Скиннер Беррес Фредерик

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Скиннер Беррес Фредерик (1904- 1990)
Скиннер был убежден, что научение не может происходить при отсутствии того или иного вида подкрепления, положительного или отрицательного.

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Скиннер Беррес Фредерик
(Skinner B. F., 1904-1990). Известный психолог, лидер современного бихевиоризма. Выдвинул концепцию «оперантного» научения, согласно которой организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает реакции. Ряд методов поведенческой психотерапии - позитивное подкрепление, угашение, некоторые аверсивные приемы - основаны на модели оперантного обусловливания.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Скиннер Беррес Фредерик (1904—1990)

Американский психолог, автор концепции «оперантного бихевиоризма», одним из центральных понятий которой является «оперантное обусловливание». Это понятие обозначает особый путь образования условных рефлексов, заключающийся в подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула (в отличие от «классического» павловского пути). Известен благодаря своим работам о выработке инструментальных условных рефлексов, а также созданию оригинальных экспериментальных методик, в частности «камер Скиннера».

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

СКИННЕР БЕРРЕС ФРЕДЕРИК
(1904-1990) американский психолог, представитель современного бихевиоризма. Выдвинул концепцию «оперантного» научения, согласно которой организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает реакции. Исходя из идеи об идентичности механизмов поведения животных и человека, С. распространил свою концепцию на усвоение речи, психотерапию и обучение в школе, став инициатором программированного обучения; выступал с утопическими проектами переустройства общества на основе идей оперантного подкрепления при воспитании ребенка.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

Скиннер Беррес Фредерик
1904 – 1990) — американский психолог, создатель концепции „оперантного бихевиоризма“. В качестве ключевого ввел понятие „оперантного обусловливания“, которое характеризуется тем, что в его рамках образование условных рефлексов происходит при подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула как в „классическом“ обусловливании И.П. Павлова. Выступал с критикой необихевиоризма за введение „промежуточных переменных“ между стимулом и реакцией, так как полагал достаточным образование связей между стимулами, реакциями и подкреплением. Разработал ряд оригинальных экспериментальных методик, например, „скиннеровскую камеру“.

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

СКИННЕР Беррес Фредерик
р. 1904 г.) - американский психолог, представитель современного бихевиоризма. Выдвинул концепцию «оперантного» (от «операция») научения, согласно которой организм животного (человека) приобретает новые реакции благодаря тому, что сам их подкрепляет, и только после этого внешний стимул вызывает реакцию. Скиннер первоначально изучал оперантное поведение на животных, предложив такие оригинальные методики и приборы, как «ящик Скиннера» для экспериментов с крысами, автоматический счетчик, регистрирующий каждое нажатие животного на рычаг в ящике Скинне-ра, излучатели тепла (для саморегуляции животным температуры в клетке) и т.д. Основная работа Скиннера - «Поведение организмов» - 1938 г. Не всегда оправданно переносил механизмы выработки навыков и научение животных на человека.

