АБСТРАКЦИЯ

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Абстракция
мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и отношений между ними.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

Абстракция
Abstractio - отвлечение. Выделение основного, существенного признака в явлениях, предметах из отдельных, конкретных их качеств, свойств.

Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965

АБСТРАКЦИЯ
лат. abstractio - отвлечение) - мысленное выделение какого-либо признака или свойства предмета, явления с целью его более детального изучения.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Абстракция
Мысленное отвлечение в процессе познания от менее существенных сторон рассматриваемого явления с целью выделения важнейших свойств, раскрывающих его сущность.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

Абстракция
Словообразование. Происходит от лат. abstractio - отвлечение.
Категория. Познавательный процесс.
Специфика. В целостном предмете происходит выделение его отдельных свойств.
Виды:
- формальная абстракция соответствуют теоретическому уровню мышления;
- содержательная абстракция - эмпирическому.
Контекст. Абстракция служит базой для процессов обобщения и образования понятий.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Абстракция
от лат. abstractio - отвлечение), форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей. Основные типы абстракции: изолирующая (вычленяющая исследуемое явление из некоторой целостности); обобщающая (дающая обобщенную картину явления); идеализация (замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой). Понятие абстрактного противопоставляется конкретному.

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

Абстракция
(Abstractio) (от лат. abs - от и stractio - извлекать, букв. отвлеченность). Выделение самых существенных и общих свойств, которые в процессе мышления обособляются как основные признаки объектов или отношений между ними и отличаются от несущественных. Притом свойство существенно только по отношению к конкретной системе. Следует отличать изолирующую абстракцию от обобщающей. А. стоит в основе абстрактного мышления. Зачастую при психических расстройствах обнаруживаются расстройства А., что внешне проявляется в расстройстве речи. Син. Абстрактность; Абстрагирование.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

АБСТРАКЦИЯ
от латинского abstractio – «отвлечение, отделение» – одна из основных операций мышления, позволяющая мысленно вычленить и превратить в отдельный объект рассмотрения элементы или состояния предмета. В узком смысле, А. – это отвлечение от случайного, несущественного и выделение необходимого, существенного для достижения научного объективного познания. А. как психологический акт имеет место и в экстремальных условиях деятельности, когда в короткий промежуток времени необходимо, абстрагируясь от большого количества вредоносных факторов, выделить те, без защиты от которых невозможно выполнить поставленную задачу.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

АБСТРАКЦИЯ
(от лат. отвлечение) – умственная операция, состоящая в вычленении, анализе одного признака, одной стороны объекта, явления и отвлечении от других, в отделении несущественного от существенного и наоборот. А. позволяет познавать содержание и сущность предметов, явлений, устанавливать связи между ними. Способность к абстракции формируется на основе овладения речью, научными знаниями. Различают наглядную и понятийную А. Наглядная А. функционирует при восприятии топографических карт, схем, таблиц, чертежей. Понятийная А. выходит за пределы того, что возможно воспринять органами чувств. Она создается с помощью понятия, в котором должны быть отражены существенные признаки предмета, явления, иначе понятие будет иметь малосодержательный, поверхностный характер. Познавательные приемы и способы (моделирование, обобщение, классификация, построение гипотез и др.) опираются на понятие А.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

АБСТРАКЦИЯ
процесс когнитивный - одна из основных операций мышления; состоит в выделении определенных признаков изучаемого целостного объекта и отвлечении от остальных. Результат - построение умственного продукта: понятия, модели, теории и прочее - также называется абстракцией. Первично абстракция выступает при непосредственном чувственно-образном отражении среды, когда одни ее свойства становятся ориентирами для восприятия и действия, а другие игнорируются.
Абстракция служит базой для процессов обобщения и образования понятий. Она - необходимое условие категоризации. Ею формируются обобщенные образы реальности, позволяющие выделить значимые для определенной деятельности связи и отношения объектов. При отбрасывании существенных признаков абстракция становится поверхностной и малосодержательной; здесь абстрактными называют пустые, оторванные от реальности рассуждения и понятия. Верная действительности абстракция состоит в таком упрощении нерасчлененного многообразия явлений, кое делает мысль более емкой - благодаря ее сосредоточенности на существенном для данной познавательной ситуации. Критерий истинности и продуктивности абстракции - практика. Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствуют абстракция формальная и содержательная.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Абстракция
лат. abstrahere) - 1. процесс абстрагирования. В психопатологии проявляется: а) неспособностью усваивать значение отвлеченных понятий и установленных между ними отношений (таких, как число, количество, правило, норма, связь случайная, вероятностная, каузальная и т.п.), что большей часть наблюдается при умственной отсталости; б) утратой способности понимать значение отвлеченных понятий и отношений между ними, как это свойственно деменции; в) искажением процесса абстрагирования в угоду некой ложной идеи, болезненной потребности, патологического влечения; 2. полученное путем абстрагирования (понятие, идея). Различают: а) изолирующую абстракцию – некоего определенного явления из некоей целостности, например, психопатологического синдрома; б) обобщающую абстракцию – представляющая обобщенную картину исследуемого, это, например, даигноз психического расстройства; в) идеализирующую абстракцию – замещающую реальное явление некоей идеализированной схемой, например, таблицей с числовыми характеристиками депрессии у группы пациентов; г) содержательную абстракцию – выделение из некоей целостности определенных свойств, имеющих как бы самостоятельное и реальное практическое значение, например, цвета; д) абстракцию формальную – выделение из некоей целостности таких свойств, которые сами по себе не существуют, например, геометрических форм; 3. нечто не конкретное, беспредметное, не заслуживающее внимания (разг.).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

АБСТРАКЦИЯ
(от лат. — отвлечение) — один из субстантивных процессов ментальности человека, который позволяет ему рефлексивно вычленять и трансформировать в самостоятельные предметы, объекты, отдельные предикаты, свойства, аспекты или состояния самого объекта; результирующим фактором этого процесса является тектонизация мыслительного продукта (понятия, теории, модели, мультиобъектов), кот. можно обозначить термином А. А. может выступать при непосредственном чувственно-эмотивно-образном отражении бытия, когда одни предикаты самого онтоса, среды становятся индексами-ориентирами для перцепции и действия, тогда как другие могут игнорироваться, не браться в расчет; посредством А. тектонизируется-формируются обобщенные образы, символы реальности, наличного бытия, позволяющие дефиницировать в нем значимые для самой активности, деятельности имплюсаты-ассоциативы и сами отношения объектов, дифференцированные, отстраненные от других предметов, но стоит заметить, что когда не берутся в расчет существенные признаки, свойства предмета, сама А. обозначает-денотатирует поверхностную, неполноценную модальность; в таких положениях абстрактными можно называть те рассуждения, аргументацию, резюме, которые оторваны от реальности и больше апеллируют к иррациональным модификациям-построениям; критерием же проверки А. является практические действия индивидов в реальности; А. можно подразделить, классифицировать на два вида: а) дифференциальная А., вивисектирует те свойства, аспекты, предикаты и состояния предметов, объектов бытия, которые обладают сами по себе относительной автономностью; эта А. отзеркаливает-отражает конститутивы подобной автономности и ее результирующие факторы, которые метаболизируют обычно простые, симультанно-однородные феномены состояния; б) формальная А. эксплицируется уже в понимании того, как независимо от самого предмета существуют его определенные предикаты-свойства-параметры.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

АБСТРАКЦИЯ
Abstraction; Abstraktion) - форма умственной активности, с помощью которой сознательное содержание освобождается от связи с не имеющими отношения к делу элементами путем отличения себя от них или, другими словами, дифференциации. Юнг поясняет: в широком смысле слова абстрактно все то, что извлечено из соединения с элементами, относимыми к несопринадлежащим с его значением.
"Абстрагирование есть деятельность, присущая психологическим функциям вообще. Существует абстрагирующее мышление, равно как и чувство, ощущение и интуиция. Абстрактное мышление выделяет какое-нибудь содержание, отличающееся мыслительными, логическими свойствами, из интеллектуально несопринадлежащей среды. Абстрактное чувство делает то же самое с содержанием, характеризующимся своими чувственными оценками - это относится и к ощущению, и к интуиции... Абстрактные чувства я отношу к той же группе, что и абстрактные мысли. Абстрактное ощущение следовало бы обозначить как эстетическое ощущение в противоположность к ощущению чувственному, а абстрактную интуицию - как символическую интуицию в противоположность интуиции фантастической" (ПС, пар. 678).
Юнг связывает понятие абстракции с психоэнергетическим процессом и с интроверсией (аналогично эмпатии и экстраверсии).
""Интерес" я понимаю как энергию, или либидо, которой я наделяю объект как ценностью или же которую объект привлекает к себе против моей воли или помимо моего сознания. Поэтому я представляю себе процесс абстракции наглядно, как отвлечение либидо от объекта, как утекание ценности от объекта в субъективное абстрактное содержание. Для меня поэтому абстракция сводится к энергетическому обесцениванию объекта. Другими словами, абстракция есть интровертирующее движение либидо" (там же, пар. 679).
В той степени, в какой целью абстракции является разрушение удерживающего влияния объекта на субъекта, она оказывается попыткой возвыситься над примитивным состоянием мистического соучастия.

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

Абстракция
как на то указывает само слово - есть извлечение или отвлечение какого-нибудь содержания (какого-нибудь значения, общего признака и т. д.) из связного контекста, содержащего еще и другие элементы, комбинация которых, как нечто целое, является чем-то неповторимым или индивидуальным и потому не поддающимся сравнению. Единоразность, своеобразие и несравнимость мешают познанию; следовательно, другие элементы, ассоциируемые с каким-то содержанием, воспринятым в качестве существенного, будут рассматриваться как иррелевантные, "не относящиеся к делу".
Поэтому абстракция, или абстрагирование, есть та форма умственной деятельности, которая освобождает это содержание от своих ассоциаций с иррелевантными элементами с помощью отличения его от них, или, другими словами, путем дифференциации (см.). В широком смысле абстрактно все то, что извлечено из своей ассоциации с теми элементами, которые рассматриваются в качестве иррелевантных, несопринадлежащих представленному значению.
Абстрагирование есть деятельность, присущая психологическим функциям (см.) вообще. Существует абстрагирующее мышление, равно как и чувство, ощущение и интуиция (см.). Абстрактное мышление выделяет какое-нибудь содержание, отличающееся мыслительными, логическими свойствами, из интеллектуально иррелевантной среды. Абстрактное чувство делает то же самое с содержанием, характеризующимся своими чувственными оценками; это относится и к ощущению, и к интуиции. Существуют, следовательно, не только отвлеченные мысли, но и отвлеченные чувства, которые Sully (Сулли) обозначает как интеллектуальные, эстетические и моральные. /93- V.II, ch.16/ Nahlowsky (Наловский) добавляет сюда все религиозные чувства. /94- S.48/ Абстрактные чувства содействовали бы, в моем понимании, "высшим" или "идеальным" чувствам Наловского. Абстрактные чувства я отношу к той же группе, что и абстрактные мысли. Абстрактное ощущение следовало бы обозначить как эстетическое ощущение в противоположность к ощущению чувственному (см.), а абстрактную интуицию - как интуицию символическую в противоположность фантастической интуиции (см. фантазия и интуиция).
В данной работе я связываю понятие абстракции с рассмотрением связанного с ним психоэнергетического процесса. Принимая по отношению к объекту абстрагирующую установку, я не позволяю объекту, как целому, воздействовать на меня; я концентрирую внимание на одной его части, исключая все прочие иррелевантные. Моя задача состоит в том, чтобы освободиться от объекта как единого и неповторимого целого и извлечь лишь одну из частей этого целого. Хотя осознание целого мне и дано, я тем не менее не углубляюсь в это осознание, поскольку мой интерес не вливается в целое как таковое, а отступает от него, прихватывая с собой выделенную из него часть и доставляя ее в мир моих понятий, мир, который уже готов или сконстеллирован для абстрагирования данной части объекта. (Я не могу абстрагироваться от объекта иначе, как при помощи субъективного установления понятий.) "Интерес" я понимаю как энергию, или либидо (см.), которой я наделяю объект как ценностью или же которую объект привлекает к себе против моей воли или помимо моего сознания. Поэтому я представляю себе процесс абстракции наглядно, как отвлечение либидо от объекта, как утекание ценности от объекта в субъективное абстрактное содержание. Для меня поэтому абстракция сводится к энергетическому обесцениванию объекта. Другими словами, абстракция есть интровертирующее движение либидо (см. интроверсия).
Я называю установку (см.) абстрагирующей тогда, когда она, с одной стороны, имеет интровертный характер, а с другой - ассимилирует часть объекта, воспринятую в качестве существенной, абстрактными содержания-ми, имеющимися в распоряжении субъекта. Чем абстрактнее содержание, тем более оно непредставимо. Я примыкаю к кантовскому пониманию, согласно которому понятие тем абстрактнее, чем "больше в нем опущено отличий, присущих вещам" /95- Bd.8, §6/, в том смысле что абстракция на ее высшей ступени абсолютно удаляется от объекта и тем самым достигает полнейшей непредставимости; такую абстракцию я называю идеей (см.). Напротив, абстракция, которая обладает еще представимостью или созерцаемостью, является конкретным (см.) понятием.

Источник: Юнг К. Словарь терминов. 2001

АБСТРАКЦИЯ
от лат. abstractio - отвлечение) - один из основных процессов умственной деятельности человека, позволяющий мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные свойства, стороны, элементы или состояния предмета. Иногда под А. понимается лишь результат этого процесса абстрагирования, т. е. уже вычлененное и самостоятельное, в "чистом виде" рассматриваемое свойство предмета. Способность к А. позволяет человеку мысленно ориентироваться на такое свойство, устойчивое выделение которого служит условием решения соответствующей задачи (в этом плане А. тесно связана с процессом внимания).
А. лежит в основе процессов обобщения и образования понятий. Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствуют формальная и содержательная А.
Формальная А. состоит в вычленении таких свойств предмета, которые сами по себе и независимо от него не существуют. Такое отчленение и изолированное выражение его результата возможно только в мысленном плане (в А.). Так, геометрическая форма тела сама по себе реально не существует и от тела отделиться не может. Но благодаря формальной А. она мысленно выделяется, фиксируется, напр, с помощью чертежа, и самостоятельно рассматривается в своих особых свойствах. Одна из основных функций такой А. заключается в выделении общих свойств некоторого множества предметов и в фиксации этих свойств к.-л. знаком (чаще всего словесным или чертежом). А. такого вида называется обобщающей. Комплекс абстрагированных свойств (формальное общее) становится представителем соответствующего класса предметов и позволяет отличить этот класс от всех др. (напр., все тела прямоугольной формы отличить от тел др. форм). Этот комплекс, фиксированный к.-л. знаком, становится его значением. На основе системы взаимосвязанных значений эмпирическое мышление строит различные классификации, каталоги и определители, которые позволяют человеку в сокращенном виде охватывать чувственное многообразие предметов сообразно их общим свойствам. Значения слов повседневного языка и специальных слов-терминов, создаваемые на основе формальной А., являются носителями таких сокращений.
Содержательная А. вычленяет те свойства, стороны и состояния предмета, которые сами по себе обладают относительной самостоятельностью. Эта А. отражает становление подобной самостоятельности и его результат, имеющий форму сравнительно простого и однородного состояния.
"Абстрактное" как результат А. обозначает, т. о., нечто выделенное, одностороннее, простое, приобретшее относительную самостоятельность внутри сложной системы. Ему противостоит "конкретное" как нечто целостное, взаимосвязанное, многостороннее и сложное. Развитое мышление человека первоначально образует различные А., а затем на их основе путем конкретизации воспроизводит эту целостность (мысленное конкретное). Такое мышление одновременно и абстрактное (осуществляется в форме А.), и конкретное (движется к конкретному и воспроизводит его). В этом единстве противоположных моментов состоит диалектика теоретического мышления.
В психологии наиболее подробно и тщательно изучены особенности формальной, или эмпирической, А., чаще всего встречающейся в повседневной жизни и в учебной практике. Она является основой усвоения детьми знаний, описывающих предметы по их внешним свойствам. Этот вид А. служит предпосылкой собственно теоретического мышления, которое опирается еще и на содержательную А. До сих пор психологические характеристики этого вида А. и закономерности ее развития у детей изучены слабо.
В психолого-педагогической литературе правомерно отмечается необходимость повышения уровня абстрактности мышления школьников для полноценного усвоения ими современных научных знаний. Как показывают специальные исследования, у детей следует, по возможности, рано начинать формировать способность к точному вычленению и длительному мысленному удержанию к.-л. существенных свойств и отношений предметов с целью их дальнейшего изучения "в чистом виде". Особенно перспективно воспитание у уч-ся способности к образованию содержательных А. и к оперированию ими. В процессе обучения можно формировать такой уровень и такие виды А., которые соответствуют основным требованиям современного научного мышления. См. Развивающее обучение.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
432.98 кб

Социал-демократическая теория - не абстракция, а основа для практической деятельности в ХХI веке. Ра

Орлов Борис Сергеевич
Читать PDF
377.61 кб

Абстракция и икона: метафизический реализм в русском искусстве

Левина Т. В.
Цель статьи проследить четкую линию преемственности от иконы к абстракции русского Авангарда.
Читать PDF
167.74 кб

Абстракция именования: нет, индивидуальных объектов не существует!

