СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич Соломон Ричард Лестер

СОЛОВЬЕВ Иван Михайлович

Найдено 1 определение:

СОЛОВЬЕВ Иван Михайлович

(1902— 1986) — российский психолог, дефекто-лог. Д-р психологических наук (1966), профессор (1970). Ученик Л.С. Выготского. Закончил фак-т общественных наук (общественно — педагогическое отделение) МГУ (1925) и аспирантуру института психологии под руководством Л.С. Выготского (1929). С 1930 по 1979 г. работал в Научно-практическом ин-те специальных школ и детских домов (позже — Институт дефектологии), где был ученым секретарем института, возглавлял лабораторию экспериментальной психологии, затем — сектор по изучению глухих детей (1949—1970). Результаты исследований 30-х гг. С. опубликовал в монографии О психическом насыщении (1935), где были отражены подходы к экспериментальному изучению личности аномального ребенка. В этом же году защитил канд. дис. В лаборатории под руководством С. исследовались проблемы восприятия, памяти, мышления, речи аномальных и нормально развивающихся детей (Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей, 1940; Вопросы воспитания и обучения глухонемых и умственно отсталых детей, 1941). Разработанная С. оригинальная методика позволяла проследить развитие и становление представлений у детей с разным уровнем умственного развития. Совместно с Л.В. Занковым была подготовлена и опубликована книга Очерки психологии глухонемого ребенка, долгие годы выполнявшая роль учебного пособия по психологии глухих детей. Проведенные в 1930-е гг. исследования процесса изменения представлений в зависимости от сходства и различия объектов выступили серьезным теоретическим основанием для дальнейшего развития этой области психологии. В 1950-1960-е гг. выходят сборники по проблемам восприятия, памяти, мышления и речи умственно отсталых детей, подготовленные творческим коллективом под руководством С. и Ж.И. Шиф. В них раскрывалась сложная структура дефекта и рассматривалась возможность коррекции аномального психического развития. Другое направление исследований С. было посвящено изучению проблем взаимодействия анализаторов при сенсорном поражении слуха и зрения. Одновременно проводились исследования зрительного и осязательного представлений (совм. с А.П. Гозовой и Е.Н. Обозовой). В дальнейшем под ред. С. выходит ряд значимых для дефектологического направления психологии трудов: Развитие познавательной деятельности глухонемых детей (1957); О психическом развитии глухих и нормально слышащих детей (1962 ). Фундаментальное значение имела монография С. Познавательная деятельность нормальных и аномальных детей (1966), в которой раскрывалась сложная динамика познания различий и сходств, показаны особенности процесса познания, обусловленные общим уровнем психического развития познающей личности. В последние годы С. особое внимание обращал на системность в развитии функционирования всех психических процессов. В.А. Сумарокова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.