Теплов Борис Михайлович ТЕРСТОУН  Льюис Мэдисон

Термен Льюис Мэдисон

Найдено 3 описания персоны Термен Льюис Мэдисон

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Термен Льюис Мэдисон (1877-1956)

Важнейший научный вклад Термена в американскую психологию связан с его работами по тестированию интеллекта и оценке одаренных лиц.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологическая энциклопедия

ТЕРМЕН (Terman) Льюис Мэдисон

(1877—1956)— американский психолог, специалист в области психологии развития, психологии образования, методов оценки и измерения. Поч. д-р ряда американских ун-тов. Декан психологического фак-та Стэндфордского ун-та (1922), президент АРА (1923), чл. Американской академии наук (1932). Образование получил в ун-те шт. Индиана (бакалавр искусств, 1902, магистр, 1903) и ун-та Кларка, под руководством С. Холла (1903—1905, д-р философии). С 1906 по 1910 г. работал профессором психологии и педагогики в государственной средней школе Лос-Анджелеса. С 1910 г. — ассистент профессоpa на фак-те воспитания Стэнфордского ун-та, в 1912—1916 гг. — ассоциативный профессор; в 1916—1922 г. — профессор образования, а с 1922 г.и до конца своих дней— профессор психологии и исполнительный декан фак-та психологии Стэнфордского ун-та. В 1916 г., в связи с подготовкой Америки к вступлению в первую мировую войну и необходимостью отбора солдат, военные власти обратились к P.M. Йерксу с заказом разработать соответствующие тесты, и тот поручил это Т. Работая на базе Стэнфордского ун-та, Т. переработал шкалу Бинэ-Симона, фактически создав новый тест, получивший название шкалы Стэнфорд-Бине (The measurement of intelligence: an expiation of and complete guide for the use of the Stanford revision and extention of the Binet-Simon Intelligence scale. Boston, 1916). После получения многочисленных данных применения шкалы Стэнфорд-Бине, прежде всего при профотборе новобранцев службами вооруженных сил США, тест был еще раз переработан. Вместе с К. Майлсом Т. проводил изучение особенностей знаменитых и гениальных людей (Genetic Studies of Genius. V. 1-4, Stanford, 1926—1948), в частности проработал около 300 биографий известных исторических личностей и на основе их произведений, писем, высказываний и реальных действий приписал им вероятный уровень интеллекта (IQ) и расположил их по порядку (например, Гете получил 210 баллов, Декарт — 180, Наполеон — 145). В дальнейшем была исследована возрастная динамика творческих способностей, для чего было отобрано около тысячи высокоодаренных детей (с IQ выше 140), развитие которых до взрослого возраста (до 45 лет) наблюдалось в лонгитюдном исследовании. В итоге был сделан вывод, что в повседневной жизни такие индивиды более активны и эффективны и что эти свойства сохраняются на протяжении жизни. В целом же Т. понимал под основным фактором одаренности — наследственность. По ходу своих исследований Т. пришел к обоснованию своей теории первичных умственных способностей, к которым он относил: словесное понимание, беглость речи, числовые вычисления, пространственные отношения, ассоциативная память, скорость восприятия, логическое (индуктивное) мышление (Primary mental abilities / Psychometric Monographs. 1938, 1; Factorial studies of intelligence / Psychom. Monogr. 1941, 2). Для задач подробного лонгитюд-ного изучения одаренных детей им был создан тест владения понятием (Concept mastery test) (The gifted child grows up: twenty-five years follow-up of a superior group. Stanford, Calif, 1947, совм. с Oden M.H.), который включал в себя задания на аналогии, синонимы и антонимы. Занимался исследованиями выраженности свойства маскулинности-феминности в зависимости от пола, возраста, принадлежности к определенным профессиональным группам (Sex and personality/ совм. с Miles С.С. N.Y., 1936), а также предпосылок переживания семейного счастья (Psychological factors in marital happiness, 1938). Развивал математический метод факторного анализа. Автор трудов: A preliminary study of the psychology and pedagogy of leadership / Pedag. Sem., 1904, 11; Stanford-Binet intelligence scale: manual forthe third revision, Form L-M, Boston, (совм. с Merrill M.A.), 1960. И.М. Кондаков

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.

Термен (Terman) Льюис Мэдисон

(15.1.1877, Джонсон Кантри, Индиана - 21.12.1956, Станфорд) - американский психолог, специалист по проблемам измерения интеллекта и его развития.

Биография. Прошел обучение в университете шт. Индиана (бакалавр искусств, 1902, магистр, 1903) и университета Кларка, под руководством С.Холла (1903-1905, доктор философии, 1905). С 1906 г. по 1910 г. работал профессором психологии и педагогики в государственной средней школе Лос-Анджелеса. С 1910 г. работал ассистентом профессора на факультете воспитания Станфордского университета, с 1912 г. по 1916 г. он - ассоциативный профессор, с 1916 г. по 1922 г. - профессор образования, а с 1922 г., до своей смерти, - профессор психологии и исполнительный декан факультета психологии Стэнфордского университета. Опубликовал более 200 работ. В 1916 г., в связи с подготовкой Америки ко вступлению в первую мировую войну и необходимостью отбора солдат, военные власти обратились к Р.М.Йерксу с заказом разработать соответствующие тесты, и тот поручил это Термену. Работая на базе Станфордского университета, Термен переработал шкалу Бине - Симона, фактически создав новый тест, получивший название "шкалы Станфорд-Бине" (The measurement of Intelligence: An explation of and complete guide for the use of the Stanford revision and extention of the Binet-Simon Intelligence Scale. Boston, 1916). После получения многочисленных данных применения шкалы Станфорд-Бине, прежде всего при профотборе новобранцев службами вооруженных сил США, тест был еще раз переработан. Вместе с К.Майлсом проводил изучения особенностей знаменитых и гениальных людей (Genetic Studies of Genius. V. 1-4, Stanford, 1926-1948 (a.o)), в частности проработал около 300 биографий известных исторических личностей и на основе их произведений, писем, высказываний и реальных действий приписал им вероятный уровень интеллекта (IQ) и расположил их по порядку (например, Гете получил 210 баллов, Декарт - 180, Наполеон - 145). В дальнейшем была исследована возрастная динамика творческих способностей, для чего было отобрано около тысячи высокоодаренных детей (с IQ выше 140), развитие которых до взрослого возраста (до 45 лет) наблюдалось в лонгитюдном исследовании. В итоге был сделан вывод, что в повседневной жизни такие индивиды более активны и эффективны и что эти свойства сохраняются на протяжении жизни. В целом же Термен понимал основным фактором одаренности наследственность. По ходу своих исследований Термен пришел к обоснованию своей теории первичных умственных способностей, к которым он относил: словесное понимание, беглость речи, числовые вычисления, пространственные отношения, ассоциативная память, скорость восприятия, логическое (индуктивное) мышление (Primary mental abilities // Psychometric Monographs. 1938, № 1; Factorial studies of intelligence // Psychol. Monogr. 1941, № 2). Для задач подробного лонгитюдного изучения одаренных детей им был создан тест владения понятием ("Concept Mastery Test") (The gifted Child Grows up: Twenty-five Years Follow-up of a Superior Group. Stanford, Calif., 1947 (совм. с Oden M.H.)), который включал в себя задания на аналогии, синонимы и антонимы. Занимался исследованиями выраженности свойства маскулинности - феминности в зависимости от пола, возраста, принадлежности к определенным профессиональным группам (Sex and Personality. N.Y., 1936 (совм: с Miles C.C.)), а также предпосылок переживания семейного счастья (Psychological Factors in marital Happiness. 1938). Развивал математический метод факторного анализа.

Сочинения. A preliminary study of the psychology and pedagogy of leadership // Pedag. Sem. 1904,11, p. 413-451;

Stanford-Binet Intelligence Scale: Manual for the Third Revision, Form L-M. Boston, 1960 (совм. с Merrill M.A.).

Литература. Boring E.G. Lewis Madison Terman: 1877-1956 // National Academy of Science, Biographical Memoids. V. 33, Washington, 1959, p. 414-461.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь