СПИРКИН Александр Георгиевич Стаут Георг Фредерик

Спирмен Чарлз Эдвард

Найдено 4 описания персоны Спирмен Чарлз Эдвард

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Спирмен Чарльз Эдвард

10.09.1863, Лондон – 17.09.1945) — английский статистик и психолог. Сделал существенный вклад в развитие факторного анализа в психологии. Предложил двухфакторную теорию человеческого интеллекта, а также психического в целом.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Спирмен Чарлз Эдвард (1863- 1945)

Спирмен создал двухфакторную теорию интеллекта, согласно которой в основе любой интеллектуальной способности лежит общая интеллектуальная функция (g) и конкретная функция, требующаяся для выполнения данного задания (s). Его экспериментаторская деятельность заложила основы факторного анализа.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологическая энциклопедия

Спирмен (Spearmen) Чарльз Эдвард

(10.09.1863, Лондон - 17.09.1945) - английский статистик и психолог.

Биография. Профессор психологии и логики Лондонского и Честерфильдского университетов.

Исследования. Сделал существенный вклад в развитие факторного анализа в психологии. Является автором одного из методов корреляций (корреляция Спирмена). Предложил двухфакторную теорию интеллекта (The Theory of Two Factors. 1923). В дальнейшем сделал попытку распространить эту теорию на психическое в целом.

Сочинения. The Principles of Cognition. 1923;

The Abilities of Man. 1927

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

СПИРМЕН (Spearman) Чарльз Эдвард

(1863—1945) — английский статистик и психолог, специалист в области экспериментальной психологии, методов оценки и измерения, теории,истории и философии психологии, психологии личности и социальной психологии. Окончил Лейп-цигский ун-т (д-р, 1906). Профессиональную деятельность начал с преподавания экспериментальной психологии в Лондонском университетском колледже, в котором проработал вплоть до отставки в 1931 г. (преподаватель, 1907—1911; профессор мышления и логики, 1911 — 1928; профессор психологии, 1928—1931; засл. профессор в отставке). Член Королевского общества (1924); президент Британского психологического общества (1923— 1926), поч. д-р и поч. чл. нескольких унтов, зарубежных академий и обществ. Один из самых влиятельных английских психологов XX столетия. Начинал свою карьеру в качестве офицера пехоты, прослужив пятнадцать лет в армии, в основном в Индии. В 34 года ушел в отставку и начал академическую жизнь. К систематическому изучению психологии приступил в 1897 г. в лейпцигской лаборатории В. Вундта, где в 1906 г. получил докторскую степень, а через год начал работать в Лондонском ун-те. Именно благодаря многолетним интеллектуальным усилиям С. возникла лондонская школа психологии, которая с позиций строгого реализма, статистики и психометрики занималась изучением человеческих способностей. Изучая корреляции между результатами выполнения различных заданий, С. внес значительный вклад в развитие факторного анализа в психологии: он разработал один из методов корреляций (названный корреляция Спирмена). Выдвинул также двухфакторную теорию интеллекта (The theory of two factors, 1923), согласно которой выделялись: общий (генеральный) фактор g, образующий основание любых успешных умственных действий и ряд специальных факторов, нужных для решения задач в отдельных областях. В дальнейшем сделал попытку распространить эту теорию на психическое в целом. В течение трех десятилетий двух-факторная теория подвергалась острой критике. Одни отрицали само существование общего фактора g как врожденного, других не убеждали его математические доказательства. В ответ на это С. и его сотрудники совершенствовали теоретическую и статистическую базу. Однако уже в 1930-х гг. представление о простой двух-факторной структуре интеллекта стало уступать появляющимся многофакторным теориям (Л. Терстоуна, Дж. Гилфорда и др.). Еще одним направлением научных устремлений С. был поиск фундаментальных законов психологии. Его основные идеи описаны в книге The nature of intelligence and the principles of cognition (1923), где они приняли форму эмпирической эпистемологии, принципы которой поразительно согласуются с современными подходами в когнитивной психологии. С. также автор книг: The abilities of man, their nature and measurement, Macmillan, 1927; Creative mind, C.U. Press, 1930; Human ability/with L. Wynn Jones, 1950. JI.A. Карпенко

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.