Тейлор Фредерик Уинслоу Термен Льюис Мэдисон

Теплов Борис Михайлович

Найдено 5 описаний персоны Теплов Борис Михайлович

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Теплов Борис Михайлович (1896- 1965)

Теплов установил связь индивидуальных различий с нервной системой индивида, причем особое значение он придавал непроизвольным реакциям, измеряемым практически так же, как это ранее делалось в лаборатории И. П. Павлова.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологическая энциклопедия

ТЕПЛОВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ

1896-1965) - сов. психолог, основатель отечественной школы дифференциальной психологии. Развивая учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, Т. выдвинул программу изучения физиологических основ индивидуально-психологических различий человека. Т. и его ученики изучали свойства н. с, создавали приемы их объективной экспериментальной диагностики, исследовали психологические проявления этих свойств и формирование на их основе индивидуального стиля деятельности и др. Особую роль сыграл Т. в разработке проблемы способностей, рассмотрев в ставших классическими трудах "Психология музыкальных способностей" и "Ум полководца" проблему природных задатков и формирования способностей в конкретных типах деятельности (см. Мышление практическое). Ряд трудов Т. посвящен теоретико-методологическим вопросам (в частности, проблеме объективного метода) и истории психологии. См. также Небылицын В. Д. (Е. Е. Соколова.)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой психологический словарь

Теплов Борис Михайлович

(21.10.1896 - 28.09.1965) - советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии.

Биография. В 1921 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета. С 1921 по 1933 г. работал в научно-исследовательских учреждениях Красной Армии, занимался проблемами маскировки, заведовал лабораторией зрительных восприятий маскировочного отдела Военно-инженерного испытательного полигона РККА. С 1929 г. - в Институте психологии, где в 1933 г. заведовал лабораторией, с 1933 по 1935 г. и с 1945 по 1952 г. - заместитель директора по научной работе. С 1946 по 1953 г. - руководитель кафедрой логики и психологии Академии общественных наук. С 1940 г. доктор педагогических наук, с 1945 г. - действительный член АПН СССР. Главный редактор журнала "Вопросы психологии" (1958-65).

Исследования. Основываясь на учении И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности, предложил теорию индивидуальных различий человека. Занимался проблемой способностей ("Психология музыкальных способностей", "Ум полководца"), рассматривая связь природных задатков и прижизненного формирования. Разработал новые методики экспериментального исследования индивидуальных различий.

Сочинения. Проблема цветоведения в психологии // Психология. 1930, т. 3, вып. 2;

Способности и одаренность // Ученые записки Гос. науч.-иссл. ин-та психологии. 1941, т. 2

Психология музыкальных способностей. М., 1941;

К вопросу о практическом мышлении. Опыт психологического исследования мышления полководца по военно-историческим материалам // Ученые записки МГУ. Вып. 90, М., 1945;

Об объективном методе в психологии. М., 1952;