Источник: Филиппова В.П. Словарь справочник по зоопсихологии. 1998

СКИННЕР БЕРРЕС ФРЕДЕРИК
Skinner, 1904-1990) - амер. психолог, автор концепции "оперантного бихевиоризма". Одним из центральных понятий этой концепции является понятие "оперантное обусловливание", которое выражает особый путь образования условных рефлексов (в отличие от "классического" павловского пути). Он заключается в подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула. С. отрицал необходимость введения "промежуточных переменных" между стимулом и реакцией, которую провозгласили необихевиористы, и считал возможным в
психологии лишь описание связей между стимулами, реакциями и подкреплением, что сближало оперантный бихевиоризм С. с классическим бихевиоризмом Дж. Уотсона, которому свойственна та же механистичность в понимании поведения и отрицание качественных различий в поведении животных и человека. Значительным вкладом в науку считается разработка С. оригинальных экспериментальных методик, в частности "скиннеровских камер (ящиков)". Теоретические постулаты оперантного бихевиоризма С. нашли свое практическое применение в некоторых вариантах программированного обучения (в становлении которого С. сыграл существенную роль) и бихевиоральной терапии, хотя общие установки С. на то, что можно разрешить проблемы общества путем манипулирования поведением людей на основе идей "оперантного бихевиоризма", неоднократно вызывали жесткую критику со стороны психологов как США, так и др. стран мира. (Е. Е. Соколова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Скиннер (Skinner) Беррес Фредерик
(20.03.1904, Саксуэханна, Пенсильвания - 1990) - американский психолог, создатель концепции "оперантного бихевиоризма".
Биография. Окончил колледж Гамильтона в Нью-Йорке со степенью по английскому языку. В 1928 г. поступил в аспирантуру по психологии в Гарвардский университет. По ее окончании защитил докторскую диссертацию. Работал преподавателем в университете штата Миннесота (1936-45) и Индиана (1945-74), затем преподавал в Гарварде. Умер от лейкемии.
Исследования. Основывался на методологии ситуационизма, которая предполагает, что определяющим фактором решений выступает не личность, а ситуация ее взаимодействия со средой. Выступал с критикой необихевиоризма за введение "промежуточных переменных" между стимулом и реакцией, так как полагал достаточным образование связей между стимулами, реакциями и подкреплением. В качестве ключевого ввел понятие "оперантного обусловливания", которое характеризуется тем, что в его рамках образование условных рефлексов происходит при подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула как в "классическом" обусловливании И.П.Павлова. Выделял несколько видов оперантного поведения: инструментальное Обусловливание, обучение с помощью проб и ошибок, вербальное обусловливание, формирование понятий. Распространил свою концепцию на речевое развитие, обучение в школе. Выступал инициатором программированного обучения.
Терапия. Разработал принципы поведенческой психотерапии.
Методы. Создал ряд оригинальных экспериментальных методик, например, "скиннеровскую камеру".
Сочинения. The Behavior of Organisms. N.Y., 1938;
Science and Human Behavior. N.Y., 1956;
Verbal Behavior. N.Y., 1957;
Teaching Machines // (Eds.) Lumsdaine A.A., Glaser R. Teaching Machines and Programmed Learning. NEA, 1960;
Walden Two. N.Y., 1963;
Beyond Freedom and Dignity. N.Y., 1972;
About Behaviorism. N.Y., 1974;
Particulars of my Life. N.Y., 1976;
Reflections on Behaviorism and Society. N.Y., 1978;
The Shaping of a Behaviorist. N.Y., 1979

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

СКИННЕР БЕРРЕС ФРЕДЕРИК
Американский психолог Беррес Фредерик Скиннер (1903–1990) родился и вырос в небольшом провинциальном городке Саскуэханна (штат Пенсильвания). В колледже он изучал английскую литературу и собирался стать писателем. После окончания колледжа он в течение года пытался зарабатывать на жизнь литературой, но понял, что его таланты лежат в другой области. Скиннер стал одним из самых известных представителей бихевиоризма. Бихевиористы полагают, что поскольку мы не имеем непосредственного доступа к сознанию и бессознательному других людей, то психология должна исследовать только наблюдаемое поведение.
Скиннер проводил много опытов с животными, такими, как голуби и крысы. Для экспериментов по изучению роли подкрепления в поведении он придумал приспособление, которое сейчас называют «скиннеровским ящиком». Это приспособление представляет собой ящик с механизмом подачи корма и кнопкой (или рычагом). Если надавить на кнопку, то в кормушку поступает порция пищи. Когда голубей или крыс впервые помещали в такой ящик, то они, конечно же, вовсе не стремились нажимать на кнопку. Чтобы они это делали, их поведение старались постепенно изменить. Это был долгий и тщательно продуманный процесс. Для начала в ящик бросали корм только тогда, когда животное подходило к кнопке. Затем наступал период, когда животное вознаграждали кормом, только если оно касалось кнопки; и, наконец, на последней стадии эксперимента оно получало еду, лишь нажимая на кнопку. При помощи этого метода Скиннер добился потрясающих результатов и научил голубей выполнять сложные действия. Во время Второй мировой войны он научил трех голубей запускать ракету. Однако проект закрыли (вероятно, в пользу атомной бомбы).
Одна из основных идей Скиннера заключается в том, что наше поведение определяется внешней средой. Для определения поведения, которое имеет целью оказать воздействие на окружение, использовался термин «оперантное поведение». Открывание двери для кого — либо, удерживание рук партнера и просьба о помощи — все это примеры оперантного поведения.
См. также статьи «Бихевиоризм», «Модификация поведения», «Обусловливание», «Поведенческая терапия», «Развитие речи», «Хомски, Ноам».

