ЖИНКИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЖИНКИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
(1893—1979)-психолог, специалист в области общей психологии и психолингвистики. Основная проблема исследования-психофизиологические механизмы речи.
Соч.:Механизмы речи. М., 1958; Речь как проводник информации. М., 1982; Язык-речь-творчество: Исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике. М., 1998.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Жинкин Николай Иванович
(1893, Суздаль - 10.10.1979) - отечественный психолог.
Биография. В 1916 г. закончил с золотой медалью историко-филологический факультет Московского университета. Работал в Институте психологии (с 1914 г.), в Государственной Академии художественных наук. В 1947 г. в Институте психологии защитил кандидатскую диссертацию на тему "Интонация речи в связи с общими проблемами экспрессии", а в 1959 г. - докторскую диссертацию на тему "Механизмы речи", в которой была использована оригинальная методика кинорентгеносъемки. Преподавал в Институте иностранных языков им. М.Тореза и на филологическом факультете МГУ. Профессор.
Исследования. Специалист в области психологии языка, речи и мышления, речевых коммуникаций, семантики речи, программированного обучения. Разрабатывал проблемы психологии искусств, в частности кинематографии. Проводил исследования речи учащихся, процессов коммуникаций человека и животных, психологических аспектов программированного обучения, процессов восприятия, понимания и порождения текста. Слог трактовал как "произносительную" единицу речи.
Сочинения. Механизмы речи. М., 1958

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ЖИНКИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
1893-1979) - известный рос. психолог, представитель старшего поколения психологов "челпановского призыва". В 1916 г. окончил Московский университет. Научная деятельность Ж. была связана с психологией и искусством. В 1923 г. он был избран действительным членом Гос. академии художественных наук (ГАХН). Его интересовали психологические проблемы эстетической формы, портретной живописи. Наиболее устойчивым был интерес к киноискусству, в особенности к учебным фильмам. Около 20 лет он преподавал во ВГИКе. С 1947 г. и до конца жизни Ж. работал в Институте психологии АПН СССР (ныне РАО), где сосредоточил свое внимание на проблемах восприятия и порождения речи, ее экспрессивности, интонационности как внешней, так и внутренней. Им сформулирована концепция внутренней интонационности, которую он рассматривал в качестве ведущего звена в формировании письменной речи. Затем Ж. все больше погружался в изучение механизмов речи, вплоть до ее биомеханики и биодинамики, не оставляя при этом ее гуманитарной проблематики, связанной порождением речевого высказывания. Его сочинения подразделяются на след. разделы: от сигнала к знаку и образу; от замысла к слову (речь индивида как процесс и поступок); от лепета к тексту (становление речевой способности и структура текста). Исследования Ж. - яркая страница в отечественной психологии. Их характеризует междисциплинарность, свойственная трудам его непосредственного учителя Г. Г. Шпе-та, коллеги и друга Р. О. Якобсона. Ж по просьбе А. А. Смирнова в 1960-е гг. возглавил работы над 1-м изд. настоящего словаря, составил его словник, провел большую содержательную и организационную работу по его созданию. По независящим от него причинам словарь был издан только 1983 г. Его новая редколлегия "забыла" отдать должное этой работе. (В. П. Зинченко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ЖИНКИН Николай Иванович

(1883— 1979) — российский психолог, специалист в области психолингвистики, психологии мышления и речи. Д-р психологических наук (1959), профессор (1963). Образование получил в Московском ун-те, окончив с золотой медалью историко-филологический фак-т (1916). Работал в Институте психологии (с 1914), в Государственной Академии художественных наук (ГАХН) с 1923. В 1947 г. в Институте психологии защитил канд. дис. на тему Интонация речи в связи с общими проблемами экспрессии . С середины 50-х г. — с.н.с. лаборатории мышления и речи Института психологии АПН СССР. В 1959 г. защитил докт. дис. на тему Механизмы речи, в которой была использована оригинальная методика кинорентгеносъемки. В 1960 г. Ж. — председатель психологической секции Совета по кибернетике АН СССР, в 1962 — член Союза кинематографистов. С 1963 г. — профессор филологического фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова, одновременно преподавал в Институте иностранных языков им. М. Тореза. Научные интересы Ж. были обширны и многообразны. Кроме исследования психологии языка, речи и мышления, изучал речевые коммуникации, семантику речи, программированное обучение. Разрабатывал проблемы психологии искусств, в частности кинематографии. Проводил исследования речи учащихся, процессов коммуникаций человека и животных, психологических аспектов программированного обучения, процессов восприятия, понимания и порождения текста. В своем фундаментальном труде Механизмы речи (М., 1958), получившем высокую оценку как у нас в стране, так и за рубежом, Ж. одним из первых не только поставил, но и реализовал задачу исследования текста как целого, как самостоятельной единицы психологического и лингвистического анализа. Им был выдвинут ряд фундаментальных идей, сыграв-щих существенную роль в становлении отечественной психолингвистики. Сюда прежде всего относится положение о том, что все речевые процессы необходимо рассматривать не сами по себе, а в коммуникативном акте с учетом условий, целей и задач речевой коммуникации. Обращаясь к лингвистике, Ж. призывал не отрывать изучение языка и речи от человека. Особое место в работах Ж. занимала проблема декодирования человеком речевого сообщения в процессе его восприятия, понимания и порождения. Наиболее известной в этом отношении является работа О кодовых переходах во внутренней речи, где решался вопрос о том, ...реализуется ли мышление только в речедвигательном коде или существует другой код, не связанный непосредственно с формами натурального языка. Проведенный эксперимент подтвердил гипотезу Ж. о возможности невербального мышления, когда происходит переход на особый код внутренней речи, названный автором предметно-схемным кодом. Своего рода итогом его научной деятельности была монография Речь как проводник информации, посвященная широкому кругу проблем, связанных с исследованием взаимодействия между тремя кодами, сложившимися под влиянием потребности коммуникации в единую саморегулирующуюся систему — язык, речь, интеллект, а также центральным звеном этого взаимодействия — внутренней речью. Ведущим понятием данной работы является Универсальный предметный код (УПК), являющийся посредником не только между языком и интеллектом, между устной и письменной речью, но и меж-ДУ национальными языками. Другим важным понятием в данной работе выступает понятие об интеграции, толкуемой как Универсальный процесс, имеющий место при восприятии и порождении речевых произведений любого уровня. И.М. Кондаков, А.И. Новиков

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005