Проблемы индивидуальных различий. М., 1961

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

ТЕПЛОВ Борис Михайлович

(1896— 1965)— российский психолог, основатель отечественной школы дифференциальной психофизиологии. Д-р педагогических наук (1940), профессор (1933), д. чл. АПН РСФСР (с 1945), засл. деятель науки РСФСР (1957). Гл. ред. журнала Вопросы психологии (1958—65). Чл. Президиума АПН РСФСР (1964-1965). Окончил историко-филологический фак-т Московского ун-та (1921). С 1921 по 1933 г. работал в научных учреждениях Красной Армии (Научно-испытательный ин-т маскировки, где заведовал лабораторией зрительных восприятий маскировочного отдела Военно-инженерного испытательного полигона РККА, и др.). С 1929 г. — в Институте психологии, где в 1933 г. заведовал лабораторией, с 1933 по 1935 г. и с 1945 по 1952 г. — зам. директора по научной работе. В1940 защитил докт.дис: Психология музыкальных способностей. С 1946 по 1953 г. — заведовал кафедрой логики и психологии Академии общественных наук. С 1949 по 1951 — зав. кафедрой психологии философского фак-та МГУ. С 1929 г. в Психологическом ин-те Т. становится одним из ведущих исследователей процессов ощущений и восприятий. Подчеркивал особую роль активности организма и двигательных компонентов в построении чувственных (в частности, пространственных) образов окружающего мира. Но основные интересы Т. были сосредоточены на проблеме индивидуально-психологических различий между людьми в различных видах деятельности, среди которых он выделил и подверг тщательному экспериментальному анализу музыкальную деятельность). В своем анализе Т. не ограничился процессами сознания и восприятия музыкальных произведений. Он четко разграничивал задатки как природные предпосылки становления способностей и сами способности как психические качества, необходимые для успешного исполнения деятельности. Поэтому сама деятельность должна быть проанализирована под углом зрения тех требований, которые она предъявляет к творческому потенциалу личности. Творческий компонент содержится в любом виде труда, он должен быть выявлен и соотнесен с возможностями субъекта, с резервуаром его способностей который им самим может и не осознаваться, поскольку лишь в самом занятии тем или иным видом трудовой деятельности выявляется, на что человек способен, в чем его сильные и слабые стороны. В своих исследованиях Т. наряду со способностями выделил одаренность, понимая под ней такое сочетание различных способностей, которое определяет успешность деятельности. Он исходил из того, что успешность может быть достигнута различными путями. Относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможность успешного выполнения даж? такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека. Это свидетельствовало не только о гуманистическом подходе к проблеме, но и о важной методологической установке. Одна способность рассматривалась не изолированно от другой, а как компонент целостной системы, в которой отделить какую-либо способность в качестве самостоятельной можно лишь в аналитических целях. Т. принадлежит одно из первых исследований того особого сочетания способностей, которое характеризует успешность труда военачальника (Ум полководца, 1943). Изучение этой темы Т. вел в годы ВОВ, проанализировав различия между теоретическим и практическим интеллектом. Было показано, что хотя основные элементы мышления едины, они своеобразно функционируют при решении тактических и стратегических задач. Должны присутствовать такие черты, как схватывание целого при одновременном внимании к деталям, умение находить быстрое решение, способность к предвидению и др. В 1950-1960-х гг. научная Деятельность Т. была связана с психофизиологическим подходом к изучению индивидуальных различий. Отправным для него стало учение И.П. Павлова о свойствах типов НС. Он теоретически обосновал большую исследовательскую программу изучения свойств типов НС. Показал, что люди различаются не только содержательной стороной психической жизни, но и по формальным, или динамическим, особенностям поведения (например, энергичности действий, по скоростным характеристикам). Систематические экспериментальные исследования, проводившиеся под руководством Т., привели к выводу о ценности разных полюсов одного и того же типологического свойства (силы-слабости, подвижности-инертности) (Материалы представлены в пяти сб. Типологические особенности высшей нервной деятельности, М., 1956—1967). Индивидуальные различия предстали как варианты, каждый из которых имеет свои достоинства. Т. показал, что изучение природных свойств НС дает возможность объяснения некоторых индивидуально-психологических особенностей и выработки индивидуального подхода к человеку. Тем самым были заложены основы нового направления — дифференциальной психофизиологии, дальнейшее развитие которой связано с именем ученика Т. — В.Д. Небылицына. Автор трудов: Психология (учебник для средней школы), М., (1942, 8-е издание 1954); Избранные труды, т. 1-2, М., 1985. Н.СЛейтес, М.Г. Ярошевский

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.

ТЕПЛОВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ

Борис Михайлович Теплов родился 20 октября 1896 г. в Туле, где и провел детские и юношеские годы. В 1914 г. он поступил на философское отделение филолого-исторического факультета Московского университета, но учеба была прервана службой в армии. В результате закончить университет ему удалось только в 1921 г. Кроме университета, в 1921 г. Б.М. Теплов закончил Высшую школу военной маскировки. До 1933 г. Б.М. Теплов работал в различных научных учреждениях Красной армии, где исследовал проблемы военной маскировки, а с 1929 г. параллельно занимался исследовательской работой в Психологическом институте при Московском университете. В это время он занимался лабораторными исследованиями, а также выпустил ряд теоретических статей. Особый интерес представляет его статья, написанная в 1926 г., «Психология как основа маскировочной техники». Борис Михайлович считал необходимым поиск научных решений проблем маскировки, в связи с чем начал заниматься исследованием некоторых экспериментальных законов восприятия и ощущений. Организация этих исследований требовала решения вопроса об отношении психологических исследований ощущений и восприятий к физическим исследованиям вызывающих их раздражителей. Между раздражителями и вызываемыми ими ощущениями существует сложная связь, на основании чего Б.М. Теплов предлагал использовать при решении задач военной маскировки не только свойства раздражителей, но и психофизиологические закономерности отражения их органами чувств. В 1927-1928 гг. Теплов опубликовал ряд работ, обобщающих результаты его исследований пространственных изменений цвета и формы объектов. Среди них такие статьи, как «Из наблюдений за изменением цвета при удалении», «Описание процесса деформации контура окраской» и др. В них ученый привел некоторые закономерности трансформации цвета на расстоянии, как, например, неотличаемость красного цвета от оранжевого, посветление желтого цвета, потемнение синего и фиолетового, относительная устойчивость зеленого цвета. С началом работы в Психологическом институте Б.М. Теплов начинает проводить свои исследования в его стенах. Основные направления работы включали проблему взаимодействия ощущений, а также изучение пространственного смешения цветов, порогов насыщенности, действия различных световых раздражителей. Этот этап творчества ученого характеризовался необходимостью практического применения решаемых им задач, а потому Б.М. Теплов в своих исследованиях часто применял математические методы выражения результатов в виде функций, зависимостей, рядов. После 1933 г. Теплов заинтересовался проблемой индивидуально-психологических различий, особое внимание он уделял вопросам способностей и одаренности, их развития, структуры, природных предпосылок, разнообразия проявлений. Под способностями он понимал индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Он не считал, что одаренность - привилегия немногих, исключительных личностей. Б.М. Теплов подчеркивал, что основной характеристикой способностей является их качество. В 1940 г. Борис Михайлович защитил докторскую диссертацию «Психология музыкальных способностей». В этой работе он выразил мысль о том, что музыкальность свойственна всем людям, но при этом у разных людей музыкальные способности неодинаковы. Подробное изучение этой проблемы привело его к мысли, что для успешной реализации музыкальной деятельности важны не только собственно музыкальные данные, но и многие другие, одинаково важные и для других видов деятельности. Так Теплов пришел к формулированию гипотезы о наличии более общих и более частных способностей. Согласно ей, способности «отыскиваются» только во время психологического анализа того или иного вида деятельности. Общие способности существуют внутри частных и неразрывно связаны с ними, их можно найти как неизменную величину в разных видах деятельности. По мнению Б.М. Теплова, именно наличие у одного человека общих компонентов одаренности, важных для успешного выполнения разных видов деятельности, и дает разносторонне одаренных людей. Большое внимание Теплов уделил вопросу о природе способностей и о роли врожденных особенностей. Он подвергал критике идеи о предопределенности индивидуальных способностей Он отмечал, что биологические задатки - это только предпосылки развития. Они могут повлиять на развитие той или иной способности только во взаимодействии с определенными условиями. По мнению Б.М. Теплова, способности всегда являются результатом развития, нельзя говорить о способности, возникшей до начала развития, и о способности, достигшей вершины развития. В начале Великой Отечественной войны Б. М. Теплов вступил в народное ополчение, но через пару месяцев его откомандировали в институт. Здесь в начале 1950-х гг. Б М. Теплов организовал лабораторию по изучению свойств нервной системы человека как физиологической основы индивидуальных психологических различий Проблема эта была совершенно не разработана, теории И П. Павлова были посвящены исследованию нервной системы животных, в отношении же людей не было сделано никаких серьезных исследований Теплов, прежде чем заняться конкретными разработками необходимых методик, провел глубокий анализ проблемы метода в изучении основных свойств нервной системы человека В работе «Некоторые вопросы изучения общих типов высшей нервной деятельности человека и животных», вышедшей в 1956 г., Борис Михайлович еще раз подробно рассмотрел эту проблему, остановившись на двух моментах. Вопрос об относительной роли в изучении свойств нервной системы экспериментальных и «жизненных» показателей Теплов считал одним из важнейших вопросов клинической психофизиологии. Отсутствие четких методов лабораторного исследования для определения типа нервной системы влекло за собой заключение ошибочных выводов на основе субъективных мнений исследователя Вторым моментом, на котором ученый подробно остановился, был вопрос о роли в изучении свойств нервной системы «произвольных» и «непроизвольных» методик. Многие исследователи того времени считали, что поскольку для человека характерна именно произвольная деятельность, значит, и методики для изучения свойств его нервной системы должны быть основаны на использовании произвольных реакций. В своей работе Б М. Теплов выступил с критикой этой точки зрения Он считал, что именно использование «непроизвольных» методик позволит получить наиболее точные данные о свойствах нервной системы человека. Помимо методологических разработок проблемы, Б.М. Теплов занимался и экспериментальными исследованиями. Для выделения одного общего свойства, инварианты, он сопоставлял различные опыты, выделяя в них общий, генеральный фактор. Однако часто вместо него получался ряд групповых факторов, что подтверждало его теорию о существовании общих и частных свойств нервной системы. Очень важным моментом в теории Теплова было его преодоление «оценочного подхода» к различиям в нервной системе, принятого И.П Павловым. Это выразилось в гипотезе об обратной связи, существующей между силой нервной системы как пределом ее работоспособности и ее чувствительностью. Согласно этой гипотезе, низкая работоспособность нервной системы сочетается с высокой чувствительностью, что может компенсировать сниженные функциональные возможности Здесь проявлялась основная идея всех теорий Теплова: различия в способностях не означают различия в степени совершенства нервной системы, а лишь говорят о различии ее возможностей С 1950-х гг. Борис Михайлович был заведующим кафедрой психологии и логики в Академии общественных наук при ЦК КПСС, долгое время был главным редактором журнала «Вопросы психологии» Борис Михайлович Теплов умер 28 сентября 1965 г. Мастер непосредственного эксперимента, он проявил себя талантливым теоретиком, решив ряд общеметодологических проблем психологии Его разграничение методик исследования свойств нервной системы оказалось весьма плодотворным и позволило исследователям достичь в дальнейшем отличных результатов. Учение Б М. Теплова о способностях, а также его экспериментальные разработки в области ощущений и восприятий стали значительным вкладом в психологию

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: 100 великих психологов