Источник: 101 ключевая идея психологии

СКИННЕР БЕРРЕС ФРЕДЕРИК
Skinner В. F., 1904-1990). Известный психолог, лидер современного бихевиоризма. С. родился в 1904 г. в Саксуэханне, штат Пенсильвания, США. Окончил Гамильтон-колледж в 1926 г. Степень доктора философии получил в 1931 г. в Гарвардском университете. С 1948 г. - профессор Гарвардского университета, член Национальной академии наук.
С. выдвинул концепцию оперантного научения, согласно которой организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает реакции. У И. П. Павлова, идеи которого оказали влияние на С., реакция возникает в ответ на стимул, т. е. условный или безусловный раздражитель; в "скиннеровском ящике" животное сначала производит реакцию, а лишь затем она подкрепляется.
Начиная с 1930 г. С. изучал оперантное поведение животных и предложил ряд оригинальных приборов и методик. Называя вербальное поведение сугубо человеческим, т. е. имеющим специфические свойства, С. считал возможным распространить на человека методы, примененные в экспериментальном исследовании на животных, не подвергая их существенной модификации ("Наука и поведение человека", 1953). Взгляды на природу процесса научения были перенесены затем с лабораторных условий и воплотились в концепции программированного обучения ("Технология обучения", 1968), охватывающего усвоение речи, обучение в школе. Начиная с 50-х гг. методы оперантного бихевиоризма распространились на психотерапевтическую практику (поведенческая психотерапия).
В дальнейшем С. разработал идеи управления поведением и создал технологию поведения, целью которой являлось разрешение социальных проблем и переустройство общества путем модификации поведения человека средствами внешнего контроля. Этому посвящена его книга "По ту сторону свободы и достоинства" (1971), которая была подвергнута критике в разных странах, в том числе и в нашей. Данная концепция получила название социального бихевиоризма.
В 70-е гг. вышли труды С., обобщающие прежние его идеи: "О бихевиоризме" (1974), "Автобиография: в 2-х т." (1976).
Ряд методов поведенческой психотерапии - позитивное подкрепление, угашение, некоторые аверсивные приемы - основаны на модели оперантного обусловливания.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

Скиннер Беррес Фредерик
(1904–1990) – амер. психолог, создатель концепции оперантного бихевиоризма. В качестве ключевого ввел понятие оперантного обусловливания, к–рое характеризуется тем, что в его рамках образование условных рефлексов происходит при подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула как в классическом обусловливании И.П.Павлова. Выступал с критикой необихевиоризма за введение промежуточных переменных между стимулом и реакцией, так как полагал достаточным образование связей между стимулами, реакциями и подкреплением. Разработал ряд оригинальных экспериментальных методик, например, скиннеровскую камеру. Разделяя взгляды Уотсона и Торндайка на социогенетическую природу психического развития, С. исходил из того, что развитие – есть научение, к– рое обусловливается внешними стимулами. Однако С. от констатации переходит к разработке методов целенаправленного обучения и управления поведением, поэтому он вошел в психологию как теоретик обучения с разработанными им различными программами обучения и коррекции поведения. С. разрабатывает особый вид научения – оперантное, когда подкрепляются успешное поведение, операции, к–рые совершает субъект в данный момент. Обучение при оперантном обусловливании идет быстрее и проще, т.к. экспериментатор имеет возможность проводить пошаговую коррекцию действий. Разработанный С. метод программированного обучения давал возможность оптимизировать учебный процесс, разработать корректирующие программы для неуспевающих и умственно отсталых детей. Эффективность и безошибочность выполнения повышали и мотивацию учения, активность учащихся, а также давали возможность индивидуализировать процесс обучения в зависимости от темпа усвоения знаний. Однако у этих программ был существенный недостаток, т.к. экстериоризация, играющая положительную роль в начале обучения, тормозит развитие свернутых, умственных действий, затрудняет развитие творческих способностей. Схему пошагового контроля действий С. перенес на процесс воспитания, разработал так называемую «жетонную теорию» воспитания: малолетним преступникам за каждое правильное действие выдавался жетон – поощрение, за нарушение распорядка – снимался. Определенное количество жетонов давало право досрочного освобождения. Однако практика и здесь не оправдала ожиданий: набрав необходимое число жетонов и освободившись, подростки снова шли на преступление. Осн. работы: «Поведение организмов», 1938; «Технология обучения», 1968; «За рамками свободы и достоинства», 1971.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

СКИННЕР БЕРРЕС ФРЕДЕРИК
(Skinner Burrhus Frederic) (1904—1990)-один из самых влиятельных в США американских психологов-необихевиористов второй половины ХХ в. С его именем связаны открытие и изучение оперантного поведения (оперантного научения). С.Б.Ф. разработал программу модификации поведения и поведенческого контроля (контролирования поведения людей со стороны общества), став одним из создателей эффективных и широко распространившихся методов практического воздействия на поведение человека. Он выступил как инициатор введения в педагогическую практику программированного обучения. Разработанный Скиннером метод программированного обучения позволил оптимизировать учебный процесс, создать эффективные коррекционные программы для слабоуспевающих и умственно отсталых детей. Поведение, которое С.Б.Ф. назвал оперантным, возникает без воздействия каких-либо внешних стимулов, причем само такое поведение воздействует на окру жающую среду. Оно является инструментальным, т. е. выступающим как средство достижения цели, которую организм ставит перед собой. Отличие оперантного поведения от респондентного (формирующегося по методу словных рефлексов) состоит в том, что при оперантном поведении (научении) подкрепляется не стимул, а само спонтанное поведение организма, которое приводит к нужному результату. Исследуя процесс научения у человека и животных, С.Б.Ф. обратил особое внимание на роль в этом процессе схемы подкрепления и наказания. Стоя на позициях бихевиоризма, С.Б.Ф. называл речь человека «вербальным поведением» и подходил к ее изучению так же, как к исследованию любых других форм поведения. Под руководством С.Б.Ф. была создана «воздушная колыбель»-аппарат для автоматизации ухода за младенцами. Это изобретение не получило распространения в практике ухода за детьми, так как многие родители не пожелали предоставлять эту важную функцию техническому аппарату, опасаясь возможных неприятных последствий для своих детей. Однако на основе этого аппарата стали создаваться обучающие машины, которые, напротив, получили признание и широкое распространение. С.Б.Ф. стал также известен как автор теории модификации социального поведения людей и сторонник внедрения этой теории в практику функционирования общества. Отношение общества к этой теории Скиннера оказалось двойственным. С одной стороны, ею восхищались как достижением бихевиоральной научной мысли (особенно в США, где на классический, уотсоновский бихевиоризм в свое время возлагали большие надежды, которые он, как впоследствии выяснилось, не оправдал); с другой стороны, эту же теорию критиковали за безоговорочный перенос результатов исследования животных на человека и за попытки ограничить свободу личности. В конечном счете, данная теория и основанная на ней технология модификации поведения все же нашли применение в поведенчески ориентированной психокоррекционной и психотерапевтической практике, где оказались принятыми многими современными специалистами не только в США, но и за рубежом (имеется в виду практика так называемой поведенческой психотерапии).
Соч.:Science and human behavior. London, 1957; Verbal behavior. London, 1957; Beyond Freedom and Dignity. New York, 1971. См. инженерия социальная, неонеобихевиоризм, обусловливание оператное, обучение программированное, поведения модификация, приобретения закон, психотерапия поведенческая, Скиннера ящик.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

СКИННЕР Беррес Фредерик

(1904—1990) — американский психолог, создатель концепции оперантного бихевиоризма , основоположник теории программированного обучения. Имел более 25 почетных докторских степеней (Чикагского ун-та, 1967; Экстерского — 1969; Индианского— 1970; Джона Хоп-кинса — 1979; Гарвардского— 1985 и др.). Внесен в список Отличившихся за вклад в психологию (АРА, 1990). Образование получил в Нью-Йорке в Колледже Гамильтона, где он специализировался по английской литературе (бакалавр, 1926) и Гарвардском ун-те (магистр, 1930; д-р, 1931). Еще учась в колледже, С. писал стихи и прозу, ему прочили писательскую карьеру, однако писательство не принесло удовлетворения, к которому он стремился, и он обратился к науке — искусству XX века. Познакомившись, благодаря Б. Расселу, с бихевиористским учением, был поражен сравнением рефлекса с понятием силы в физике, а также значением бихевиоризма для гносеологии. В конце 1927 г. С. поступил в аспирантуру Гарвардского ун-та, чтобы заняться психологией. Учился на курсе У. Хантера, который занимался изучением интеллекта животных с помощью экспериментов по решению задач. На физиологических курсах изучал рефлексы и тропиз-мы скорее как формы поведения, чем как лежащие в их основании процессы. Исследуя в лаборатории поведение крыс, руководствовался правилом И.П. Павлова: управляйте окружающей средой, и вы увидите закономерности поведения. Для выявления закономерностей поведения целостного организма С. сконструировал ряд приспособлений, записывающих поведение и позы крыс при поглощении пищи (ящик Скиннера). Наблюдения показали, что закономерности скорее проявляются в частоте повторов, нежели в индивидуальных отношениях стимул-реакция. С. обнаружил, что звук подаваемой пищи действует как мощное подкрепление условного рефлекса. Крысы сначала обучались бежать к кормушке на звук, а потом нажимать на рычаг, который открывал кормушку (иногда с первой попытки). Мгновенное обучение походило на озарение, но С. не поддался искушению объяснить это целенаправленным поведением крыс. Он вывел закономерность и связал ее с открытием: периодическое подкрепление стабилизирует нажатие рычага. Созданная им методика исследования поведения крыс (наполовину взятая из его докторской работы, а наполовину основанная на истории изучения рефлексов) стала прологом к его науке о поведении. Методологически С. опирался на работы Перси Бриджме-на (The logic of modern physics), опера-ционализм которого научил его сосредоточиваться на экспериментальных фактах, а не на соответствующих теориях, и Эрнста Маха (Science of mechanics). В результате С. пришел к выводу, что суть рефлексологии заключается не в изучении рефлекторной дуги, а в использовании регулярности, существующей между стимулом и реакцией. В учении Э. Маха С. привлекали идеи, касающиеся движущих сил развития науки. Мах выводил постепенное развитие физики из развития обычного взаимодействия человека с окружающей средой. Понятие силы присутствует в каждодневной деятельности, а физика изучает ее, выделяя и регулируя. Аналогично этому подходу С. заключил, что изучение рефлекса должно представлять из себя исследование процесса, присутствующего в ежедневном поведении. Ранее это всегда был процесс, который изучал рефлекс изолированно от других видов деятельности организма. С. же искал (и в 1930-х годах обнаружил) этот иной вид рефлекса — контролируемую закономерность, включающую в себя весь организм. Сначала он вел исследования независимо, мало обращая внимания на теории научения. Но после защиты докт. дис. вступил в длительные дискуссии, отвечая на критику Э.Ч. Толмена и К.Л. Халла и др.теоретиков. С 1936 г. С. начинает работать преподавателем в университете штата Миннесота (1937—39 — ст. преподаватель; 1939—45 — доцент). С 1945 по 1948 г. — профессор психологии Индианского ун-та. С 1948 по 1957 г. — профессор Гарвардского ун-та. Дискуссии с теоретиками привели к тому, что С. начал увязывать собственные идеи с их представлениями. При этом он тоже критиковал необихевиоризм за введение промежуточных переменных между стимулом и реакцией, так как полагал достаточным образование связей между стимулами, реакциями и подкреплением. В 1938 г С. публикует книгу The behavior of organisms, в которой описывает поведение системы организм — окружающая среда, показывая логику отличия поведения системы от причинных связей между логически независимыми событиями (стимулом и реакцией). Логика поведения этой системы, по С, определяется регулярностью, основанной на частоте реакций, а не природой этих реакций. Более того, выяснилось, что управляет реакцией не столько раздражитель (причина), сколько последующая реакция, т.е. подкрепление. Для объяснения этого факта усовершенствовал и расширил традиционный язык бихевиоризма, разработав четкие дефиниции своей науки о поведении. В качестве ключевого ввел понятие оперантного обусловливания, обозначающего, что в его рамках образование условного рефлекса происходит при подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула, как в классическом обусловливании И.П. Павлова. С. выделил несколько видов оперантного поведения: инструментальное обусловливание, обучение с помощью проб и ошибок, вербальное обусловливание, формирование понятий. Обусловленность реакции случайным подкреплением так же вызвала критику и споры, в связи с чем С. обратился к более глубокому исследованию и анализу речевого развития и использования слов. С одной стороны, это привело к введению разграничений для объяснения культурных и языковых эффектов между законосообразным и случайным поведением, а с другой — привело к написанию книг: An operational analysis of psychological terms(1945) и Verbal behavior (1957), а также публикации в соавторстве с К.Б. Фестером энциклопедического издания Schedules of reinforcement (1957). Последующие годы были поворотными в жизни С. Он выступил инициатором программированного обучения, изобретая обучающие машины и сочиняя программы (Teaching machines // (Eds.) Lumsdaine A.A., Glaser R.; Teaching machines and programmed learning. NEA, 1960). Способствовал развитию бихевиористской (поведенческой) психотерапии, основанной на научении методом проб и ошибок, опираясь на убеждение в том, что главным открытием 3. Фрейда являлись не комплексы вины и агрессии, а сохранение моделей поведения, усвоенных в детстве. К периоду 1960—70-х годов относится отход экспериментальной психологии от идеи стимул-реакция (например, теории К. Халла) и все большее ее углубление в когнитивную психологию и теоретический язык, основанный на компьютерном моделировании. Яростные нападки Ноама Хомского на Вербальное поведение С. еще более активизировали этот процесс, поскольку Го была скорее атака на теорию стимул-реакция, чем на функциональный анализ С. Его взгляды в это время получали все большее распространение, в частности, благодаря организации Journal for the experimental analysis of behavior and behaviorism. Радикальный бихевиоризм С. не совпадал с главным руслом экспериментальной психологии, но определился как отчетливая дисциплина. Как Ч.Р. Дарвин и 3. Фрейд, С. снискал себе как ярых сторонников, так и противников. Психология становилась все более зависимой от проверки гипотез как с помощью статистики, так и вследствие теоретического развития (сначала это были стимул-реакция, позднее когнитивные и физиологические теории). С самого начала С. был их непримиримым противником, что вполне согласовывалось с философией науки, которую он разработал в 1930-х гг. и которой придерживался всю жизнь. В отличие от большинства других психологов, он применял свои принципы к собственной жизни. Например, он преуспел в самоорганизации, пользуясь принципами решения задач до самой старости. Следует так же отметить, что многие идеи С. понимались превратно, и многочисленная критика основывалась не на первоисточниках, а на искаженной информации из вторых рук. Особенно уязвимым было понятие контроля стимула, с которым еще предстоит в полной мере разобраться. Кроме упомянутых в тексте, С. автор следующих трудов: Walden two, Macmillan, 1948, N.Y., 1963; Science and human behavior, N.Y., 1953; Cumulative record, 1959; The technology of teaching, 1968; The contingencies of reinforcement, 1969; Beyond freedom and dignity, 1971; About behaviorism, 1974; Particulars of my life, 1976; Reflections on behaviorism and Society, 1978; The Shaping of a behaviorist, N.Y., 1979. Л.А Карпенко.

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

СКИННЕР БЕРРЕС ФРЕДЕРИК
Беррес Фредерик Скиннер родился в городке Саскуэханна, штат I Пенсильвания, 20 марта 1904 г. Он воспитывался в теплой и доброжелательной семейной атмосфере, где, однако, уделялось большое внимание строгому соблюдению дисциплины. Обший позитивный настрой достигался за счет того, что родители не злоупотребляли наказаниями, а напротив - поддерживали дисциплину и порядок, всякий раз поощряя и вознаграждая поступки, которые того заслуживали. В детстве и юности интересы будущего психолога были крайне разнообразны. Он увлекался экспериментированием с механическими устройствами, пытался смастерить самодельное пневматическое ружье, а однажды даже сконструировал изощренную многоблочную конструкцию для того, чтобы аккуратно развешивать собственную пижаму. Во время учебы в школе Скиннер увлекался литературой. Когда ему было 14 лет, он на основе скрупулезного анализа шекспировских пьес выдвинул собственную гипотезу об их авторстве, которое приписал Френсису Бэкону. Помимо этого, Беррес был неплохим музыкантом: он играл на саксофоне в школьном оркестре. Высшее образование Беррес Скиннер получил в колледже Гамильтона, небольшом гуманитарном учебном заведении штата Нью-Йорк. Он специализировался на английском языке и литературе и намеревался в будущем посвятить себя литературному творчеству. Отношения с товарищами по учебе у него не сложились, тем не менее Скиннер нередко участвовал в студенческих проказах, а после нескольких рискованных розыгрышей, организованных по его инициативе, юношу едва не исключили из колледжа. Окончить колледж ему все-таки удалось, и в 1926 г. он получил степень бакалавра. Интерес к психологии у Скиннера пробудился уже после окончания колледжа. В 1928 г. он поступил в Гарвардский университет на психологическое отделение. Во время учебы он установил для себя очень строгий режим учебных занятий, так, на внеучебные занятия он отводил 15 мин в сутки. Уже после трех лет такого напряженного труда Скиннер получил докторскую степень и в том же 1931 г. опубликовал свое первое серьезное научное исследование. Этой публикацией, принесшей ему известность, была небольшая статья «Понятие рефлекса в описаниях поведения». В ней Беррес Скиннер выдвинул новую трактовку условного рефлекса. Он понимал его не как реальный акт жизнедеятельности, присущий ей самой по себе, а как производное от операций экспериментатора. С 1931 по 1936 г. Скиннер занимался в Гарварде научной работой, сконцентрировавшись на изучении поведения животных. В это время он изобрел экспериментальный ящик, названный впоследствии, вопреки протестам самого изобретателя, скиннеровским. Находясь в этом ящике, крыса или голубь, нажимая на рычажок или кнопку, получали подкрепление, под которым Скиннер подразумевал любые приятные последствия. Рычаг соединялся с самописцем, регистрирующим движение. Нажим на рычаг рассматривался в качестве образца и самостоятельной единицы «оперантной реакции» - очень удобной для фиксации, поскольку всегда можно однозначно определить, произошла она или нет Дополнительные устройства позволяли соединять подкрепление с различными сигналами (звуковыми, световыми и т.п.). Скиннер разграничил два типа условных рефлексов - S и R. К типу S он относил те рефлексы, при которых реакция возникает только в ответ на воздействие какого-либо стимула, т.е. раздражителя. Поведение, создаваемое таким образом, получило название респондентного. Рефлексы же, зафиксированные в скиннеровском ящике, были отнесены к типу R. Здесь животное сперва производит реакцию, а затем реакция подкрепляется. Такое поведение у Скиннера получило название оперантного. В ходе экспериментов были установлены существенные различия между динамикой реакции типа R и S. Скиннер говорил об ограниченности традиционной поведенческой формулы «стимул-реакция», которая, по его мнению, состоит в том, что она не учитывает влияния результатов реакции на последующее поведение Реакция рассматривается только как производное от стимула, только как следствие, но не как возможная детерминанта, преобразующая организм. «Адекватная формула о взаимодействии организма со средой, - писал Скиннер, - «всегда должна учитывать три фактора: событие, по поводу которого происходит реакция, саму реакцию и подкрепляющие последствия». Эти взаимоотношения являются несравнимо более сложными, чем отношения между стимулом и реакцией. Таким образом, ключевое отличие оперантного обусловливания от классического состоит в том, что в случае оперантного обусловливания живой организм своим поведением активно воздействует на окружающую среду и сталкивается с теми или иными последствиями. В случае формирования условного рефлекса такого воздействия не наблюдается. В этом смысле оперантное поведение активно и направлено на исследование окружающего мира, респондент-ное поведение реактивно и лишь следует тем или иным воздействиям, в процессе классического обусловливания приобретшим для организма определенное сигнальное воздействие. В 1936 г. он занял должность преподавателя в Миннесотском университете и работал там до 1945 г. Здесь он подробно разработал технику «оперантного обусловливания», получившую в Соединенных Штатах Америки широкое применение на практике Ее использовали при воспитании умственно отсталых детей, лечении невротиков и психически больных. Во всех случаях модификация поведения достигалась здесь за счет постепенного подкрепления. Например, больной вознаграждается за каждое действие, ведущее шаг за шагом к цели, предусмотренной схемой лечения. Осенью 1945 г. он возглавил кафедру психологии в университете штата Индиана и занимал этот пост до 1947 г., после чего вернулся в Гарвард в качестве лектора. Он работал там до ухода на пенсию в 1974 г. В 1948 г. была издана книга Скиннера «Уолден 2», вызвавшая огромное количество споров. В этой социальной утопии Скиннер изобразил в беллетристической форме перспективы создания с помощью техники оперантного обусловливания нового справедливого социального устройства. В этой книге ясно просматривалась аналогия с «Дивным новым миром» Олдоса Хаксли. На основании этого критика начала упрекать автора чуть ли не в фашизме. 11 ноября 1953 г Скиннер посетил урок арифметики в школе, где училась его дочь. Это впечатлило его настолько, что он стал пытаться применить свою теорию подкрепления к улучшению преподавания школьных предметов Результатом этой попытки стало проектирование им серии обучающих машин. Так возникло направление, названное программированным обучением. В основу вводился принцип разделения любой учебной задачи на отдельные операции, каждая из которых контролировалась подкреплением, служащим сигналом обратной связи. В своих экспериментах Скиннер явно отдавал предпочтение экспериментированию над животными, преимущественно голубями и крысами, считая, что отличие человека от животных на самом деле совсем не принципиально. Скиннер отрицательно относился к статистическим обобщениям, считая, что лишь тщательная фиксация реакций отдельного организма позволит решить главную задачу психологии - предсказывать и контролировать поведение конкретных индивидов. Самым лучшим способом запечатления этих реакций для него являлись кривые. Так, в работе «Планы подкрепления», выполненной Б. Скин-нером совместно с Ч. Ферстером, изданной в 1957 г., данные о 250 млн реакций, непрерывно производимых подопытными голубями в течение 70 000 ч, были собраны в 921 диаграмму. В том же 1957 г. Беррес Скиннер выпустил еще одну книгу - «Вербальное поведение». В ней он развивал идею о том, что овладение речью происходит по общим законам образования оперантных условных рефлексов. Когда один организм производит речевые звуки, другой их подкрепляет (положительно или отрицательно), контролируя тем самым процесс приобретения этими звуками устойчивых значений. Скиннер скончался 18 августа 1990 г. от лейкемии. Его теория и практические результаты исследований получили широкое применение в педагогике и медицине. Помимо этого, они нашли также воплощение в мире бизнеса. Так, например, в организациях используется практика существования «среды моментального подкрепления» ценных для организации действий. Кроме того, в рекламной практике широко используют принцип небольших подарков и накопленных бонусов. Научная библиография Скиннера весьма обширна: за полвека им было написано 19 крупных монографий и множество статей. В 1972 г. члены Американской психологической ассоциации в списке наиболее выдающихся психологов столетия на первое место поместили Берреса Скиннера.

Источник: Яровицкий В. 100 великих психологов. 2004