Уорф Бенджамин ЛиУотт Генри Джексон

Уотсон Джон Бродес

Найдено 6 описаний персоны Уотсон Джон Бродес

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Уотсон Джон Бродес | Watson, John В. (1878-1958)

Основоположник американского бихевиоризма, Уотсон выделил два аспекта этого направления: психология как объективная наука и психология как наука о поведении.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологическая энциклопедия

УОТСОН ДЖОН БРОДЕС

Watson, 1878-1958) -амер. психолог, создатель одного из вариантов объективной психологии - бихевиоризма. На становление взглядов У. оказали свое влияние зоопсихологические исследования ряда амер. авторов (в частности, Э. Торндайка), идеи И. П. Павлова об условных рефлексах как единицах поведения и работы В. М. Бехтерева. Манифестом бихевиоризма считается статья У. "Психология с т. зр. бихевиориста" (1913). Работы У. существенно повлияли на амер. психологию. Во 2-й пол. жизни У. отошел от академической психологии и занимался г. о. психологией рекламы. (Е. Е. Соколова.)

Добавление ред.: На рус. языке изданы след. труды У: "Психология как наука о поведении" (1926), "Психологический уход за ребенком" (1929), специально написанная для Большой сов. энциклопедии статья "Бихевиоризм".

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой психологический словарь

УОТСОН Джон Бродес

1878-1958) - американский психолог, основоположник бихевиоризма (науки о поведении). Его работа «Обучение животных» (1903 г.) рассматривает законы приобретения опыта животными и человеком как одни и те же, а сам опыт - как биологическое приспособление, лишенное смысла и содержания Подвергая критике такие положения У. как отрицание сознания и его роли в формировании навыков и поведенческих актов у человека, отождествлении принципов жизнедеятельности человека и животных, в то же время следует отметить важнейшую роль У в экспериментальном обосновании многих поведенческих актов животных, в организации специальных методов зоопсихологии в исследовании формирования навыков животных в условиях проблемного ящика, лабиринтов и др. методов изучения психической деятельности

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь справочник по зоопсихологии (сравнительной психологии)

Уотсон (Watson) Джон Бродес

(9.01.1878 - 25.09.1958, Нью-Йорк) - американский психолог, основатель бихевиоризма.

Биография. Образование получил в Чикагском университете. Ученик Дж.Энджелла и Дж.Дьюи. В 1903 г. защитил докторскую диссертацию о связи между уровнем развития центральной нервной системы и сложностью поведения у белых крыс. С 1908 по 1920 г. - профессор и заведующий психологической лабораторией университета Дж.Гопкинса, вел там курсы сравнительной и экспериментальной психологией. Президент Американской психологической ассоциации (1915). В 1920 г. перешел на работу в рекламное агентство. В период между 1920 и 1930 г. вел курс бихевиоризма в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке.

Исследования. Автор программной статьи нового направления "Психология с точки зрения бихевиориста", написанной в 1913 г. В противовес интроспективной психологии, предложил опираться исключительно на объективные методы, требования к которым были разработаны в естественных науках. Понимал в качестве предмета психологии поведение человека от рождения до смерти. Основная задача усматривалась им в том, чтобы изучить процесс научения, или формирования в течение жизни новых реакций, предсказывать поведение и контролировать его.

Терапия. На основе своей теории психического развивал методы поведенческой психотерапии. Классическими являются его эксперименты по угашению фобии у маленького Альберта.

Сочинения. Bihavior. Introduction to Comparative Psychology. N.Y., 1914

Бихевиоризм // БСЭ. Т. 6, М., 1927, с. 434-43;

Психология как наука о поведении. М.-Л., 1926

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

УОТСОН (Watson) Джон Бродес

(1878— 1958) — американский психолог, основоположник бихевиоризма. Специалист в области психофизиологии, экспериментальной и сравнительной психологии, психотерапии. Образование получил в Колледж Фурмана (бакалавр, 1900) и Чикагском ун-те (д-р, 1903). Профессиональную деятельность начал в качестве ассистента по психологии Чикагского ун-та (1903—1904), затем преподавателя (1904-1908). В 1908 г. получил приглашение Дж Болдуина занять должность профессора в ун-те Джона Хопкинса и возглавить лабораторию сравнительной психологии. В 1909 г. в связи с отставкой Дж. Болдуина У. занял его место декана фак-та психологии и редакторские должности в нескольких психологических журналах (1909-1920). В 1915 г. У. Был избран Президентом АРА. В этот период его окружала группа сотрудников (в том числе, Г.С. Дженнингс, К. Лэшли, Найт Данлел, Адольф Мейер и др.), которые, как и У., критически относились к господствующему методу интроспекции, как основному источнику фактов. Особенно остро этот конфликт выглядел в области психологии животных. Поскольку суть психологии сводилась к изучению сознания непосредственно через интроспекцию, психология животных занимала второстепенное положение по сравнению с экспериментальной психологией человека. При этом практическое применение интроспективной психологии было неясным, неопределенным. Преодолевая подобное положение, У. выдвинул альтернативную стратегию, которая переориентировала психологию так, что работе с животными стало уделяться первостепенное внимание с соответствующими практическими последствиями. Начал У. с публикации в 1913 г. статьи Psychology as the behaviorist sees It (Психология с точки зрения бихеви-ориста) в журнале Psychological Review, которая стала своеобразным манифестом нового направления. С этого момента психологи США стали постепенно определять себя как сторонников или противников новой теории. В следующем году У. публикует книгу Behavior: An introduction to comparative psychology, 1914 (Поведение: введение в сравнительную психологию), в которой впервые в истории психологии был решительно опровергнут постулат о том, что предметом этой науки является сознание (его содержание, процессы, функции и т.д.). Девизом бихевиоризма стало понятие о поведении как объективно наблюдаемой системе реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Новый подход намечал перспективу раскрытия факторов взаимодействия целостного организма со средой и причин, от которых зависит динамика этого взаимодействия. Предполагалось, что знание причин позволит в психологии осуществить идеал других точных наук с их девизом предсказание и управление . У. пришел к убеждению, что наблюдения за состояниями сознания также мало нужны психологу как и физику, химику и т.д. Только отказавшись от этих внутренних наблюдений, настаивал он, психология станет точной и объективной наукой, подобной другим естественнонаучным дисциплинам. По его плану, все поведение должно быть объяснено из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм и его, также непосредственно наблюдаемых ответов (реакций). Отсюда и главная формула У., воспринятая бихевиоризмом: стимул-реакция (S—R). Из этого следовало, что процессы, которые происходят между составляющими этой формулы (как физиологические, так и психические) психология должна устранить из своих гипотез и объяснений. Поскольку единственно реальными в поведении признавались различные формы телесных реакций, У. заменил все традиционные представления о психических явлениях их двигательными эквивалентами. Всеми реакциями, как интеллектуальными, так и эмоциональными, можно, по мнению У., управлять. Он провел серию экспериментов над младенцами, вырабатывая условные рефлексы, связанные с эмоциями. Например, громкий звук, вызывающий чувство страха, сочетался с восприятием кролика. В дальнейшем сходное чувство страха возникало у детей при виде других покрытых мехом объектов. Так У. стремился доказать, что у людей на основе условных рефлексов можно формировать по заданной программе стойкие аффективные комплексы. Принцип управления поведением получил в американской психологии после работ У. широкую популярность. В 1924 г. он публикует книгу Behaviorism, в которой, в частности, описывает принципы бихевиоральной терапии и постулирует преобладание воспитания над природой. В 1928 г. вместе с Розалией Рейнер публикует свою знаменитую книгу о воспитании детей The Psychological care of infant and child, которая широко разошлась среди родителей, стремящихся к научному подходу в воспитании. Процесс воспитания он рассматривал как разновидность научения, придавая исключительное значение подкреплению приспособительных реакций. Чтобы в полной мере оценить влияние уотсоновского бихевиоризма, следует выявить его основные свойства (постулаты): 1) наблюдение за поведением вместо интроспекции; 2)прогнозирование и контроль , а не теоретическое осмысление; 3) избегание терминов сознание и сознательность ; 4) атомистический взгляд (стимул—реакция) на поведение. Вокруг бихевиоризма велись яростные дебаты и споры во всех гуманистических науках. И уже в 20-х гг. наследники бихевиоризма принимали не все постулаты У. Толмен принимал лишь положение (1). Кларк Халл и его последователи в 1930-х гг. принимали постулаты (1) и (4). Скиннер в качестве цели принимал положение (2), развивая собственную неатомистическую версию бихевиоризма. Современная когнитивная психология, утверждающая, что она отвергла бихевиоризм, тем не менее в большинстве случаев продолжает сохранять бихевиористский атомизм (положение 4). Бреши заполняются теоретическими понятиями ментальности (память, внимание и т.п.), но при этом эксперименты концентрируются вокруг наблюдаемых причин и результатов, т.е. отказ от уотсоновского табу на интроспективные методы оказался недолговечным. Труды У. в рус. пер.: Наследственность , М., 1913; Психология как наука о поведении, М.—Л., 1926; Психологический уход за ребенком, М., 1930. Л.А. Карпенко, Т.Д. Марцинковская.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.

Уотсон Джон Бродес

Джон Бродес Уотсон родился 9 января 1878 г. в штате Южная Каролина. Когда Джону было 13 лет, отец ушел из семьи, и мальчик остался с матерью, женщиной строгой и религиозной. В 1894 г. Уотсон поступил в баптистский университет Фурмана в Гринвилле, намереваясь стать священником. Окончив его в 1900 г., он получил степень магистра, однако после смерти матери отказался от первоначальных намерений и поступил в Чикагский университет. В то время там работали известные ученые Джон Дьюи и Джеймс Энджел. Они во многом повлияли на то, что Уотсон увлекся психологией. Он окончил университет в 1903 г., став самым молодым доктором. В том же Чикагском университете он и работал преподавателем в течение последующих пяти лет. Кроме этого, он также занимался и научной работой под руководством профессора Энд-жела. Изучая белых крыс, Уотсон пришел к мысли, что в опытах с животными он может выяснить все то, что его коллеги изучают, проводя исследования с людьми. Самому ученому претила мысль об опытах на людях. В 1908 г. Уотсон перешел в университет Джона Гопкинса в Балтиморе, где возглавил кафедру экспериментальной сравнительной психологии. Работая в университетской лаборатории, он постепенно пришел к мысли о создании нового направления в психологии, получившего название «бихевиоризм», целью которого стало изучение поведения. По мнению ученого, именно поведение легче всего поддается наблюдению и изучению, в отличие от сознания и человеческих чувств. Эти идеи были впервые изложены им в книге «Психология с точки зрения бихевиориста», изданной в 1913 г. В этой работе Уотсон выразил мысль о необходимости проведения поведенческих исследований, поскольку подобные опыты, проводимые ранее, внесли вклад в теорию психических процессов, затрагивавших органы чувств человека. Однако этих исследований было недостаточно для определения новых направлений экспериментальных исследований. Так ученый пришел к выводу о необходимости компромисса: либо психология будет изучать факты поведения как таковые, независимо от того, имеют ли они отношение к проблемам сознания или нет; либо бихевиоризм будет пониматься как отдельная наука, независимая от психологии. Особенностью бихевиористского подхода было то, что исследования человека и животного по своей сути не отличаются друг от друга; по мнению Уотсона, к изучению человеческого поведения нужно применять те же методы, что и к изучению поведения животного. Основными при этом являются понятия стимула и реакции. Любое поведение должно рассматриваться как реакция организма на стимулы среды. Таким образом, ученый утверждал, что по реакции можно сделать вывод о вызвавшем ее стимуле, а также, зная стимул, можно предугадать последующую реакцию. В работе «Психология с точки зрения бихевиориста» Уотсон выразил мнение, что психология человека не отвечает требованиям, предъявляемым к ней как к естественной науке. Занимаясь в основном изучением сознания, психологи предпочитают основывать свои размышления на наблюдении, т.к. не могут проводить эксперименты. Таким образом, по мнению Уотсона, психология является недостаточно экспериментальной и слишком умозрительной наукой и не решает жизненно важные человеческие проблемы. Бихевиоризм же, как писал Уотсон, - это экспериментальная и объективная область естественной науки. Поведение человека и животного изучается одинаково, без учета влияния сознания. С этой точки зрения факты, полученные при изучении поведения различных животных, значимы сами по себе. Таким образом, в своей работе Д. Уотсон предложил отказаться от изучения сознания как самостоятельного объекта исследования, тем самым приблизив психологию к другим естественным наукам. Ученый признавал, что некоторыми проблемами при таком изменении предмета психологии придется пренебречь, однако считал, что эти оставшиеся проблемы могут быть впоследствии переформулированы таким образом, что бихевиористские методы приведут и к их решению. В своих опытах по дрессировке крыс Д. Уотсон пользовался методом подкрепления. Те реакции, выработка которых была ему необходима, поощрялись, а все нежелательные влекли за собой наказание. Перенося этот метод на поведение человека, ученый считал, что с помощью подкрепления на человека можно влиять, направляя поведение в нужную сторону. Всего через два года после выхода книги Уотсон был избран президентом Американской психологической ассоциации. Бихевиоризм получил широкое распространение, и его методы стали использоваться в других науках, социологии, антропологии, педагогике. Особенно активно он использовался в последней. По мнению Уотсона, при помощи принципа подкрепления можно оказывать влияние на формирующуюся личность ребенка, с тем чтобы получить желаемый результат. Он считал, что из ребенка можно вырастить представителя любой профессии, можно даже вырастить вора или бродягу, независимо от его изначальных способностей, склонностей, призвания или происхождения. Этот подход был господствующим во многих воспитательных учреждениях в течение нескольких десятилетий. Считалось, что при правильном воспитании из любого ребенка можно воспитать гения. Если же педагога постигала неудача, это списывалось на недостаток воспитания. Д. Уотсон женился в 1903 г. на своей студентке. Однако в 1919 г. развелся, чему предшествовал бурный публичный скандал. Его жена Мери Уотсон опубликовала в газете письма мужа, адресованные его юной любовнице, Розалии Рейнер. Шумиха, поднятая вокруг этого дела, отрицательно повлияла на научную карьеру Уотсона. Ему пришлось бросить работу в университете, и впоследствии он так и не смог никуда больше устроиться. Он оставил науку и занялся коммерческой деятельностью. В 1921 г. он устроился на работу в рекламное агентство Дж. Уолтера Томпсона, где достаточно быстро поднялся по карьерной лестнице. Тем не менее, Д. Уотсон все же продолжал распространять свои идеи, но выбрал для этого уже несколько иной путь. Он сделал попытку популяризовать эти идеи, выступал на радио, печатал статьи в популярных журналах. Розалия Рейнер стала новой женой Уотсона. Вместе они выпустили книгу «Психологический уход за ребенком», в которой изложили практические рекомендации для молодых родителей. Основные методы воспитания были конечно же основаны на принципах бихевиоризма. В 1930 г. Д. Уотсон издал книгу, которую назвал «Бихевиоризм». Основой для этой работы стали лекции, прочитанные им ранее в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. В 1936 г. он сменил место работы и перешел в другое агентство, где работал до 1945 г. Однако коммерческая карьера не заставила его отказаться от своих взглядов. Наоборот, бихевиористские идеи оказались весьма полезны в такой сфере деятельности, как реклама. Уотсон использовал новые принципы рекламного творчества: он обращал особое внимание на форму преподнесения рекламног сообщения. Он считал, что с помощью необходимого стимула можно вызвать у потенциального потребителя желательную реакцию, поэтому основная задача состоит в том, чтобы только найти этот стимул. В 1945 г. Розалия умерла, что очень сильно повлияло на жизнь ученого. Он отгородился от всех людей, поселился в уединенном! месте и жил очень замкнуто. По свидетельствам друзей, время от времени его навещавших, он продолжал писать, занимался наукой. Однако Уотсон так и не опубликовал написанное, а незадолго до смерти уничтожил. Он умер в 1958 г. Его вклад в психологическую науку значителен, как вклад человека, создавшего новое направление в психологии. Основываясь на опытах, которые он проводил с животными, Джон Уотсон сделал вывод о важной роли поведения при изучении психологии человека. Поведение, в отличие от сознания, может быть исследовано объективными методами, а значит, оно приближает психологию к естественным наукам. Неприятности, случавшиеся в жизни ученого, оказали влияние на его деятельность: ему пришлось оставить науку и заняться коммерцией. Тем не менее он продолжал развивать свои идеи и занимался наукой до конца своей жизни.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: 100 великих психологов