СЛОБОДЧИКОВ Виктор Иванович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СЛОБОДЧИКОВ ВИКТОР ИВАНОВИЧ
(р. 1944)-психолог, специалист в области общей, возрастной и педагогической психологии, психологии развития. Основные темы научных исследований: психология субъективной реальности, психологическая антропология, периодизация развития и развивающее образование.
Соч.:Психология человека (в соавт. с Е.И. Исаевым). М., 1995; Психология развития человека (в соавт. с Е.И. Исаевым). М., 2000; Очерки психологии образования. М., 2002.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

СЛОБОДЧИКОВ Виктор Иванович

(р. 1944) — российский психолог, специалист в области общей, возрастной и педагогической психологии, психологии образования, философско-религиозных проблем психологии человека. Ученик Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Д-р психологических наук (1994), профессор (1995), чл.-кор. РАО (1996). С 1992 по 2003г — директор Ин-та педагогических инноваций РАО и зав. лабораторией антропологических основ психологии развития и образования человека. С 2003 г. — директор Ин-та развития дошкольного образования РАО. Чл. Совета по присуждению премий Президента и Правительства РФ в области образования (1997). Награжден медалью К.Д. Ушинского (1995). Образование получил в ЛГУ, заочно окончив фак-т психологии (1972). Профессиональную научную деятельность начал в ИОиПП АПН СССР (1968— 1990), где под руководством Н.И. Непомнящей и Д.Б. Эльконина провел цикл исследований, изучая предметное содержание сознания и способов его организации у дошкольников и младших школьников. Результаты были обобщены в канд. дис: Психологические особенности знаний ребенка о предметном мире в младшем школьном возрасте (1977). Со второй половины 1980-х гг. совместно с В. В. Давыдовым приступил к разработке психологических основ отечественного образования. Был одним из организаторов ВНИК Школа и соразработчиком Концепции развития общего среднего образования (1988). Последующие научные исследования С. были связаны с анализом проблем сознания, рефлексии, развития субъективной реальности, внутреннего мира человека, периодизации и диагностики психического развития, организации психологических служб, проектирования систем развивающего общего, высшего и последипломного образования. Результаты были обобщены в докт. дис: Становление и развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования) (1994). С середины 1990-х гг. под руководством С. разрабатывается новое научное направление — основы психологической антропологии, подготовлены и изданы базовые учебные пособия по психологическому образованию в гуманитарных вузах (Психология человека/в соавт., 1995; Психология развития человека/в соавт., 2000; Психология образования человека, 2003). С. является также организатором практико-ориентированных, комплексных исследований в гуманитарной сфере. В настоящее время он федеральный эксперт и куратор Мегапроекта Развитие образования в России, программы модернизации российского образования. Автор монографий: Методы изучения синтезирующей функции сознания , М., 1975; Вопросы теории и диагностики психического развития, М., 1982; Психологические проблемы становления внутреннего мира человека, М., 1986; Категория возраста в психологии и педагогике развития, М., 1991; Интегральная периодизация общего психического развития , М., 1996, в соавт.; Антропологический принцип в психологии развития, М., 1998, в соавт.; Деятельность как антропологическая категория, М., 2001; Очерки психологии образования, Биробиджан, 2002. Многие научные работы С. изданы в Болгарии, Германии, США, в ряде испано-язычных стран В. Г. Щур

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005