Торндайк Эдвард Ли

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Торндайк Эдвард Ли (1874-1949)
Торндайк учил, что психологам следует изучать поведение, а не психические элементы или сознательный опыт. В своих работах он заложил основы для понимания научения и сформулировал свой закон эффекта до открытия Павловым закона подкрепления.

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

ТОРНДАЙК Эдвард Ли

1874-1949) - американский психолог и педагог Первой работой «Ум животных» (1898) Т. заложил основы научения путем внедрения экспериментального метода -«проблемного ящика». Помещая в «проблемные ящики» разной степени сложности животных (кошек, собак, низших обезьян) Т пришел к выводу, изучая формирования навыка в процессе научения животных, что животные действуют методом «проб, ошибок и случайного успеха». Весь процесс научения трактовался Т. как простая зависимость между ситуациями и движениями. Он, отрицая качественное различие между навыками животных и человека, тем не менее внес большой вклад в развитие экспериментальных методов зоопсихологии и по праву считается одним из основателей научной зоопсихологии.

Источник: Филиппова В.П. Словарь справочник по зоопсихологии. 1998

Торндайк (Thorndike) Эдвард Ли

(31.8.1874, Вильямсбург, Массачусетс - 10.08.1949, Нью-Йорк) - американский психолог и педагог.
Биография. В 1898 г. защитил докторскую диссертацию в Колумбийском университете. Профессор Колумбийского университета (с 1904 г.).
Исследования. Проводил исследования поведения животных, направленного на выход из "проблемного ящика". Трактовал научение как установление связи между стимулом и реакциями (S-R), в дальнейшем указал также роль сенсорного контроля. Для фиксации результативности поведения животного, которое описывалось как серия проб и ошибок, использовалась так называемая "кривая научения". Сформулировал ряд законов научения: "закон упражнения" (чем чаще повторяется связь между ситуацией и ответной реакцией, тем она прочнее), "закон эффекта" (прочность связи возрастает, если процесс установления связи сопровождается состоянием удовлетворения), "закон готовности" (скорость образования связи зависит от наличного состояния субъекта, прежде всего от особенностей или состояний нервной системы), но в его публикациях после 1930-го года "закон упражнения" был практически отброшен. Разрабатывал проблему обучения детей, трактуя его как приспособление к среде, при котором упрочение реакции зависит от последующего удовлетворения или неудовлетворения ("закон эффекта").
Сочинения. Animal intelligence. N.Y., 1911;
Human Nature and the Social Order. N.Y., 1940;
Принципы обучения, основанные на психологии. М., 1929;
Психология арифметики. М.-Л., 1932;
Процесс учения у человека. М., 1935

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ТОРНДАИК (Thorndike) Эдвард Ли

