ВЕККЕР Лев МарковичВЕЛЛЕК Альберт

Векслер Дэвид

Найдено 3 описания персоны Векслер Дэвид

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Векслер Дэвид | Wechsler, David (1896-1981)

Векслер направил всю свою творческую энергию на разработку и стандартизацию шкал интеллекта, которые носят его имя, и способствовал замене используемого в тестах Бинэ показателя "умственного возраста" на коэффициент отклонения (Deviation Quotient).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологическая энциклопедия

Векслер (Wechsler) Дэвид

(12.1.1896, Леспеди, Румыния - 2.5.1981, Нью-Йорк-Сити) - американский психолог, психодиагност и психиатр, создатель всемирно известных тестов интеллекта для взрослых и детей.

Биография. Образование получил в Колледже Нью-Йорк-Сити (магистр искусств, 1916) и в Колумбийском университете (доктор философии, 1925). С 1932 г. по 1967 г. работал в качестве главного психолога в Психиатрической клинике Бельвью в Нью-Йорк-Сити. С 1942 г. по 1970 г. был клиническим профессором Медицинского колледжа Нью-Йорк-Сити, с 1970 - почетным профессором.

Исследования. Если используемые в его время тесты интеллекта разрабатывались первоначально для детей, а на взрослых переносились после добавления заданий более трудных, но того же типа, то Векслер создал тест - шкалу Векслера-Бельвью - специально для взрослых. К 1939 г. была опубликована первая версия шкалы (Wechsler-Bellevue Intelligence Scale), которая вскоре стала самой распространенной в США. В этом тесте были объединены разнообразные методики, большая часть из которых широко использовалась и раньше, но Векслер предложил процедуру их жесткой стандартизации, т.е. ввел ограничения по времени и определил нормативные показатели - среднее значение тестового показателя выполнения умственных задач для всех представителей данной возрастной группы. В отличие от теста Станфорд-Бине, задания в этом тесте не сгруппированы по возрастным уровням, а объединены в субтесты и расположены в порядке возрастания сложности. При этом Векслер объединил в единый комплекс тесты вербального и практического интеллекта с раздельным вычислением IQ для вербальных субтестов и для субтестов действия. При этом Векслер дал определение интеллекта как глобальной способности разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. В 1955 г. Векслер подготовил новую редакцию теста для взрослых (Manual for the Wechsler Adult Intelligence Scale. N.Y.) - WAIS, в 1949 г. разработал вариант теста для детей (Wechsler Intelligence Scale for Children) - WISC, а в 1967 г. - шкалу интеллекта для дошкольников и младших школьников (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence) - WPPSI. Предложил использовать свои методики в психиатрической клинике, для постановки дифференциального диагноза, на основе того, что интеллектуальные функции могут выборочно разрушаться при повреждениях мозга и психических отклонениях. Создал также батарею тестов для оценки памяти (Standartized memory scale for clinical use // J. Psychol. 1945, 19, 87-95). Проводил исследования возрастных изменений интеллекта и памяти. Разработал собственную модификацию детектора лжи - psychogalvanograph.

Сочинения. Range of Human Capacities. 1935;

The Measurement of Adult Intelligence. Baltimore, 1939;

Die Messung der Intelligenz Erwachsener (совм. с Hardesty A., Lauber L.). Bern, 1964;

Manual: Wechsler Intelligence Scale for Children. N.Y., 1974;

Selected Papers. 1974.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

ВЕКСЛЕР (Wechsler) Дэвид

(1896-1981) — американский психолог румынского происхождения, психодиагност и психиатр. Специалист в области клинической психологии, психологии развития, методов оценки и измерения, военной психологии, педагогической психологии. Автор широко известных тестов исследования интеллекта. В шестилетнем возрасте В. с семьей эмигрировал в США, где окончил колледж (Нью-Йорк, 1916) и Колумбийский университет (магистр, 1917; доктор, 1925). Над магистерской дис, посвященной ретенции в психозе Корсакова, и докт. дис. работал под руководством Р.С. Вудвортса. Ожидая призыва в армию, попал в военный лагерь, где под началом Е.Г. Боринга занимался тестированием и обработкой результатов тестов Альфа (модификации теста Стэн-форда-Бинэ). Последующая армейская служба была связана с психологией — В. занимался индивидуальным отбором персонала. Уже на этом этапе он остро осознал недостатки общепринятых групповых тестов применительно к тем людям, для которых английский был не родным языком. В 1919 был направлен в Лондонский ун-т, где сильное влияние на него оказали К. Пирсон и Ч.Э. Спирмен. После увольнения из армии учился в Парижском ун-те (1920—1922), где, в частности, занимался сбором данных по психогальваническим реакциям для докт. дис. После получения докторской степени был действительным секретарем Психологической корпорации (1925—1927), занимался частной практикой (1927—1932). С 1932 г. — главный психолог Психиатрического госпиталя Белльвью и профессор Медицинского колледжа Нью-Йоркского университета (1932—1967). Был отмечен наградами: За выдающийся вклад в психологию (Отделение клинической психологии АРА, 1960), За выдающийся профессиональный вклад (АРА, 1973) и др. Имя В. более всего связано с разработкой и распространением ряда научно-достоверных методик, предназначенных для клинической практики и исследовательской деятельности. Во-первых, он развил и стандартизировал тесты на интеллект. Первая версия шкалы В.-Белльвью для взрослых (Wechsler-Bellevue Intelligence Scale) была опубликована в 1939 г. и стала самой распространенной в США. Во-вторых, В. ввел квоту отклонения (вместо ментального возраста А. Бинэ), согласно которой тестовые показания испытуемого оценивались в соответствии с его возрастной группой. В третьих, он объединил в единый комплекс тесты вербального и практического интеллекта с раздельным вычислением IQ для вербальных субтестов и для субтестов действия. При этом дал определение интеллекта как глобальной способности разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. В. считал, что его шкала интеллекта (WISC) может существенно помочь задачам дифференциальной диагностики, в частности при клинических нейропсихологических исследованиях, а также способствовать измерению широкого диапазона сложных психологических функций. Им были разработаны: Армейский тест Векслера (1942; Интеллектуальная шкала Векслера (WISC, 1949, переработана в 1981); WAIS (1955, переработана в 1974); Детская шкала интеллекта Векслера (1967). Тесты В. были стандартизированы во многих странах и до сих пор широко применяются профессионалами. Основные труды В.: The range of human capacities, 1935 (updated 1971); The measurement of adult intelligence , 1939; Manual for the Wechsler intelligence scale for children, 1949; Manual for the Wechsler adult intelligence scale, 1955; The measurement and appraisal adult intelligence (4-th edn), 1958. Л.А. Карпенко.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.