ЗИНЧЕНКО Владимир Петрович ЗНАКОВ Виктор Владимирович

ЗИНЧЕНКО ПЕТР ИВАНОВИЧ

Найдено 4 описания персоны ЗИНЧЕНКО ПЕТР ИВАНОВИЧ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ЗИНЧЕНКО ПЕТР ИВАНОВИЧ

1903 – 1969) — советский психолог. В 30–е гг. в рамках исследований, проводимых в Харьковской психологической школе, разрабатывал проблемы памяти, в частности непроизвольного запоминания. Пришел к заключению, что непроизвольное запоминание имеет прямую зависимость от характера и структуры деятельности человека. Так, лучше запоминается то, что имеет отношение к цели деятельности, а не просто находящееся в поле зрения, но не включенное в деятельность. Исследовал динамику забывания и воспроизведения школьных знаний.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Зинченко Петр Иванович

(1903, с. Николаевское Волгоградской области - 1969) - советский психолог.

Биография. Получил педагогическое образование, работал учителем и инспектором отдела народного образования. С 1932 г. работал в отделе генетической психологии Украинской психоневрологической академии, затем - в отделе педагогической психологии Украинского научно-исследовательского института педагогики и на кафедре Харьковского педагогического института им. Г.С.Сковороды. Доктор педагогических наук (1959). С 1960 г. - профессор Харьковского университета.

Исследования. В 30-е гг. в рамках исследований, проводимых в Харьковской психологической школе, занимался проблемами памяти, разработал методы исследования произвольного и непроизвольного запоминания. Пришел к заключению, что непроизвольное запоминание имеет прямую зависимость от характера и структуры деятельности человека. Так, лучше запоминается то, что имеет отношение к цели деятельности, а не просто находящееся в поле зрения, но не включенное в деятельность. Исследовал динамику забывания и воспроизведения школьных знаний.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

ЗИНЧЕНКО ПЕТР ИВАНОВИЧ

1903-1969) - сов. психолог, представитель Харьковской школы, с середины 1930-х гг. разрабатывал теоретически и экспериментально деятельностный подход в психологии памяти; в 1960 г. основал и возглавлял до своей кончины кафедру психологии в Харьковском ун-те. Наиболее крупные достижения 3. связаны с изучением возрастного развития непроизвольной и произвольной памяти. Первые экспериментальные работы 3. (1939) концептуально основывались на теории деятельности и предшествовали первым публикациям А. Н. Леонтьева (1941,1944 и др.), в которых излагались основные понятия и положения психологического анализа деятельности. На основе теории деятельности 3. открыл и тщательно исследовал целый ряд мнемических эффектов: эффект интерференции мнемической и "познавательной" задач; структурно-деятельностный эффект (материал, составляющий цель действия, запоминается более эффективно, чем аналогичный материал, относящийся к условиям достижения цели); негативный эффект возраста (превосходство первоклассников над более старшими возрастными группами в непроизвольном запоминании чисел при решении арифметических задач); а также эффект, который открыли амер. когнитивные психологи Н. Сламека и П. Граф (1978), давшие ему название "эффект генерации" (лучше запоминается материал, который испытуемые сами придумывают, по сравнению с аналогичным материалом, который им предъявляется). Последний можно рассматривать как вариант структурно-деятельностного эффекта и, по справедливости, должен называться -"эффектом Зинченко"-. Исследования 3. имели тесную связь с педагогической практикой. (Б. М.)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой психологический словарь

ЗИНЧЕНКО Петр Иванович

(1903-1969) — украинский психолог, специалист в области общей и педагогической психологии, известный исследователь мнемических процессов, один из создателей Харьковской психологической школы. Д-р психологических наук (1959), профессор (1960). За разработку проблемы непроизвольного запоминания удостоен премии им. К. Д. Ушинского(1961 г.). Участник ВОВ. После окончания педагогических курсов (1921) работал учителем начальных классов в сельской школе, затем инспектором народного образования. С 1926 по 1930 г. учился в Харьковском ин-те народного просвещения, затем в аспирантуре Украинского НИИ педагогики(1930-1933). С 1934по 1951 г.— доцент кафедры психологии Харьковского педагогического ин-та иностранных языков. Одновременно вел научно-исследовательскую работу в УНИИ педагогики и под руководством А. Н. Леонтьева во Всеукраинской психоневрологической академии (1932—1936). В 1936 г. защитил канд. дис. на тему: О забывании и воспроизведении школьных знаний (опубликована как монография в 1939 г.), в которой обосновал гипотезу о смысловом характере непроизвольной памяти, ее зависимости от содержания и характера деятельности человека, разработал оригинальную, принципиально новую методику исследования процессов запоминания. В 1959 г. защитил докт. дис. на тему Непроизвольное запоминание (опубликована как монография в 1961 г), в которой раскрыл основные закономерности непроизвольной памяти, вывел зависимость процессов памяти от структуры и условий организации деятельности, от ее целей, мотивов, способов логической организации учебного материала. Этот капитальный труд обогатил психологию новыми фактами и закономерностями, имеющими важное значение для понимания природы процессов памяти и для практики обучения. Идеи, изложенные 3. в этой книге, изменили постановку проблемы памяти в психологии, стали общепризнанными и вошли во все новые учебники психологии. С 1960 г. 3. — профессор Харьковского ун-та, где в 1961 г. организовал кафедру психологии и лабораторию психологии обучения. Стимулировал появление ряда новых направлений в исследовании мнемических процессов: информационного и структурно-функционального. Под его руководством проводились исследования проблем общей и инженерной психологии: оперативной памяти, структуры мнемического действия, процессов памяти и кодирования информации, объема памяти в связи с количеством и ценностью информации. В обшей сложности было опубликовано более 100 экспериментальных и теоретических работ. В 1965 г. под его редакцией был издан сборник трудов кафедры Проблемы инженерной психологии, а в 1969 г. — коллективная монография Проблемы психологии памяти. Еще одно важное исследовательское направление касалось проблемы повышения эффективности обучения и продуктивности памяти в обучении. Лаборатория психологии обучения, где велись эти исследования под руководством 3, стала признанным центром пропаганды новых психологических знаний среди учителей. В 1968 г. по результатам исследований была издана коллективная монография Проблемы памяти и обучения, а в 1969 г. — учебник Психология для педвузов (под ред. Г. С. Ко-стюка). Л.А. Карпенко, В.А. Кольцова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.