Штерринг ГуставШУЛЕНИН СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

Штумпф Карл

Найдено 4 описания персоны Штумпф Карл

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Штумпф Карл

21.04.1848 – 25.12.1936, Берлин) — немецкий психолог, один из основателей функциональной психологии. В его школе прошли обучение В. Келер, К. Коффка, М. Вертгеймер и др.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Штумпф Карл | Stumpf, Carl (1848-1936)

Психология тона" (Tonpsychologie) Штумпфа - первая работа по психологии музыки. Одним из наиболее важных аспектов этой работы была теория консонанса и диссонанса в музыке.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологическая энциклопедия

Штумпф (Stumpf) Карл

(21.04.1848 - 25.12.1936, Берлин) - немецкий психолог, один из основателей функциональной психологии.

Биография. С 1873 г. - профессор в Вюрцбурге, где сменил Ф.Брентано, затем - в Галле, Праге, Мюнхене, с 1894 г. - профессор в Берлине, где при Берлинском университете организовал Психологический институт.

Исследования. Большое влияние на него оказали феноменологические идеи Брентано. Предлагал разводить психологические функции, которые являются предметом психологии, и психологическое содержание, которое принадлежит к сфере феноменологии. Психологические феномены, представляющие собой непосредственные первичные данные человеческого опыта, не могут быть редуцированы в силу присущей им целостности. Проводил исследования в области музыкальной психологии (Tonpsychologie. Bd. 1-2, Lpz., 1883-90). В его школе прошли обучение В.Келер, К.Коффка, М.Вертгеймер и др.

Сочинения. Erkenntnislehre. Lpz., 1939;

Явления и психические функции // Новые идеи в философии. Сб. 4, СПб., 1913;

Душа и тело // Новые идеи в философии. Сб. 8, СПб., 1913

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

ШТУМПФ (Stumpf) Карл

(1848-1936) -немецкий психолог, философ, музыковед. Ученик Ф. Брентано и Р.Г. Лотце. Профессор в Вюрцбурге (с 1873), Праге (с 1879), Галле (с 1884), Мюнхене (с 1889), Берлине (1894-1921). Президент (совместно с Т. Липпсом) 3-го Международного психологического конгресса (Мюнхен, 1896). Одним из первых предпринял эмпирические психологические исследования музыкальных восприятий (Психология музыкальных восприятий, т. 1-2, 1883—1890). Работая в Берлинском ун-те, организовал психологическую лабораторию. Под влиянием Ф. Брентано считал предметом психологии исследование психологических функций или актов (воспринимания, понимания, хотения и др.), отличая их от феноменов (сенсорных или представляемых в виде форм, ценностей, понятий и им подобных содержаний сознания). Изучение феноменов Ш. относил к особой предметной области — феноменологии, связывая ее с философией, а не психологией. Идеи Ш. в области феноменологии явились посредствующим звеном между учениями Ф. Брентано и Э. Гуссерля, который был учеником Ш. в Галле. Собственным предметом психологии он считал функции (или акты). Так, например, исследованию подлежит не красный цвет объекта, (который представляет собой, согласно Ш., феномен, а не функцию сознания), а акт (или действие) субъекта, благодаря которому человек осознает этот цвет в его отличии от других. Среди функций Ш. различал две категории: интеллектуальные и эмотивные (или аффективные). Эмотив-ные состоят из противоположных пар: радость — печаль, желание — отвержение, стремление — избегание. Эмоциональный оттенок могут приобрести и некоторые явления, которые были названы чувственными ощущениями. С детства увлекаясь музыкой, Ш. в большинстве своих экспериментальных работ сосредоточился на изучении восприятия музыкальных тонов. Эти работы были обобщены в его двухтомный труд Психология тонов (1883—1890), внесшей самый крупный после Гельмгольца вклад в исследования психологической акустики. Полемизируя с Вундтом, Ш. считал противоестественным расчленение показаний интроспекции на отдельные элементы. Результатам тех опытов, которые проводились натренированными в интроспективном анализе сознания психологами вундтовской школы, Ш. противопоставил в качестве заслуживающих большего доверия свидетельства экспертов-музыкантов. Ш. рассматривал музыку как феномен культуры. Он создал архив фонограмм с 10 тысячами фонографических записей примитивной музыки различных народов. Принимал также участие в исследованиях по детской психологии, организовав немецкое Общество детской психологии, и по зоопсихологии, доказав, в частности, при обсуждении нашумевшего феномена умного Ганса (лошади, которая выстукивала копытом решение математических задач), что животное реагировало на еле заметные движения дрессировщика. Ш. предвосхитил основные идеи гештальтпсихологии, содействовал поездке своего ученика В. Келера в Африку для изучения поведения человекообразных обезьян. Его учениками были так же К. Коффка, М. Вертгеймер и др., ставшие впоследствии известными, психологи. Ш. сыграл важную роль в разработке, в противовес структурализму, функционализма в его западноевропейском варианте. Основные соч. Ш.: Erkenntnislehre, Lpz., Bd 1-2, 1939—1940; в рус. пер. были изданы: Явления и психические функции / Новые идеи в философии. Сб. 4, СПб., 1913; Душа и тело /там же. Сб. 8, СПб.; Происхождение музыки, Л., 1927. М.Г. Ярошевский

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.