Штерн Уильям

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Штерн (Stern) Уильям

(29.04.1871, Берлин - 27.03.1938) - немецкий психолог, основатель "персоналистической психологии".
Биография. Учился у Г.Эббингауза в Берлине. С 1897 по 1915 г. преподавал в университете Бреславля (Вроцлава), с 1915 по 1933 г. - в университете Гамбурга, где основал Психологический институт. В 1933 г. был вынужден эмигрировать в США, где стал профессором университета Дьюка.
Исследования. Сделал попытку интегрировать естественные и гуманитарные науки. Рассматривал мир как иерархию личностей (взрослый, ребенок, животное, растение, кристалл). Наиболее известны его работы по психологии детства (Psychologie der fruhen Kindheit. Lpz., 1914). Проводил экспериментальные исследования развития у детей восприятия, речи, умственных процессов. Ввел понятие "коэффициента интеллекта".
Сочинения. Zur Psychologie der Aussage. 1902;
Person und Sache. Bd. 1-3, Lpz., 1906-24;
Die differentielle Psychologie und ihre methodischen Grundlagen. 1911;
Allgemeine Psychologie auf personalistischer Grundlage. Haag, 1935

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ШТЕРН (Stern) Уильям

(1871-1938) -немецкий психолог и философ. Автор философской системы критического персонализма, один из основателей дифференциальной психологии. Учился в Берлинском ун-те у Г. Эббингауза. Преподавал с 1897 г. в Бреслау (профессор с 1907). Основал в Берлине институт прикладной психологии и Журнал прикладной психологии (1906), где, вслед за Г. Мюнстербергом, развивал концепцию психотехники. В 1916—1933 возглавлял психологическую лабораторию в Гамбурге и одновременно издавал Журнал по педагогической психологии. В 1933 г эмигрировал в Нидерланды, а затем в США, где в 1934—1938 гг. работал профессором Дьюкского ун-та. Разрабатывая теорию персонализма, Ш. занимался изучением целостной личности, закономерностей ее формирования, исследованием этапов развития мышления и речи. В своей трехтомной работе Личность и вещь( 1906—1924) трактовал личность как самоопределяющуюся, сознательно и целенаправленно действующую целостность, обладающую определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями). Особую известность в психологии получили работы III., посвященные психическому развитию ребенка. Он исходил из того, что психическое развитие — это саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у ребенка задатков, которое направляется и определяется той средой, в которой он живет. Эта теория получила название теории конвергенции, поскольку в ней учитывалась роль двух факторов — наследственности и среды. Психическое развитие, по мнению Ш., имеет тенденцию не только к саморазвитию, но и к самосохранению, прежде всего сохранению индивидуального темпа развития. Теоретические взгляды Ш. нашли свое выражение и в исследовании психологических закономерностей детской игры. Опираясь на работы К. Гросса, он развивал подход к игре как инстинктивному самообразованию развивающихся задатков, бессознательному предварительному упражнению будущих серьезных функций. Описал виды ранней детской игры: конструктивные, разрушительные, с разыгрыванием ролей и др. Являясь также одним из основателей психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии), развивал теорию одаренности, которая, с его точки зрения, представляет собой врожденную предрасположенность к деятельности. Общее направление развития одаренности определяется внутренними условиями — задатками и возрастом. Ш. доказывал, что существует не только общая для всех детей определенного возраста нормативность, но и нормативность индивидуальная, характеризующая данного конкретного ребенка. Он также был одним из инициаторов экспериментального исследования детей, тестирования и, в частности, усовершенствовал способы измерения интеллекта детей, предложенные А. Бине. Предложил измерять не умственный возраст, а коэффициент умственного развития (IQ), представляющий собой отношение умственного возраста к хронологическому. Сохранение индивидуальных особенностей возможно, по мнению Ш., благодаря тому, что механизмом психического развития является интроцепция, т.е. соединение ребенком своих внутренних целей с теми, которые задаются окружающими. Конфликт между внешним (давлением среды) и внутренними склонностями ребенка имеет и положительное значение для его развития, т.к. именно отрицательные эмоции, которые вызывает это несоответствие у детей, и служат стимулом для развития их самосознания. Ш. доказывал, что эмоции, связанные с оценкой окружающего, помогают процессу социализации детей и развитию у них рефлексии. Целостность развития проявляется не только в том, что эмоции и мышление тесно связаны между собой, но и в том, что направление развития всех психических процессов одинаково — от периферии к центру. Большое значение имело исследование Ш. своеобразия аутисти-ческого мышления, его сложности и вто-ричности по отношению к реалистическому, а также его анализ роли рисования в психическом развитии детей. Главным здесь является открытие Ш. роли схемы, помогающей детям перейти от представлений к понятиям. Эта идея Ш. помогла открытию новой формы мышления — наглядно-схематического или модельного мышления, на основе которого и разработаны многие современные концепции развивающего обучения детей. Большое внимание Ш. уделял методам прикладной психологии: ввел понятие психотехники, изучал достоверность свидетельских показаний и др. В русском пер. опубликованы соч. Ш.: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста, СПб., 1915; Психология раннего детства до шестилетнего возраста, М., 1922; Одаренность детей и подростков и методы ее исследования, Харьков, 1926; и др. Л.А. Карпенко, Т.Д. Марцинковская

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005