Касавин И. Т.
Читать PDF
995.84 кб

Моделирование и абстракция

Вятченин Д.А.
Статья рассматривает проблему взаимосвязи понятий моделирования и абстракции.
Читать PDF
340.38 кб

Абстракция естественного состояния в концепциях Дж. Ролза и Р. Нозика

Разин Александр Владимирович
В статье рассматриваются особенности некоторых современных концепций справедливости. Прежде всего сравниваются представления Дж. Ролза и Р. Нозика о естественном состоянии.
Читать PDF
1.47 мб

АБСТРАКЦИЯ И УТОПИЯ В РАННЕМ НЕМЕЦКОМ ИДЕАЛИЗМ

Уистлер Дэниел
Данная статья стала результатом внимательного прочтения первых пяти положений шеллинговского «Изображения моей системы философии» 1801 года.
Читать PDF
194.17 кб

Онтологические и гносеологические основания абстракции

Вилесов Юрий Федотович
Процесс формирования абстракций начинается с обнаружения симметрии и инвариантов, обнаруживаемых у различных наблюдаемых объектов.
Читать PDF
6.47 мб

Алгоритмы отображения метафизических абстракций

Бразговская Е. Е.
Читать PDF
96.03 кб

О жизненности абстракций

Пронина Татьяна Сергеевна
The article discusses the eternal issue 'form versus content
Читать PDF
121.14 кб

Этика в плену абстракций, или о парадоксе научности профессиональной этики

Силантьева Маргарита Вениаминовна
Читать PDF
428.91 кб

Теории креативности: фундаментальные абстракции

Прохоров Михаил Михайлович
В статье рассматриваются предельные абстракции креативности в пространстве традиции и инновации.
Читать PDF
1.20 мб

Критика чистой абстракции

Кодола Валерий Григорьевич
Классическая философия рассматривает понятия абстракции и конкретности и как категории логики, и как непосредственно данное, чувственно воспринимаемое и представляемое целое.
Читать PDF
25.89 мб

РАБОТА АБСТРАКЦИИ: СЕМЬ ПЕРЕХОДНЫХ ТЕЗИСОВ О МАРКСИЗМЕ И АКСЕЛЕРАЦИОНИЗМЕ

Пасквинелли Маттео
В статье центральный тезис акселерационизма рассматривается через призму вопроса об абстрак-ции. Автор обращается к абстракции как универсальной форме, прослеживая ее на различных уровнях организации мира.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема выбора абстракций при применении биофизики в медицине

Еськов В.М., Филатова О.Е., Полухин В.В.
Рассматриваются основные абстракции из физики (материальная точка, траектория, статистическая функция f(x), энтропия E) и возможности их применения в изучении различных объектов живой природы.
Читать PDF
123.36 кб

Об историческом аспекте использования методической реальности математических абстракций в процессе о

Шодиев Махмад Султонович, Комили Абдулхай Шарифович
Процесс обучения математике неотделим от развития математического знания.

Похожие термины:

  • Формальная абстракция

    Категория. Форма абстракции. Специфика. В ней вычленяются такие свойства предмета, которые важны для теоретического анализа.
  • Содержательная абстракция

    Словообразование. Происходит от лат. abstractio - отвлечение. Категория. Форма абстракции. Специфика. В ней вычленяются такие свойства предмета, которые имеют практическое значение.
  • АБСТРАКЦИЯ (АБСТРАГИРОВАНИЕ)

    выделение свойства, признака предмета или явления, которое самостоятельно от соответствующего предмета или явления не существует. А. свойства, признака обычно производится с целью его детального
  • Художественная абстракция

    вариант проективного теста Роршаха (Методика чернильных пятен). В качестве проективных стимулов используются художественные тексты: произведения М. Чюрлениса, беспредметного искусства (В. В. Канд
  • СПОСОБНОСТЬ К АБСТРАКЦИИ

    способность усматривать и оценивать абстрактные и/ или символические аспекты ситуации. Рассматривается как один из важнейших критериев интеллектуального развития.
  • Абстракционизм

    (фр. аbstractionisme — абстрагирование) — художественное направление в изобразительном искусстве начала ХХ века, основанное на предельном абстрагировании изображаемых объектов и явлений от их природн