СЕМЁНОВА Анна ПетровнаСеравин Александр Игоревич

Сепир Эдвард

Найдено 4 описания персоны Сепир Эдвард

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Сепир Эдвард | Sapir, Edward (1884-1939)

Изучение языка американских индейцев стало существенным вкладом Сепира в зарождавшуюся лингвистическую антропологию.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологическая энциклопедия

Сепир Эдвард

26.1.1884, Лауенбург, Померания – 4.2.1939, Нью Хавен) — американский антрополог, лингвист и психолингвист. Родился в Германии, из которой семья эмигрировала в 1889 г. в США, образование получил в Колумбийском (бакалавр гуманитарных наук, 1904; магистр, 1905) и Пенсильванском (1908–1909) университетах (доктор, 1909). Работал с 1907 г. по 1908 г. научным ассистентом антропологии в Калифорнийском университете Беркли, с 1909 г. по 1910 г. преподавал антропологию в Пенсильванском университете, с 1910 г. по 1925 г. руководил отделом антропологии Канадской геологической инспекции при Национальном музее в Оттаве. С 1925 г. по 1931 г. Сепир — ассоциированный профессор социологии и антропологии Чикагского университета, с 1927 г. — полный профессор антропологии и общей лингвистики, с 1931 г. — профессор университета Джейл, здесь работал в Институте человеческих отношений, г. Нью–Хейвен. С 1931 г. — со–редактор журнала „Journal of Social Psychology“. Президент Лингвистического общества Америки (1931) и Антропологического общества Америки (1938). Большое влияние на него оказал Ф. Боас, основатель американской культурной антропологии, разработавший метод детального изучения обычаев и языка традиционных обществ и развивавший учение об относительности морально–оценочных критериев, используемых в различных культурах. Работая в Калифорнийском университете Беркли над исследованием индейских диалектов и исходя из постулата о возможности изучения языка только в общем контексте культуры, пришел к выводу, что различия в языке связаны — через построение особенной картины мира — с качественными различиями в индивидуальном мышлении носителей этого языка. В частности, Сепир показал, что обозначения цветов, связанные с практической деятельностью представителей разных народностей, влияют на организацию простейших форм перцептивной деятельности: культурно специфический набор слов, обозначающих цвета, обусловливает само восприятие цветов, умение их различать и классифицировать („Conceptual categories in primitive languages“, „Science“, 1927, V. 74). Тем самым Сепиром была дана общая формулировка „теории лингвистической относительности“, которую конкретизировал и придал ей законченное выражение и большую категоричность (картина воспринимаемого мира зависит от национального языка) его ученик Б. Уорф (1897–1941). В дальнейшем эта теория, прежде всего в интерпретации Б. Уорфа, была подвергнута критике, в которой было показано, что различия между языками существуют не на глубинном уровне, а на поверхностном, и, кроме того, отношения между языком и восприятием являются достаточно сложными и многократно опосредствованными (Э. Леннеберг). В 1920–х г. Сепир изучал явления фонетического символизма с помощью искусственных слов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

СЕПИР (Sapir) Эдвард

(1884-1939) -американский антрополог, лингвист и психолингвист. Автор теории лингвистической относительности. Родился в Германии, из которой семья эмигрировала в 1889 г. в США. Образование получил в Колумбийском (бакалавр гуманитарных наук, 1904; магистр, 1905) и Пенсильванском (1908—1909; д-р, 1909) ун-тах. Работал научным ассистентом антропологии в Калифорнийском ун-те Беркли (1907— 1908). С 1909 по 1910 г. преподавал антропологию в Пенсильванском ун-те. С 1910 по 1925 г. руководил отделом антропологии Канадской геологической инспекции при Национальном музее в Оттаве. С 1925 по 1931 г. С. — профессор социологии и антропологии (с 1927 г. — полный профессор антропологии и общей лингвистики) Чикагского университета. С 1931 г. — профессор ун-та Джейл, здесь работал в Институте человеческих отношений г. Нью-Хейвен. Был соредактором журнала Journal of Social Psychology (1931); президентом Лингвистического общества Америки (1931) и Антропологического общества Америки (1938). Большое влияние на С. оказал Ф. Боас, основатель американской культурной антропологии, разработавший метод детального изучения обычаев и языка традиционных обществ и развивавший учение об относительности морально-оценочных критериев, используемых в различных культурах. Работая в Калифорнийском ун-те Беркли над исследованием индейских диалектов и исходя из постулата о возможности изучения языка только в общем контексте культуры, пришел к выводу, что различия в языке связаны — через построение особенной картины мира — с качественными различиями в индивидуальном мышлении носителей этого языка. В частности, С. показал, что обозначения цветов, связанные с практической деятельностью представителей разных народностей, влияют на организацию простейших форм перцептивной деятельности: культурно специфический набор слов, обозначающих цвета, обусловливает само восприятие цветов, умение их различать и классифицировать (Conceptual categories in primitive languages/ Science. 1927, V. 74). Тем самым была дана общая формулировка теории лингвистической относительности, которую конкретизировал и придал ей законченное выражение и большую категоричность (картина воспринимаемого мира зависит от национального языка) его ученик — Б. Уорф (1897— 1941). В дальнейшем эта теория, прежде всего в интерпретации Уорфа, была подвергнута критике, в которой было показано, что различия между языками существуют не на глубинном уровне, а на поверхностном, и, кроме того, отношения между языком и восприятием являются достаточно сложными и многократно опосредствованными (Э. Леннеберг). В 1920-х г. С. изучал явления фонетического символизма с помощью искусственных слов. Автор трудов: Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993; Положение лингвистики как науки// История языкознания XIX—XX веков в очерках и извлечениях. М., ч. 2, 1965; Language. An introduction to the study of speech. N.Y., 1921 (в рус. пер.: Язык. Введение в изучение речи. М.-Л., 1934); Cultural anthropology and psychiatry / J. о. Abnormal and Social Psychol., 1932, vol. 27; Grading. A study of semantics / Philosophy of science. 1944, V. 11. И.М. Кондаков

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.

Сепир (Sapir) Эдвард

(26.1.1884, Лауенбург, Померания - 4.2.1939, Нью Хавен) - американский антрополог, лингвист и психолингвист.

Биография. Родился в Германии, из которой семья эмигрировала в 1889 г. в США, образование получил в Колумбийском (бакалавр гуманитарных наук, 1904; магистр, 1905) и Пенсильванском ( 1908-1909) университетах (доктор, 1909). Работал с 1907 г. по 1908 г. научным ассистентом антропологии в Калифорнийском университете Беркли, с 1909 г. по 1910 г. преподавал антропологию в Пенсильванском университете, с 1910 г. по 1925 г. руководил отделом антропологии Канадской геологической инспекции при Национальном музее в Оттаве. С 1925 г. по 1931 г. Сепир - ассоциированный профессор социологии и антропологии Чикагского университета, с 1927 г. - полный профессор антропологии и общей лингвистики, с 1931 г. - профессор университета Джейл, здесь работал в Институте человеческих отношений, г. Нью-Хейвен. С 1931 г. - со-редактор журнала "Journal of Social Psychology". Президент Лингвистического общества Америки (1931) и Антропологического общества Америки (1938).

Исследования. Большое влияние на него оказал Ф.Боас, основатель американской культурной антропологии, разработавший метод детального изучения обычаев и языка традиционных обществ и развивавший учение об относительности морально-оценочных критериев, используемых в различных культурах. Работая в Калифорнийском университете Беркли над исследованием индейских диалектов и исходя из постулата о возможности изучения языка только в общем контексте культуры, пришел к выводу, что различия в языке связаны - через построение особенной картины мира - с качественными различиями в индивидуальном мышлении носителей этого языка. В частности, Сепир показал, что обозначения цветов, связанные с практической деятельностью представителей разных народностей, влияют на организацию простейших форм перцептивной деятельности: культурно специфический набор слов, обозначающих цвета, обусловливает само восприятие цветов, умение их различать и классифицировать (Conceptual categories in primitive languages // Science. 1927, V. 74). Тем самым была дана общая формулировка " теории лингвистической относительности", которую конкретизировал и придал ей законченное выражение и большую категоричность (картина воспринимаемого мира зависит от национального языка) его ученик Б.Уорф (1897-1941). В дальнейшем эта теория, прежде всего в интерпретации Уорфа, была подвергнута критике, в которой было показано, что различия между языками существуют не на глубинном уровне, а на поверхностном, и, кроме того, отношения между языком и восприятием являются достаточно сложными и многократно опосредствованными (Э.Леннеберг). В 1920-х г. Сепир изучал явления фонетического символизма с помощью искусственных слов.

Сочинения. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993;

Положение лингвистики как науки // История языкознания 19-20 веков в очерках и извлечениях. М., ч. 2, 1965;

Language and environment // American Antropologist. 1912, № 5, p. 226-242;

Language. An introduction to the study of speech. N.Y., 1921, в рус. пер.: Язык. Введение в изучение речи. М.-Л., 1934;

Cultural anthropology and psychiatry // J. o. Abnormal and Social Psychol. 1932, vol. 27, p. 229-242;

Grading. A study of semantics // Philosophy of science. 1944, V. 11.

Литература. Уорф Б.-Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Новое в лингвистике. М., вып. 1, 1960;

Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1976.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь