ЗАНКОВ ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЗАНКОВ ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ
(1901-1977)-педагог и психолог. В области психологии занимался проблемами общей, педагогической и специальной психологии (дефектологии), разрабатывая вопросы развития памяти, мышления и речи у обычных детей и у детей с задержками психического развития. Стал широко известен благодаря созданной им оригинальной методике развивающего обучения детей в начальных классах школы.
Соч.:Очерки психологии умственно отсталого ребенка. М., 1935; Очерки психологии глухонемого ребенка. М., 1940; Память. М., 1949; О начальном обучении. М., 1963; Обучение и развитие (в соавт.). М., 1975; Избранные педагогические труды. М., 1999.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Занков Леонид Владимирович
(1901 - 27.11.1977) - отечественный психолог.
Биография. В 1918-1923 гг. работал учителем, воспитателем, заведующим сельскохозяйственной детской колонией. Учился у Л.С.Выготского. В 1940 защитил докторскую диссертацию, посвященную психологии воспроизведения. Директор Института дефектологии АПН РСФСР, заместитель директора Института теории и истории педагогики АПН РСФСР, заведующий лабораторией обучения и развития. Профессор, действительный член АПН ССР.
Исследования. Специалист в области дефектологии. Проводил экспериментальные исследования развития аномальных детей, в которых выявлялись условия эффективного их обучения. Рассматривал проблему факторов обучения и развития учащихся, в частности взаимодействия слова и наглядности в обучении.
Сочинения. Память школьника. 1944;
Память. 1949;
Обучение и развитие. 1975

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ЗАНКОВ Леонид Владимирович

(1901–1977) – педагог, психолог, дефектолог, действительный член АПН (1955), доктор педагогических наук (1943). Окончил МГУ (1925). Педагогическую деятельность начал учителем в сельской школе. С 1929 г. вел научноисследовательскую работу, в 1929–1951 гг. – в НИИ дефектологии. Автор ряда экспериментальных исследований процессов памяти и их развития у школьников. Разработал систему сочетания слова учителя и средств наглядности в обучении; ряд работ посвятил изучению речи нормальных и аномальных детей. В 1935 г. создал первую лабораторию по изучению психологии умственно отсталых и глухонемых детей в Экспериментальнодефектологическом институте. Изучал вопросы развития памяти, мышления и речи умственно отсталых детей, формирования их личности в условиях обучения и психологопедагогические проблемы сочетания слова учителя и средств наглядности во вспомогательной школе. Автор оригинальной дидактической системы начального обучения, направленной на общее развитие детей.

Соч.: Очерки психологии умственно отсталого школьника. – М., 1935; Избранные педагогические труды. – М., 1990.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

ЗАНКОВ Леонид Владимирович

(1901 — 1977) — российский психолог, дефектолог, педагог, ученик и последователь Л. С. Выготского. Д-р педагогических наук (1943). Д. чл. АПН РСФСР (1955). Окончил фак-т общественных наук Московского ун-та (1925). С 1918 г. работал учителем сельской школы, воспитателем, затем — заведующим детской сельскохозяйственной колонией в Тамбовской области (1919— 1922). С 1929 по 1951 г. работал в психологической лаборатории Института дефектологии АПН РСФСР, где в 1941 г. защитил докт. дис: Психология воспроизведения . С 1944 по 1947 г. —директор института. С 1951 по 1977 г. работал в НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР (в 1951-1955 гг. — зам. директора по науке, с 1955 г. — зав. лабораторией экспериментальной дидактики). Наряду с научной занимался преподавательской работой, возглавлял кафедру дефектологии МГПУ им. В.И. Ленина. Разрабатывал проблемы психологии памяти, мышления и речи нормальных и аномальных детей. Занимался исследованием детей с задержкой умственного развития. Одним из первых стал употреблять этот термин по отношению к тем детям, которых было принято называть умственно отсталыми, подчеркивая тем самым качественное отличие их психического развития. Считал, что обучение во вспомогательной школе не должно быть цензовым, т.е. приравниваться к классам обычной школы. В соответствие со взглядами Л.С. Выготского рассматривал проблему взаимоотношения обучения и развития. Разрабатывал систему начального обучения, направленную на повышение качества усвоения знаний и разностороннее развитие ребенка. Ведущий принцип обучения во вспомогательной школе, согласно 3., — повышение удельного веса словесных средств по сравнению с наглядными по мере продвижения из класса в класс. Во время ВОВ занимался вопросами восстановления функций у раненых. В 1940-е гг. изучал проблемы психологии памяти, исследовал соотношение непосредственного и опосредствованного запоминания. Автор трудов: Очерки психологии умственно отсталого ребенка, М., 1935; Память школьника, ее психология и педагогика, М., 1944; Память, М., 1949; Сочетание слова учителя и средств наглядности в обучении , М., 1958, ред.; О предмете и методах дидактических исследований, М., 1962; Дидактика и жизнь, М., 1968 и др. Л.А. Карпенко, И.Е. Сироткина

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

ЗАНКОВ ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ
1901-1977) - сов. психолог, педагог, дефектолог, ученик Л. С. Выготского. Деление трудов 3. на "педагогические" и "психологические" весьма условно. В его творчестве четко выделяются 4 доминанты: память, речь, мышление, обучение и развитие, и в их анализе 3. удалось достичь редкой психолого-педагогической интегративности. 3. одним из первых в отечественной психологии выдвинул идею включения в педагогический эксперимент психологических методов изучения общего развития учащихся. Он также разрабатывал идею о необходимости обеспечения в школе индивидуальных вариантов развития школьников. В области дефектологии 3. принадлежат экспериментально-психологические исследования развития аномальных детей, а также разработка эффективных методов педагогической и коррекционной работы с ними. Во время войны (1941-1945) 3. работал в нейрохирургическом госпитале, где руководил группой психологов, занимавшихся восстановлением расстройств речи при черепно-мозговых ранениях.
В педагогике 3. ярко проявился как практик, и как теоретик. Сильной стороной 3. явилось использование экспериментальных исследований для построения всего учебного процесса в начальной школе. В 1957 г. была начата разработка системы начального обучения, продолжавшаяся более 20 лет и нацеленная на достижение оптимального общего развития уч-ся. Благодаря привлечению к работе большого числа учителей и созданию огромного массива научно-методического обеспечения (в виде программ, методических пособий, учебников), система обучения "по Занкову" стала одной из самых распространенных в стране систем развивающего обучения.
3. - автор более 150 работ, в т. ч.: "Память школьника" (1944), "Проблемы речи, ее расстройств и восстановления" (1945), "Память" (1949), "Сочетание слова учителя и средств наглядности в обучении" (1958, ред.), "Наглядность и активизация уч-ся в обучении (1960), "О предмете и методе дидактических исследований (1962), "О начальном обучении" (1963), "Дидактика и жизнь" (1968), "Индивидуальные варианты развития младших школьников" (соред., 1973), "Беседы с учителями" (2-е изд., 1975), "Обучение и развитие" (со-авт. и ред., 1975). (И. А. Мещерякова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ЗАНКОВ ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ
Известный советский психолог и педагог, занимавшийся разработкой проблем памяти, Леонид Владимирович Занков родился в 1901 г. В 1922-1925 гг. он учится в МГУ на факультете общественных наук. Здесь Занков знакомится с Выготским и под его руководством участвует в экспериментальных педагогических исследованиях по проблемам памяти. После окончания университета Л.В. Занков был оставлен в аспирантуре Института психологии при Московском госуниверситете, где под руководством того же Выготского начинает исследование психики и особенности обучения аномальных детей. Вклад психологической школы, основанной Л.В. Занковым, заключается в следующем: с одной стороны, последователи Занкова разделяли господствующие в советской психологии взгляды о единстве сознания и деятельности, памяти как условии, форме и результате деятельности человека. С другой стороны, работа Занкова и его учеников непосредственно практическая, заключающаяся в прямой перестройке, интенсификации и оптимизации учебного процесса в целом. В специальной психологической литературе, посвященной исследованиям Занкова, принято выделять четыре линии его исследований мнемических процессов. Первой линией является генетический анализ мнемической деятельности. Новаторство Занкова в этой области заключается в том, что он показал возрастающее значение характера задачи, связанной с задействованием памяти, по мере увеличения фактического интеллектуального возраста. Второй линией исследования Занкова и его учеников является анализ проявлении приемов мнемической деятельности, что может быть определено как выявление уровней использования навыков логического структурирования материала. Факты, полученные в результате многочисленных экспериментов на детях различного возраста и различной степени умственного развития, свидетельствовали об огромной роли таких общелогических методов анализа запоминаемого материала, как приемы обобщения, группировки материала, использования смысловых связей. Таким образом, ученые пришли к следующему выводу: именно накопленные способы умственной деятельности, а не созревание способности запоминать и не взросление организма, как это было принято считать среди зарубежных психологов, определяли возрастные различия и различия при норме и патологии в развитии ребенка. В начале 1930-х гг. лично Л.В. Занковым были проведены эксперименты на отстававших в умственном развитии детях, направленные на демонстрацию специфики так называемого опосредованного запоминания, что было навеяно работами А.Н. Леонтьева и Л.С. Выготского. Как результат было доказано, что представление о преобладании механической памяти на первых этапах умственного развития является упрощенным и не всегда соответствует действительности. Даже у умственно отсталых детей и детей дошкольного возраста наблюдалось использование смысловых связей, более легкое запоминание логически построенного, структурированного материала. Третьим направлением исследований Занкова и его психологической школы считается анализ расхождения между определенной мнемической задачей и реальным содержанием запоминаемого материала. Впервые было найдено, что содержание материала оказывает чрезвычайно сильное влияние на характер процесса запоминания одновременно с поставленной перед человеком задачей запоминания и даже вопреки ей. То есть смысловые связи внутри запоминаемого материала сознательно или бессознательно играли роль самостоятельной мнемической задачи, причем мешая или, наоборот, способствуя человеку запомнить что-либо. Четвертая линия исследования была посвящена специфике неосознаваемой переработки информации, хранящейся в памяти человека, и проявлению этих процессов в форме изменений продуктивности памяти с течением времени. Результаты этих исследований в значительной мере инициировали будущие исследования по психологии и психофизиологии эвристических, интуитивных процессов. Так, было выявлено, что бессознательная переработка информации в памяти, проявляющаяся в феноменах реминисценции, латентного запечатления, структурирования вспоминаемого, у взрослых по сравнению с детьми (а у детей старшего школьного возраста по сравнению с детьми младшего школьного возраста) обнаруживается более отчетливо. Так называемый феномен парадокса установки при запоминании осмысленного материала привлек внимание Л.В. Занкова еще в 30-х гг. XX в. Причем он был одним из первых советских психологов-экспериментаторов, обративших внимание на этот парадокс, хотя в то время среди психологов-экспериментаторов бытовало мнение о том, что установка на точность припоминания должна повлечь за собой исключительно дословное воспроизведение материала, подлежащего усвоению. Даже в настоящее время среди многих педагогов (особенно это распространено в школах) бытует мнение о том, что настоящее обучение неразрывно связано с дословным заучиванием материала, с так называемым «зазубриванием». Л.В. Занков же доказал, что когда испытуемым предлагают как можно точнее воспроизвести определенный материал, то есть-реализуется установка на запоминание, при анализе содержания воспроизведенного материала находят, что запоминание текста происходит не буквально, слово за словом, а через охватывание определенных смысловых единиц. Исследования Л.В. Занкова и его последователей поставили перед психологами и педагогами острейшие и по сей день актуальные проблемы составления смысловых единиц текста такого состава и содержания, чтобы детям было легче запоминать учебные тексты. Данная проблема в настоящее время волнует не только психологов и педагогов, но и специалистов в области математической лингвистики, кибернетики, информатики, поскольку ими предлагалось решить данную проблему путем определения точного числа смысловых единиц в материале. Более половины работ Л.В. Занкова и его последователей по проблемам памяти посвящены вопросам обучения и диагностики детей с аномалиями умственного и сенсорного развития. Эти работы внесли огромный вклад в развитие такой отрасли педологии, как дефектология, и эти работы по сегодняшний день остаются актуальными и используются на практике для обучения и реабилитации детей с дефектами интеллекта и сенсорики. Кроме вышеупомянутого, Л.В. Занков занимался исследованием дифференциальной психологии, анализом содержания мышления, его операций и развития, что представляет ценнейшие экспериментально-методические находки, успешно применяемые и по сей день. Леонид Владимирович Занков скончался в 1977 г.

Источник: Яровицкий В. 100 великих психологов. 2004