Соколов Александр Николаевич СОКОЛЯНСКИЙ Иван Афанасьевич

Соколов Евгений Николаевич

Найдено 2 описания персоны Соколов Евгений Николаевич

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Соколов Евгений Николаевич

(23.09.1920, Горький) - отечественный психофизиолог.

Биография. Поступил в Политехнический институт, но через год обучения - в 1940 г. - был призван в ряды Советской Армии, во время Великой Отечественной войны был военным переводчиком. В 1946 г. завершил учебу а Институте иностранных языков им. М.Тореза, с 1947 г. учился в аспирантуре Института философии АН СССР, где в секторе, которым руководил С.Л.Рубинштейн, проводил исследования восприятия. В 1950 г. защитил кандидатскую диссертацию. С этого же времени работал старшим преподавателем на психологическом отделении философского факультета МГУ и в лаборатории ВНД на биофаке, которым руководил Л.Г.Воронин. Сотрудничал с А.Р.Лурия в Институте дефектологии. Доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой психофизиологии факультета психологии МГУ. Действительный член АПН СССР (1985).

Исследования. На основе учения И.П.Павлова об анализаторах и ориентировочной реакции разработал детекторную концепцию восприятия. Им впервые были рассмотрены нейронные механизмы ориентировочного поведения. Разработал сферическую модель цветового зрения, в которой были объединены психофизические и нейронные данные. Дал трактовку памяти как угашения ориентировочного рефлекса. В его экспериментах было показано, что особую рол в речевых реакциях играет функционирование командных нейронов - когда слово становится сигналом непосредственного раздражителя, генерализация на другие слова осуществляется в соответствии со смысловым содержание слов. Является создателем научно-исследовательской программы "Компьютеризированное обучение".

Сочинения. Восприятие и условный рефлекс. 1958;

Механизмы памяти. 1969;

Психофизиология. 1979;

Нейронные механизмы памяти и обучения. 1981;

Цветовое зрение. 1984;

Психофизиология: нейрон. Компьютеризированный курс. 1988;

Психофизиология цветового зрения. 1989

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

Соколов Евгений Николаевич

(р. 1920) — российский психолог, специалист в области психофизиологии, психологических исследований памяти, нейрофизиологии обучения. Автор концепции нервной модели стимула, концептуальной модели рефлекторной дуги, векторной модели переработки информации в нейронных сетях и др. Д-р биологических наук (1960), профессор психологии (1962), д. чл. АПН СССР (1985), д. чл. РАО (с 1993). Иностранный чл. Американской национальной АН (1975), Американской академии искусств и наук (1976), Финской АН (1984). Чл. Центрального Совета международной организации по исследованию мозга (IBRO). Президент и соучредитель Российской ассоциации психофизиологов. Обладатель Золотой медали им. И.П. Павлова АН СССР. Награжден Американской ассоциацией психофизиологических исследований дипломом За выдающийся вклад в психофизиологию (1988). Награжден Премией им. М.В. Ломоносова и званием Заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова (1998). Участник ВОВ, награжден медалями и орденами: Отечественной войны II степени. Красной Звезды, Трудового Красного Знамени. С 1940 по 1947 г. служил в армии переводчиком. После войны за два года окончил МГПИ иностранных языков им. М. Тореза (1945—1946) по специальности современный немецкий язык. В 1947 г. поступил в аспирантуру сектора психологии Института философии АН СССР, где заинтересовался проблемами психологии и физиологии ВНД. В 1940-е гг. работал в психологической лаборатории, возглавляемой профессором СВ. Кравко-вым. Защитил канд. дис. по философии (Восприятие в свете учения И.П. Павлова , 1950) в Институте философии АН СССР. С 1950 г. работает в МГУ им. М.В. Ломоносова на кафедре психофизиологии (доцент, 1955; профессор, 1962; зав. кафедрой, 1970). В 1960 г. защитил докт. дис, посвященную изучению ориентировочного рефлекса. Первые психофизиологические исследования в Московском ун-те были задуманы и проведены С. в 1950-е гг. в лаборатории анализаторов при кафедре психологии философского фак-та МГУ. Они были посвящены изучению сенсорных процессов, образующих механизм возникновения элементарных (первичных) ощущений света и звука. В ходе этих исследований впервые был разработан метод автоматической регистрации световой чувствительности с одновременной фиксацией объективных показателей функционального состояния ЦНС. Были найдены методы изучения структуры ориентировочной реакции на разных стадиях выработки условного рефлекса; предложена оригинальная (и актуальная по настоящее время) нервная модель стимула, объясняющая динамику угасания (и восстановления) ориентировочной реакции. Все эти данные были обобщены в ныне классической книге Восприятие и условный рефлекс (1958), ставшей основой докторской диссертации. Книга приобрела мировую известность и была издана в США, Англии, Японии, Аргентине и Мексике. По этой тематике в 1960 г. С. (в качестве приглашенного профессора) прочитал курсы лекций в Стэн-фордском и Кадифорнийском ун-тах США. В 1964г. под руководством и непосредственном участии С. в лаборатории анализаторов были развернуты широкомасштабные психофизиологические исследования роли памяти в процессах восприятия. При этом исследование начиналось с психологического изучения функций памяти и завершалось анализом физиологических механизмов. Память анализировалась на модели угашения ориентировочного рефлекса — негативного обучения (на макроуровне) и при изучении следовых эффектов в нейронах (на микроуровне). В ходе этих работ был обнаружен конкретный механизм опережающего отражения в виде разрядов экстраполирующих нейронов. В результате организованных С. внутриклеточных исследований механизмов памяти был описан эффект привыкания отдельного нейрона, лежащий в основе механизма запоминания. Результаты данного цикла работ были обобщены в монографиях: Механизмы памяти (1969), Нейронные механизмы памяти и обучения (1981) и освещены в цикле лекций, прочитанных в Кембриджском и Оксфордском ун-тах (Великобритания). В 1969 г. С. приступил к изучению нейрофизиологических механизмов обучения и первым описал нейронные механизмы двух принципиально различных его типов: обучения, зависящего от организации информации, и обучения, зависящего от организации ответного действия (стимул-зависимый и эффект-зависимый типы обучения, соответственно). Курсы лекций, посвященных этой проблематике, С. прочитал на кафедре психологии знаменитого Массачусетского технологического ин-та США (1974), а также в Софийском и Будапештском ун-тах (1975). Начиная с 1970 г. и по настоящее время С. проводит интенсивные психофизиологические исследования зрительного восприятия цвета, формы и глубины. Эти исследования, реализуемые по предложенной С. схеме человек-нейрон-модель, позволили сформулировать общие принципы организации сенсорных и исполнительных систем мозга в виде концептуальной модели рефлекторной дуги и разработать векторную модель переработки информации в нейронных сетях. Результаты этого большого цикла работ, тесно связанных с разработкой эффективных методов построения антропоморфных искусственных органов чувств из нейроподобных элементов, отражены в ряде монографий и программных статей последних 10-15 лет. Курс лекций на эту тему был прочитан С. в 1996 г. в Университете Вашингтона (г. Сент-Луис, США), и отражен в докладе на XXVI Международном психологическом конгрессе (Канада, Монреаль, 1996). Исследования С. представили новые доказательства Павловского принципа взаимодействия сигнальных систем. Выявлены соотношения семантических и перцептивных пространств, что открывает новые возможности в математическом описании и раскрытии мозговых механизмов первой и второй сигнальных систем. Ведущим методом в этих работах является многомерный анализ. Этот метод был положен в основу предложенной С. научно-исследовательской программы Компьютеризованное обучение. С помощью многомерного анализа объективно оценивается структура знаний, что сближает сферы исследований когнитивной психологии и психофизиологии. С. внес вклад в разработку обще методологических проблем современной психофизиологии как науки о нейронных механизмах психических процессов и состояний. Новизна и продуктивность его подхода состоит в предложении рассматривать психофизиологию как органичную составную часть нейронауки, развивающуюся на стыке (пересечении) психологии, нейрофизиологии и математики. Результаты методоло-го-экспериментального анализа современной психофизиологии в рамках такого подхода отражены в книгах: Психофизиология (1981) и Теоретическая психофизиология (1986). В 1995-96 гг. по инициативе С. в МГУ создан Центр ядер-но-магнито-резонансных исследований, открывающий новые перспективы для развития отечественной нейронауки и проведения экспериментальных исследований на мировом уровне. С. руководит рядом международных научных проектов в области психофизиологии: Соотношение фазического и тонического ориентировочного рефлексов (совм. с ун-том Нового Уэллса, Австралия); Цветовой образ (совм. с Институтом зрения унта Эйндховена, Нидерланды); Механизмы цветового зрения (совм. с унтом Дж. Вашингтона, Сиэтл, США и ун-том г. Сент-Луис, США); Механизмы цветового и яркостного контраста (совм. с Институтом зрения ун-та Эйндховена (Нидерланды) и кафедрой психологии унта г. Хельсинки, Финляндия). В МГУ читает студентам-психологам общий курс Психофизиология, спецкурсы: Психология гештальта, Механизмы памяти и обучения, Механизмы сознания. Под ред. С. издан рус. пер. фундаментальной монографии известного финского ученого, иностранного члена РАН Р. Наатанена: Внимание и функции мозга (1998г.). С. также автор трудов: Нейробионика (со-авт. А.Г. Шмелев), 1983; Искусственные органы чувств (соавт. Г.Г. Вайткявичус и СВ. Фомин), 1975; Цветовое зрение (соавт. Ч. А. Измайлов), 1984; Психофизиология цветового зрения (соавт. Ч.А. Измайлов, A.M. Черноризов), 1989); Нейроинтеллект: от нейрона к нейрокомпьютеру (соавт. Г.Г. Вайткявичус, 1989, Принцип векторного кодирования в психофизиологии, (1995) и др. A.M. Черноризов, О.Г. Носкова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.