(1874—1949) — американский психологи педагог, специалист в области психологии образования, экспериментальной психологии, методов оценки и измерения. Создатель парадигмы обучения методом проб и ошибок. Чл. Национальной академии наук (1917), президент Американской ассоциации развития науки (1934). Поч. д-р наук Уэслианского, Колумбийского, Чикагского, Гарвардского и ряда др. ун-тов. Первоначальное образование получил в Уэслианском ун-те (бакалавр, 1895), где психология преподавалась по учебнику Дж. Салли, известного своим эмпирическим и эволюционистским подходом в психологии. Впоследствии Т. также отстаивал генетический подход, который предполагал изучение сознания с точки зрения эволюции, подчеркивал значение индивидуальных различий и разрабатывал концепцию научения. Ознакомившись с Принципами психологии У. Джемса (1812), Т. поступил в Гарвардский ун-т (бакалавр, 1896), где прослушал курс психологии самого У. Джемса. Т.к. в Гарварде не было возможности для экспериментальной работы, Т. перешел в Колумбийский ун-т, где начал свои исследования методом проб и ошибок под руководством Джеймса М. Кеттелла. Как термин пробы и ошибки были введены Ллойдом Морганом для определения способа решения задач умными, но не рационально мыслящими животными. Используя подход Моргана, Т. сконструировал проблемный ящик для исследования животных в лабораторных условиях. Выполненные эксперименты легли в основание его докт. дис. и написанной на ее основе книги Ум животных (1898), явившейся важной вехой на пути внедрения объективного метода в исследование процесса научения. Помещая в проблемные ящики (представлявшие собой экспериментальные устройства различной степени сложности) подопытных животных (кошек, собак, низших обезьян), Т. фиксировал характер их двигательных реакций, направленных на то, чтобы выйти из ящика и получить подкрепление рефлекса. Ход опытов и его результаты изображались графически в виде кривых, на которых отмечались повторные пробы и затраченное время. Характер кривой (названной им кривой научения ) дал Т. основание утверждать, что животное действует методом проб, ошибок и случайного успеха. Весь процесс научения трактовался как простое установление связи между ситуациями и движениями. Т. внес существенный вклад в разработку проблемы навыков, сформулировав ряд законов научения (закон упражнения , закон эффекта, закон готовности и др.), носящих, по его мнению, универсальный характер. Закон упражнения отражает тот факт, что чем чаще повторяется связь между ситуацией и ответной реакцией, тем она прочнее; закон эффекта показывает, что прочность связи возрастает, если процесс установления связи сопровождается состоянием удовлетворения; закон готовности фиксирует тот факт, что скорость образования связи зависит от наличного состояния субъекта, прежде всего от особенностей или состояний его нервной системы. В 1930-х гг. Т. отказался от закона готовности. В конечном итоге он выдвинул идею, что научение происходит через установление связи между стимулом и реакцией, а поскольку у животного не может быть представления о следствии, у него просто закрепляется связь. Таков был взгляд Т. на метод проб и ошибок и закон эффекта. И хотя он продолжал ссылаться на связи между чувственным ощущением и движением, это был кардинальный шаг в сторону от моргановских целенаправленных проб, сопровождающихся периодическим успехом, к более поздней механистической концепции случайных проб и ошибок. В течение XX века результаты экспериментов Т. с кошками в проблемном ящике являлись величайшим открытием в области психологии, победой управляемого эксперимента над неправдоподобными доказательствами, и понятие проб и ошибок прочно вошло в научный язык. Сами эксперименты грешили многими недостатками, которые были подвергнуты всесторонней критике. Коннекцио-низм (связывание) и закон эффекта, которые использовались для объяснения результатов, были почерпнуты у Г. Спенсера и очень походили на теорию естественного отбора Ч. Дарвина. Это сходство было отмечено Джеймсом М. Болдуином (а потом и другими): точно так же, как Дарвин лишил цели эволюцию, Т. нашел способ лишить цели научение, превратив его в чисто механический процесс. И хотя он создал условия, при которых сходство с разумным поведением было крайне незначительно, он хорошо отдавал себе отчет в существовании биологических границ в области способности к научению У различных видов и в том, что формирование связей различается у разных видов. С механистически-биологизаторских позиций Т. разрабатывал впоследствии проблемы поведенческой психологии. Написал учебник по психологии образования. Ему принадлежит серия работ по психологии обучения арифметике, алгебре, языку, чтению. Для количественного определения уровня психического развития он разработал систему ментиметрических приемов (тестов), внес существенный вклад в область измерения интеллекта и способов отбора персонала. Т. не пытался приспособить свою теорию к бихевиоризму. Когда в 1932 г. были опубликованы Fundamentals of learning, рецензировавший ее К. Халл с удивлением отмечал, что все в этой книге противоречило принципам И.П. Павлова, которые в то время преобладали в теориях научения. Впоследствии Т. внес ряд корректив в модель научения, признал, в частности, значение сенсорного контроля для образования навыков. Основные труды Т.: Animal intelligence, N.Y., 1911; Educational psychology, v.1-2. Teachers College, 1913; The psychology of wants, interest and attitudes, 1935; Human nature and the social order, N.Y., 1940; Psychology and the science of education: selected frighting of Edward L. Thorndike. Teachers College, (ed. G. Joncich), 1962. В рус. пер.: Принципы обучения, основанные на психологии , М., 1929; Психология обучения взрослых, М-Л., 1931; Психология арифметики, М.-Л., 1932; Вопросы преподавания алгебры, М., 1934; Процесс учения у человека, М., 1935; Бихевиоризм , М., 1998. Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевский

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

ТОРНДАЙК ЭДВАРД ЛИ
Эдвард Торндайк родился 31 августа 1874 г. в небольшом городке Вильямсбург, штат Массачусетс. Его отец был священником методистской церкви. Семья придерживалась строгих правил и норм поведения. В детях с ранних лет воспитывались привычка к труду и полная самоотдача правому делу. Возможно, поэтому все три сына поступили в университет и добились больших результатов в научной деятельности. Эдвард Торндайк поступил в университет города Уэсли. Еще будучи студентом, он увлекся психологией, прочитав книгу У. Джемса «Основы психологии». Она настолько его заинтересовала, что Торндайк решил встретиться с автором и поехал в Гарвардский университет. Первый психологический эксперимент он решил провести с детьми. Человек загадывал какое-либо слово и старался мысленно его представить. Дети должны были постараться угадать задуманное, тогда они получали конфеты. Этот опыт отражал психологические веяния того времени. Взаимосвязь мысли и слова уже признавалась всеми. Торндайк предположил, что, когда человек думает о чем-либо или произносит какое-либо слово «про себя», мышцы его речевого аппарата неосознанно производят едва видимые движения, которые, как правило, остаются незамеченными окружающими. Торндайк использовал конфеты в качестве поощрительного стимула к повышению чувствительности с целью уловления микродвижений и угадывания мысли. В течение эксперимента предполагалось также, что такая чувствительность будет возрастать. Администрация университета запретила его опыты, и работа осталась незавершенной. Однако эти первые экспериментаторские попытки в основном определили направление дальнейших исследований Торндайка. В своих опытах он стал использовать животных. Сначала это были цыплята, затем кошки и собаки, а также обезьяны. Всем опытам были присущи три основных момента: 1) исключалось обращение к разуму; 2) исследовалась расположенность подопытного животного к научению; 3) использовался положительный фактор подкрепления в качестве поощрения Суть опытов Торндайка заключалась в следующем- животных помещали в специальный аппарат, снабженный различными приспособлениями. Снаружи раскладывалась подкормка таким образом, чтобы испытуемое животное знало о ее присутствии. Выйти и получить желаемый кусок оно могло только в том случае, если приведет в действие определенное устройство. Торндайк тщательно наблюдал за движениями животного и отмечал время от начала эксперимента до того момента, когда животное освобождалось. Дав насытиться, животное снова возвращали в аппарат, и эксперимент продолжался. Опыты показали, что, попадая в неволю, животное всегда стремится освободиться, испытывая неудовольствие сложившимся положением. В своих отчаянных попытках выбраться на свободу оно случайно производит действие, предоставляющее выход. Это движение относится к его врожденным реакциям. При неоднократном повторении опыта поведение животного изменяется количество действий, не приводящих к свободе, постепенно уменьшается и сводится к нулю, действия же, приводящие к успеху, становятся все более точными. Все это способствовало тому, что со временем животное высвобождалось быстрее Результаты экспериментов и собственные выводы Эдвард Торндайк подробно изложил в своей докторской диссертации «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных» (1898). Отправной точкой в описании исследования реакционных движений животных стал принцип проб, ошибок и случайного успеха, в результате которого животное приобретает разные формы поведения на всех уровнях своего развития Всякое действие является реакцией на ситуацию, а не на какой-либо внешний импульс Таким образом, Торндайк делает вывод, что поведение любого живого существа определяется тремя составляющими: 1) ситуацией, которая включает в себя как внешние, так и внутренние процессы, оказывающие воздействие на индивидуума, 2) реакцией или внутренними процессами, происходящими в результате этого воздействия; 3) тонкой связью между ситуацией и реакцией, т.е. ассоциацией. В своих опытах Торндайк показал, что интеллект как таковой и его активность могут быть изучаемы и без обращения к разуму. Акцент с установления внутренних связей переносился им на установление связей между внешней ситуацией и движениями, что внесло новые веяния в ассоциативную психологию. Механический детерминизм Торндайк в своей теории соединил с биологическим, а потом и с биопсихическим, существенно расширив область психологии, ранее ограниченную пределами сознания На основе своих исследований Торндайк вывел несколько законов научения: 1. Закон упражнения (пропорциональная связь между ситуацией и реакцией на нее относительно частоты их повторения). 2. Закон готовности (изменение готовности организма к проведению нервных импульсов связано с упражнениями) 3. Закон ассоциативного сдвига (при реакции на один определенный раздражитель из нескольких, действующих одновременно, другие раздражители, участвовавшие в данной ситуации, в дальнейшем вызывают такую же реакцию) 4. Закон эффекта. Последний, четвертый, закон вызвал множество споров, поскольку включал в себя фактор мотивации (фактор чисто психологической направленности). Закон эффекта говорил о том, 4io любое действие, вызывающее удовольствие в определенной ситуации, ассоциируется с ней и в дальнейшем повышает вероятность повторения данного действия в подобной ситуации, неудовольствие же (или дискомфорт) при действии, ассоциируемое с определенной ситуацией, приводит к снижению вероятности совершения этого акта в похожей ситуации. Это подразумевает, что в основе научения лежат также некоторые полярные состояния внутри организма Еще один закон, предложенный Торндайком, касался врожденного комплекса движений. Если действия, совершенные в определенной ситуации, приводят к успешным результатам, то их можно назвать удовлетворяющими, в противном случае они будут нарушающими. Понятие успешного результата Торндайк дает на уровне нейронов. При успешном действии система нейронов, приведенная в готовность, на самом деле функционирует, а не бездействует. После написания своей диссертации «Интеллект животных» Торндайк оставляет опыты над животными и переключается на людей. В 1899 г. он поступает на должность преподавателя психологии в педагогический колледж Колумбийского университета и там проводит психологические исследования проблемы обучения людей, а также увлекается такой сферой научной деятельности, как тестирование интеллекта. В 1912 г. Торндайк становится президентом Американской психологической ассоциации. Им опубликовано более 500 научных работ, многие из которых стали очень популярными на книжном рынке и принесли немалый доход. Благодаря этому в 1924 г. годовой доход ученого составил 70 тыс. долларов, что по тем временам считалось огромной суммой. В 1939 г. Э. Л. Торндайк уходит в отставку, однако активно продолжает свою научную деятельность вплоть до смерти в 1949 г. Его вклад в науку оценен по достоинству многими учеными и исследователями, к примеру, основателем бихевиоризма Джоном Уотсоном и русским ученым И. П. Павловым. Его научные исследования и работы по теории научения стимулировали огромный интерес в американской науке именно в этой области. Объективность и точность сделали труды Торндайка классическими. Своими работами Торндайк показал, что психология как наука выходит далеко за рамки простой механики и биологии. В ее основании лежат совсем другие начала, а сфера исследования распространяется помимо самого организма и на область его взаимодействия с внешней средой. Хотя биопсихические схемы Торндайка были довольно ограниченными, он проложил новый путь в развитии науки психологии, подготовив почву для возникновения бихевиоризма.

Источник: Яровицкий В. 100 великих психологов. 2004

Найдено схем по теме — 1

Похожие термины:

  • ТОРНДАЙК ЭДВАРД (ЭДУАРД) ЛИ

    (Thorndike Edward Lee) (1874—1949)-американский зоопсихолог, труды которого предшествовали возникновению и признанию бихевиоризма в США. Т.Э.Л. разработал механистическую теорию научения животных, придумал мн