Спирмен Чарлз ЭдвардСТЕПАНОВ ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ

Стаут Георг Фредерик

Найдено 3 описания персоны Стаут Георг Фредерик

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Стаут Георг Фредерик (1860-1944)

Стаут отвергал "ментальную химию" и критиковал ассоцианистов за смешение "представленного целого" с "суммой его представленных компонентов". Таким образом, Стаут предвосхитил лозунг гештальтистов: "Целое больше суммы своих частей".

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологическая энциклопедия

СТАУТ (Stout) Георг Фредерик

(1860— 1944) _ английский философ, психолог, ученик Дж. Уорда и последователь Ф. Брентано. После окончания частной школы (1879) учился в Колледже Св. Иоана в Кембридже (бакалавр искусств, 1882; магистр, 1885). Специализировался по античной философии, метафизике, моральным наукам. Профессиональную деятельность начал в качестве научного сотрудника и преподавателя психологии Колледжа Св. Иоана (с 1884). В 1891 г. сменил К. Робертсона в качестве редактора Mind (до 1920). В 1894-896 гг. читал курс моральных наук в Кембридже, в 1896—1898 г. — курс сравнительной психологии в Абердинском ун-те. С 1898 по 1903 г. С. — внештатный лектор ментальной философии в Оксфордском ун-те, участник программного сборника Personal idealism, L., (1902). С 1903 г. и до своей отставки (1936) — профессор логики и метафизики в ун-те Св. Эндрю. Здесь же создал лабораторию экспериментальной психологии. В 1939 г. переехал к сыну Алану в Австралию, где занял кафедру моральной и политической философии в Сиднейском ун-те и отдал много сил подготовке молодых философов. Научная деятельность С. завершает этап развития философии, основанной на наблюдении, интроспекции и рефлексии. Он был последователем метода интроспекции в том виде, как его обосновал Р. Авенариус (Analytic psychology. V. 1-2, L., N.Y., 1896; в рус. пер.: Аналитическая психология. Т. 1, Пг., 1923) и выступал решительным противником естественно-научных основ ассоцианизма. Это было основано на том, что С. отвергал узко аналитический подход к процессам восприятия, утверждая мысль о том, что все элементы даны во взаимосвязи друг с другом, которую нельзя не учитывать. В частности, по его мнению, в подобном единстве, когда одно включает в себя другое, находятся разум и тело и экспериментальное исследование не может изолированно выделить ни то, ни другое. Вслед за своим учителем, Дж. Уордом, считал, что единство сознания предполагает когнитивный, аффективный и волевой модусы. Развивал психологические представления Ф. Брентано о принципе активности субъекта. В процессе своего научного развития С. перешел с позиций прагматизма к реализму и затем к религиозной философии. В 1930-х гг. выступал решительным противником теории эмерд-жентной эволюции, согласно которой возникновение качественно нового является непознаваемым и не основано на естественной закономерности. Автор трудов: The gerbartian psychology / Mind. 188, 13; A manual of psychology, L., N.Y., 1899; Groundwork of psychology, 1903; Studies in philosophy and psychology, L., N.Y., 1930; Mind and matter, L., N.Y., 1931; God and Nature, L., 1952. И.М. Кондаков

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.

Стаут (Stout) Георг Фредерик

(6.1.1860, Саут Шилдс, Дарем - 1944) - английский философ-идеалист, психолог, ученик Дж.Уорда и последователь Ф.Брентано.

Биография. После окончания частной школы учился с 1879 г. в Колледже Св. Иоана в Кембридже (бакалавр искусств, 1882, магистр, 1885), здесь специализировался по античной философии, метафизике, моральным наукам. С 1884 г. работал научным сотрудником и преподавателем психологии Колледжа Св. Иоана, в 1891 г. сменил К.Робертсона в качестве редактора "Mind" (до 1920), с 1994 г. он - преподаватель моральных наук в Кембридже, с 1896 г. по 1898 г. - преподаватель сравнительной психологии в Абердинском университете, с 1898 г. по 1903 г. - внештатный лектор ментальной философии в Оксфордском университете. Участник программного сборника "Personal Idealism", L., 1902. С 1903 г. до своей отставки в 1936 г. он - профессор логики и метафизики в университете Св. Эндрю, здесь создал лабораторию экспериментальной психологии. В 1939 г. переехал к своему сыну Алану в Австралию, где занял кафедру моральной и политической философии в Сиднейском университете. Здесь много сил отдал на подготовку молодых философов.

Исследования. Научная деятельность Стаута завершает этап развития философии, основанной на наблюдении, интроспекции и рефлексии: Стаут был последователь метода интроспекции в том виде как его обосновал Р.Авенариус (Analytic Psychology. V. 1-2, L., N.Y., 1896, в рус. пер.: Аналитическая психология. Т. 1, Пг., 1923). Выступал решительным противником естественнонаучных основ ассоцианизма. Это было основано на том, что Стаут отвергал узко аналитический подход к процессам восприятия, утверждая мысль о том, что все элементы даны во взаимосвязи друг с другом, которую нельзя не учитывать. В частности, по его мнению, в подобном единстве, когда одно включает в себя другое, находятся разум и тело, и экспериментальное исследование не может изолировано выделить ни то, ни другое. Вслед за своим учителем Уордом, считал, что единство сознания предполагает когнитивный, аффективный и волевой модусы. Развивал психологические представления Ф.Брентано о принципе активности субъекта. В процессе своего научного развития Стаут перешел с позиций прагматизма к реализму и, затем, к религиозной философии. В 1930-х г.г. выступал решительным противником теории эмерджентной эволюции.

Сочинения. The Herbartian psychology // Mind. 188, 13, p. 321-338, 473-498;

A Manual of Psychology. L., N.Y., 1899;

Groundwork of Psychology. 1903;

Studies in Philosophy and Psychology. L., N.Y., 1930;

Mind and Matter. L., N.Y., 1931;

God and Nature. L., 1952.

Литература. Mace C.A. The Permanent Contributions to Psychology of George Frederick Stout // British J. o. Educat. Psychol. V. 24, Part 2, 1954.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь