Шпиц Рене Арпад

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ШПИЦ (Spitz) Рене Арпад

(1887–1974) – австроамериканский психоаналитик и психиатр. Медицинское образование получил в Лозанне, Берлине, Будапеште. В 1910 г. прошел курс учебного психоанализа у З. Фрейда. С 1926 г. работал в Вене, в 1930–1932 гг. в Берлинском психоаналитическом институте. В 1933 г. эмигрировал сначала во Францию (1933–1938) затем в США, где работал в НьюЙорке (1940–1956) и в Денвере (с 1957). Получил известность своими оригинальными исследованиями детей, в которых широко использовал метод прямого наблюдения и киносъемок. Выявил последствия для психического развития маленьких детей, которые возникают при раннем разлучении с матерью и при отсутствии или ограничении общения с другими людьми – эффект госпитализма. Констатировал, что нормальная потребность в общении появляется у ребенка в возрасте около полугода. Если в это время происходит отделение ребенка от близкого взрослого, то это поначалу вызывает сильное беспокойство, а по прошествии месяца сменяется реакциями избегания при приближении взрослого; через два месяца реакции на окружающий мир сводятся до минимума, исчезают мимические проявления. Происходящие при этом изменения психики Спиц считал необратимыми (последующими исследованиями это суждение поставлено под сомнение). На основании своих наблюдений за психическим развитием в младенческом и раннем возрасте пришел к выводу, что аффективное развитие предшествует перцептивному и когнитивному. Данные исследований Спица послужили основой для радикальной переоценки условий, необходимых для полноценного психического развития.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

ШПИЦ (Spitz) Рене Арпад

(1887-1974) — немецко-американский психоаналитик и психиатр. Медицинское образование получил в Лозанне, Берлине, Будапеште. С 1910 г. прошел учебный психоанализ у 3. Фрейда. С 1926 г. работал в Вене, с 1930 г. по 1932 г. — в Берлинском психоаналитическом ин-те. В 1933 г. эмигрировал сначала в Париж (1933—1938), затем в США, где работал в Нью-Йорке (1940-1956) и в Денвере (с 1957). Известен своими исследованиями Детей, в которых широко использовал метод прямого наблюдения и киносъемок. Выявил последствия для психологического созревания и развития маленьких Детей, которые возникают при раннем разлучении с матерью и при отсутствии или ограничении взаимоотношений с другими людьми (эффект госпитализ-ма). С. констатировал, что нормальная потребность в контакте появляется у ребенка в 6 месяцев. Если в это время происходит отделение ребенка от близкого взрослого, то он сначала плачет, требуя мать или того, кто может ее заменить, а через месяц у него появляется реакция бегства по отношению к тому, кто к нему подходит. Еще через месяц он начинает избегать всех контактов с окружающим миром, а затем его реакции в ответ на внешние воздействия сводятся до минимума: он уже не кричит, исчезают все мимические выражения. При этом в психике происходят такие изменения, которые носят необратимый характер, обусловливая возникновение депрессии зависимости (Hospitalism: an inquiry into the genesis of psychiatric conditions in early childhood, in: The Psychoanalytic study of a child, v. 1, N.Y., 1945; The influence of the mother-child Relationship and its disturbances , in: Mental health and infant development , 1956, v. 1 (K. Soddy, ed.)). В 1936 г. С. представил Венскому психоаналитическому обществу доклад, в котором изложил свои наблюдения и идеи теории генетического поля формирования Эго. Далее изучал восприятие младенцами человеческого лица, определяя те его части, которые являются наиболее важными стимулами для ребенка. Пытался трактовать возникновение улыбки у трехмесячных детей как символ перехода от принципа удовольствия к принципу реальности, когда подсознание и предсоз-нание начинают отделяться друг от друга и возникают первые элементы Я (The smilling response: the contribution to the ontogenesis of social relations). Исследовал трехмесячный смех и восьмимесячный страх ребенка. Разработал идею сбивчивого диалога. Пришел к заключению, что аффективное развитие предшествует перцептивному и когнитивному. Впоследствии оформил эти идеи в виде теории, которая стала одной из новых основ психоаналитического понимания процесса развития (The first year of life. A psychoanalytic study of development of object relations, N.Y., 1965). И.М. Кондаков

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005