ЗВЯГЕЛЬСКАЯ ИРИНА ДМИТРИЕВНА ЗЕЙЛИГЕР-РУБИНШТЕЙН Евгения Иосифовна

Зейгарник Блюма Вульфовна

Найдено 6 описаний персоны Зейгарник Блюма Вульфовна

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Зейгарник Блюма Вульфовна | Zeigarnik, Вliuma (1900-1988)

Широкая известность Зейгарник связана с проведенной ею официальной проверкой теории К. Левина, согласно которой достижение цели или успешная локомоция в направлении положительной валентности ослабляет напряжение.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологическая энциклопедия

ЗЕЙГАРНИК БЛЮМА ВУЛЬФОВНА

1900 – 1988) — советский психолог. Психологическое образование получила в 20–е гг. в Германии в лаборатории К. Левина, где осуществила всемирно известные исследования забывания завершенных и незавершенных действий. В этих исследованиях было показано, что незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные, в 1,9 раза, что получило название эффекта Зейгарник. В дальнейшем занималась проблемами патопсихологии, в частности патологии мышления, используя при этом методологию деятельностного подхода.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

ЗЕЙГАРНИК БЛЮМА ВУЛЬФОВНА

1900-1988) - сов. психолог. В 1920-е гг., учась в Германии у К. Левина, провела исследование по проблеме забывания завершенных и незавершенных действий, в котором был экспериментально доказан эффект лучшего (в 1,9 раза) запоминания незавершенных действий (см. Зейгарник эффект). Впоследствии разрабатывала проблемы патопсихологии (г. о. патологии мышления) на основе идей Л. С. Выготского и деятельностного подхода в психологии, явившись одним из основателей отечественной патопсихологии. Известна также своими исследованиями современных теорий личности. (Е. Е. Соколова.)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой психологический словарь

ЗЕЙГАРНИК Блюма Вульфовна

(1900-1988) — российский психолог, д-р психологических наук (1960), профессор (1965). Закончила психологическое отделение философского фак-та Берлинского ун-та (1927). Работала в психоневрологической клинике Всесоюзного ин-та экспериментальной медицины (ВИЭМ) вместе с Л.С. Выготским, применяя идеи культурно-исторического подхода к пониманию патологии психики (1931). В годы ВОВ — в восстановительном госпитале (г. Кисегач). Возглавляла лабораторию патопсихологии НИИ психиатрии МЗ РСФСР (1943-1967), одновременно осуществляла преподавательскую работу в МГУ (с 1949). Начала свою научную работу под руководством Курта Левина. Обнаруженный 3. в ее дипломной работе факт преимущественного запоминания незавершенных действий вошел в мировую литературу под названием эффект (или феномен) Зейгарник. 3. — одна из основоположников отечественной экспериментальной патопсихологии. Плодотворно разрабатывала общие теоретические и прикладные проблемы патопсихологии, вопросы патологии познавательной деятельности, общепсихологические и патопсихологические аспекты личности. Ее исследования заложили основы для изучения таких проблем, как формирование патологических потребностей и мотивов, нарушения самосознания при психических заболеваниях, соотношение развития и распада психики. Основные труды 3.: К проблеме понимания переносного смысла слов или предложения при патологических изменениях мышления / Новое в учении об апраксии, агнозии и афазии, 1934; Нарушения мышления при психических заболеваниях , М., 1957; Патология мышления , М., 1962; Введение в патопсихологию , М., 1969; Личность и патология деятельности, М., 1971; Основы патопсихологии , М., 1973; Патопсихология, М., 1986; Очерки по психологии аномального развития личности, в соавт., М., 1980; Теория личности К. Левина, М., 1981; Теории личности в зарубежной психологии , М., 1982. А.И. Ждан

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.

Зейгарник Блюма Вульфовна

(9.11.1900 - 24.02.1988) - советский психолог и патопсихолог.

Биография. Психологическое образование получила в 1927 г. в Берлинском университете у М.Вертгеймера, В.Келера, К.Левина, у которого выполнила первую научную работу. С 1931 г. работала в психоневрологической клинике Всесоюзного института экспериментальной медицины под руководством Л.С.Выготского. Во время Отечественной войны проводила - в группе видных советских психологов (А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, С.Я.Рубинштейн) - практическую работу по восстановлению трудоспособности раненных в нейрохирургическом госпитале на Урале. Возглавляла лабораторию психологии Института психиатрии Минздрава РСФСР. Профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии Московского университета.

Исследования. В школе Левина осуществила всемирно известные исследования забывания завершенных и незавершенных действий. В этих исследованиях было показано, что незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные, в 1.9 раза. Это получило название эффекта Зейгарник. В дальнейшем занималась проблемами патопсихологии, в частности патологии мышления, используя при этом методологию деятельностного подхода. В ее исследованиях была показана роль мотивационной опосредствованности нарушений познавательной деятельности при аномалиях личности. Были описаны генезис и динамика формирования патологических потребностей, структура нарушений иерархии мотивов, их опосредованости, осознанности и подконтрольности, регулирующая функция самооценки.

Сочинения. Нарушение мышления при психических заболеваниях. 1957;

Патология мышления. М., 1962;

Введение в патопсихологию. М., 1969;

Личность и патология деятельности. М., 1971;

Основы патопсихологии. М., 1973;

Патопсихология. М., 1976;

Теория личности К.Левина. 1981;

Теории личности в зарубежной психологии. 1982

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

ЗЕЙГАРНИК БЛЮМА ВУЛЬФОВНА

Блюма Вульфовна Зейгарник родилась 9 ноября 1900 г. в литовском городке Пренай. В этом же городе она окончила гимназию. К сожалению, не представляется возможным сослаться на какие-либо документальные свидетельства той поры ее жизни, поскольку они не сохранились. Она достаточно рано вышла замуж и в 1921 г. поехала вместе с мужем в Берлин. В Берлине она поступила в Берлинский университет на филологический факультет, где сразу же с головой окунулась в изучение разнообразных диалектов немецкого языка. Трудно представить себе что-то более далекое от психологии. Случайно Зейгарник зашла на лекцию профессора М. Вертгей-мера и поняла, что посвятит изучению психологии всю жизнь. В 1924 г. Зейгарник начала посещать семинар Курта Левина, который непосредственно занимался психологией личности, в частности изучением движущих мотивов личности, поведения личности в ее среде, потребностей и квазипотребностей личности и их зависимости от социального окружения. Одновременно с занятиями у Левина Зейгарник продолжала посещать занятия и у других профессоров: так, она занималась в психиатрической клинике у К. Гольдштейна, прослушала курс лекций Э. Шпрангера и курс лекций по эстетике М. Дессуара. Последние, заметив ее увлечение гештальтпсихо-логией, прикладывали много усилий, чтобы отговорить ее от занятий в кружке Левина, что не привело к желаемому результату. Следует отметить, однако, что подход Левина к изучению личности заметно отличался от принятого в среде гештальт-психологов подхода. Приблизительно в это время (точнее в 1925 г.) после проведения ряда экспериментов Зейгарник обнаружила удивительную закономерность, которая вошла в науку под именем «эффект Зейгарник». Суть данного феномена заключается в том, что незавершенные действия сохраняются в памяти человека намного лучше, чем действия завершенные. Во время проведения эксперимента Зейгарник просила испытуемых за определенное время решить какую-либо задачу. Выяснилось, что в случае нерешенности задачи вследствие какого-либо фактора (например, из-за нехватки времени) эта нерешенность вызывает определенный уровень эмоционального напряжения, который не получает своей разрядки в решении задачи и, в свою очередь, способствует сохранению этого «неудовлетворительного» действия в памяти. Зейгарник опытным путем вывела следующую закономерность: число запомнившихся нерешенных задач примерно вдвое превышает число запомнившихся решенных задач. Спустя сорок лет после открытия эффекта Зейгарник было подсчитано, что более 160 научных работ были посвящены уточнению и интерпретации эффекта Зейгарник и свыше 30 тыс. человек были использованы в качестве испытуемых для проведения соответствующих экспериментальных исследований с целью доказать или опровергнуть существование этого феномена. Практически все направления и школы психологии, за исключением психоанализа, пытались так или иначе интерпретировать открытый Зейгарник эффект: поставить его на служение своим теориям либо опровергнуть его. В 1927 г. Зейгарник окончила Берлинский университет, успешно защитив диплом, посвященный открытому ею эффекту. Однако ее исследования были обнародованы Левином еще в 1926 г. в своем докладе на VIII Международном психологическом конгрессе. В 1931 г. Зейгарник вернулась в Россию. Она буквально с первого момента стала заниматься наукой. Зейгарник становится ближайшей помощницей Л.С. Выготского и работает в психоневрологической клинике Института экспериментальной медицины. В эти годы Зейгарник удается стать верной соратницей и единомышленницей для многих видных советских психологов. Тридцатые годы были очень тяжелыми как для молодой советской психологии, так и для каждого отдельного психолога. После смерти Выготского в 1934 г. его ученики подверглись гонениям, а отрасль науки, небезуспешно исследуемая и развиваемая Выготским и его учениками, была запрещена. В 1938 г. был арестован и погиб в застенках Лубянки муж Б.В. Зейгарник, и она осталась практически без поддержки с малолетним сыном. Во время Великой Отечественной войны Зейгарник пришлось эвакуироваться из Москвы. В этот период она принимала активное участие в восстановлении психического здоровья тяжелораненых в нейрохирургическом госпитале на Урале. Зейгарник укрепляет свои контакты со многими крупнейшими психологами страны - А.Р. Лурией, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, С.Г. Геллерштейном, во время общения с которыми оформились ее представления о патопсихологии как особой отрасли психологии. В послевоенный период Зейгарник возглавляет лабораторию психологии в Институте психиатрии, которая была создана при ее непосредственном участии. Именно в этот период на стыке общей психологии и психиатрии была сформирована особая ветвь психологии - экспериментальная патопсихология. Теоретические наблюдения и практический опыт были обобщены Зейгарник в следующих книгах. «Нарушения мышления у психически больных» (1959), «Патология мышления» (1962), «Введение в психопатологию» (1969), «Основы патопсихологии» (1973), «Патопсихология» (1976). Зейгарник крайне скептически относилась к массовому использованию психотерапии. По ее мнению, опосредствованная личность, т е. личность, критически оценивающая себя, способная самостоятельно справиться с внутренними проблемами, не нуждается в психотерапии, поскольку развитая, гармоничная личность должна уметь самостоятельно «отремонтировать» свои внутренние «неполадки». Людям незрелым, с несформированной системой психической саморегуляции, по мнению Зейгарник, нужны психотерапевты. Блюма Вульфовна Зейгарник приобрела всемирную известность благодаря открытому ею феномену, названному в ее честь и вошедшему во все психологические энциклопедии, словари и учебники, а также благодаря выделению патопсихологии из разрозненной области знаний в особую ветвь науки со своей проблематикой, терминологией, предметом, методом, системой и областью практического применения. Б.В. Зейгарник умерла в 1985 г.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: 100 великих психологов