятие нехватки или утраты статуса при первом вступлении в рабочий мир. Неизбежным результатом массовых международных, межэтнич. перемещений и контактов становятся разл. варианты интеракций с принимающим этнич. большинством, сложность построения идентичности, принятия ценностей личности, семей и общин, общества в целом. Существенным являются психол. особенности личности - мотивы, установки, ценности и индивидуально-личностные возможности, весьма изменчивые, влияющие на процесс аккультурации, что характеризует состояние и развитие межкультурных отношений. Наиболее значимым в данном контексте выступает наличие признаков отличительности групп - численность, власть, права, ресурсы, включенность в межкультурные связи как личности или как группы. Выделяют 3 критерия, позволяющих дифференцировать группы усваивающих чужую культуру - индивидуальных и этногрупповых адаптантов: мобильность - наличие или отсутствие перемещений в пространстве (оседлые/мигранты); степень свободы выбора (добровольность/вынужденность действий); стабильность (постоянные/временные). Имеются данные о гендерных различиях в идентификации и аккультурации: ассимиляция мальчиков и мужчин осуществляется быстрее, а женщины относятся к ассимиляции более негативно, имея более выраженную склонность к сохранению идентичности культуре происхождения. Суть трудностей взаимодействия состоит в понимании и принятии иной культуры, ее отличия от собственной, предсказании поведения других, сохранении этнич. своеобразия и личной индивидуальности. Значение и смысл в понимании социального поведения, частота встречаемости разных типов поведения в культуре, элементы сходства (степень похожести), а не только акцентирование на различиях позволяют избегать непонимания во взаимоотношениях представителей разных культур. Уровень А. э. зависит и от степени дисперсности расселения этнолокальных групп в преобладающей культурно-языковой среде. Основой этнич. идентичности является совокупность объективных этнодифференцирующих признаков (маркеров) - общность языка, осн. черт материальной и духовной культуры, субъективных характеристик: национ. характер, стереотипы поведения, представления об общем территориальном и истор. происхождении, антропологическое сходство и религия. Диапазон восприятия колеблется от полного отрицания существования иных культур до интеграции («инкультурации» - вхождения, «врастания») в новую, иную культуру, когда ее нормы и ценности, традиции и стандарты поведения, разл. атрибуты начинают восприниматься как свои собственные. Общее правило гласит: чем больше культурные или поведенческие различия, тем больше потенциальный негативизм их оценки. Чем более негативны и конфликтны отношения между культурами, тем ниже уровень воспринимаемого культурного сходства. Г. Триандис отмечает, что чем больше культурная дистанция, тем непродуктивнее культурные контакты. А. э. может улучшать или не улучшать «соответствие» между индивидом и окружением - можно принять позицию тождественности, сходности (как результат ассимиляции) либо сопротивления, изменчивости (через сепарацию). Она может рассматриваться как изменение от «первичного контроля» до «вторичного контроля», как долговременный и продолжительный процесс, где вариации возможны от весьма положительного до очень отрицательного показателя образа жизни в новом культурном окружении, т. е. адаптация к аккультурации есть изменчивый и многогранный процесс. Психол. адаптацию определяют личностные переменные - качество и количество связей, социальная поддержка и события, к-рые изменяют жизнь, тогда как социокультурная адаптация базируется на культурных знаниях, степени контакта и положительных межгрупповых установках, ее изменения более предсказуемы: сначала адаптация стремительна, затем темп стабилизируется. Отношения с обеими культурами, продолжительность проживания в новой стране, общие социальные навыки, постоянные связи с соотечественниками, наследственной культурой, с членами общества проживания - особенно если они соответствуют ожиданиям - являются прогнозируемыми показателями успешной адаптации. Этнич. многообразие большинства стран и регионов требует переориентации обществ. сознания на идею поликультурности. Обучение, интерес к др. культуре, дружба с носителями этой культуры будут развивать социальные навыки и «социальные сети». Наметившийся переход от идеи образования для «разных по культуре» к «образованию для всех» представляется концептуально важным, ведет к познанию многообразия мира, знакомству с традициями разл. народов и привитию навыков взаимодействия с людьми разных культур. Лит.: Кросс-культурная психология. Исследования и применение / Дж. Бери и др. Харьков, 2007; Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. СПб., 2003. Г. В. Вержибок

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
178.22 кб

Этнокультурная адаптация евреев ЕАО в XX в

Примак Петр Викторович
The author of the article Ethno-cultural adaptation of Jews in Jewish Autonomous oblast Petr Primak marks that during the last 15 years the level of Jewish culture considerably increased.
Читать PDF
401.62 кб

Этнокультурные аспекты адаптации китайских студентов в России

Чеснокова Надежда Владимировна
В статье рассматривается ряд основных этнокультурных особенностей китайцев через призму их адаптационного потенциала - соционормативная культура, менталитет, этническая психология, религия и пр.
Читать PDF
571.43 кб

Этнокультурная адаптация мигрантов-студентов в Еврейской автономной области

Титова Екатерина Валерьевна
Представлены особенности этнокультурной адаптации мигрантов-студентов в местную среду.
Читать PDF
175.25 кб

Этнокультурная адаптация Украины в международном образовательном пространстве

Бондаренко В. , Шандренко Т. А.
Предоставление иностранным гражданам образовательных услуг международного уровня в вузах Украины предусматривает изучение этнокультурных традиций, уровня и особенностей довузовской (в частности школьной) подготовки студентов-иност
Читать PDF
161.31 кб

Этнокультурная адаптация иностранных учащихся к условиям жизни и обучения в России

Пугачёв Иван Алексеевич
В статье рассматриваются вопросы этнокультурной адаптации иностранных учащихся к условиям жизни и обучения в России.
Читать PDF
215.88 кб

ОЦЕНКА ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ СПЕЦИАЛИСТАМИ СОЦИАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Суслова Татьяна Фёдоровна, Комарова Наталия Михайловна, Грибкова София Владимировна
В статье представлены результаты исследования оценки социальными работниками миграционной ситуации в России и проблем детей из семей мигрантов, возникающих в процессе их этнокультурной адаптации.
Читать PDF
238.37 кб

Формирование этнокультурных ценностей у иностранных студентов в контексте социокультурной адаптации

Иванова Галина Павловна, Ширкова Наталия Николаевна
1Статья посвящена изучению проблемы формирования этнокультурных ценностей у иностранных студентов в контексте социокультурной адаптации в условиях вызовов современного общества.
Читать PDF
123.17 кб

Хронологические вехи социально-политической и этнокультурной адаптации монгольскими народами буддийс

Абаева Любовь Лубсановна
В статье на примере монгольских народов рассматриваются исторические периоды распространения буддийских идей и практик, их адаптации и аккультурации монгольскими ханами.