Серпелл РобертСигуан Мигель

Сеченов Иван Михайлович

Найдено 6 описаний персоны Сеченов Иван Михайлович

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Сеченов Иван Михайлович (1829- 1905)

Основоположник российской психологии, Сеченов способствовал сближению психологии и естественных наук и, в некотором смысле, сыграл роль наставника для И. П. Павлова.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологическая энциклопедия

Сеченов Иван Михайлович

1829 – 1905) — русский физиолог и психолог. Открыл эффект „центрального торможения“, который рассматривал как основу произвольного поведения человека. Под предметом психологии понимал различные виды психической деятельности субъекта, представленные в истории их развития и в системе связей друг с другом. Основной метод психологии — объективное наблюдение развития психических процессов, которые происходят путь от внешних форм (рефлексы) до внутренних, на самом деле являющихся „свернутыми“ формами действий . Моральные нормы в поведении человека также представляют собой приобретшие внутреннюю форму внешние запреты и правила, при помощи которых другие руководят действиями индивида.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Сеченов Иван Михайлович

(1.08.1829, с. Теплый Стан - 2.11.1905, Москва) - русский физиолог и психолог.

Биография. В 1856 г. окончил медицинский факультет Московского университета. С 1860 г. - профессор физиологии Медико-хирургической академии, затем Новороссийского, Петербургского, Московского университетов. Почетный член Петербургской АН (1904).

Исследования. Открыл эффект "центрального торможения", который рассматривал как основу произвольного поведения человека. Под предметом психологии понимал различные виды психической деятельности субъекта, представленные в истории их развития и в системе связей друг с другом. Основной метод психологии - объективное наблюдение развития психических процессов, которые происходят путь от внешних форм (рефлексы) до внутренних, на самом деле являющихся "свернутыми" формами действий (мысли). Моральные нормы в поведении человека также представляют собой приобретшие внутреннюю форму внешние запреты и правила, при помощи которых другие руководят действиями индивида.

Сочинения. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

СЕЧЕНОВ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ

1829-1905) - рос. физиолог, автор программы построения психологии как самостоятельной науки, сформулированной им в 1860-70-е гг., которая представляла собой последовательно материалистическое и детерминистское решение проблем природы психического, предмета и методологии психологии. В основе этой программы лежало знаменитое открытие С. (в опытах с лягушками. - Ред.) явления "центрального торможения", которое впервые в науке позволило материалистически объяснить явления произвольного поведения человека. По С, предметом психологии должны быть различные виды психической деятельности субъекта (человека и животных), которые С. призывал изучать в их истории (развитии) и в системе связей друг с другом. Основным методом психологии должен быть метод объективного наблюдения развития психических процессов, которое происходит от внешних форм в виде развернутых рефлексов - напр., действий с предметами внешнего мира - до кажущихся исключительно внутренними, а на самом деле "свернутых" форм действий -. напр. мыслей о предметах. Не используя термин "интериоризация", С, по сути, излагает одну из первых концепций интериоризации, идеи которой будут развиты в XX в. При этом идея интериоризации используется С. и для объяснения формирования моральных норм в поведении человека, которые изначально представляют собой внешние запреты и правила, а впоследствии становятся "внутренними" запретами и правилами поведения самого индивида.

Идеи С. (о возможности объективного экспериментального исследования мышления, о бессознательной психической жизни, идеи активности и целевой детерминации применительно к работе н. с, об обратной связи как факторе регуляции поведения и др.), опередив свое время, оказали значительное влияние на развитие отечественной псит хологии и физиологии (В. М. Бехтерев, И. П.Павлов, Н. А. Бернштейн, деятельностный подход в психологии и др.) и предвосхитили многие исследования в мировой науке XX в. См. также Кавелин К. Д. (Е. Е. Соколова.)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой психологический словарь

СЕЧЕНОВ Иван Михайлович

(1829-1905) — российский физиолог и психолог. Основоположник отечественной физиологической школы. Создатель естественно-научной теории психической регуляции поведения. Д-р медицины (1860). Чл.-кор. Петербургской АН (1869), поч. академик Петербургской АН (1904). Удостоен Демидовской премии Петербургской АН за курс лекций О животном электричестве (1863). Окончил Главное инженерное училище в Петербурге (1848) и медицинский фак-т Московского университета (1856). В 1856—1859 работал в Германии, в лабораториях И. Мюллера (Берлин), О. Функе (Лейпциг), К. Людвига (Вена), Г. Гельмгольца (Гейдельберг). Подготовил там докт. дис: Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения, которую успешно защитил в 1860 г. в Медико-хирургической академии в Петербурге. В том же году возглавил кафедру физиологии этой академии, где вскоре организовал физиологическую лабораторию — одну из первых в России. В 1871—1876 гг. — зав. кафедрой физиологии в Новороссийском ун-те (Одесса). В 1876— 1888 гг. С. вновь профессор Петербургского ун-та, где также организовал физиологическую лабораторию. Одновременно читал лекции на Высших женских (Бестужевских) курсах, одним из основателей которых он был. С 1889 г. — приват-доцент, с 1891 г. — профессор физиологии Московского ун-та. В 1901 г. вышел в отставку, но продолжал экспериментаторскую работу и преподавательскую деятельность на Пречистинских курсах для рабочих (1903—1904). Разработал новаторское учение о поведении живых существ, механизмах сознания и воли человека. Впервые изложенное в работе Рефлексы головного мозга (1863), оно доказывало, что все акты сознательной и бессознательной жизни рефлекторны по своему механизму. При этом рефлекс трактовался не как автоматический ответ нервных центров на внешний раздражитель, но как гибкое согласованное движение с выполняющим сигнальную роль чувствованием (от элементарных ощущений до сложных образов предметов, регулирующих поведение в окружающей среде). Экспериментальное изучение головного мозга привело С. к открытию центрального торможения (в дальнейшем получившего название сеченовское), т.е. задерживающего влияния одного из отделов мозга (его таламической области) на реакции организма. Это открытие повлекло за собой важные преобразования в представлениях о функциях нервной системы в психической деятельности. В физиологии оно стало отправным пунктом для разработки учения о динамике нервных процессов (возбуждения и торможения) и их интеграции в целостные динамические системы. В психологии оно позволило объяснить основу волевых актов, отличительная особенность которых заключалась в том, что человек способен противостоять нежелательным импульсам, тормозить их переход в действие. Центральное торможение стало также предпосылкой формирования понятия об интериоризации. В работах С. предвосхищалось понятие об обратной связи как непременном регуляторе поведения, утверждался принцип саморегуляции и системы организации нервно-психической деятельности. С. обосновал новый подход к функциям органов чувств, согласно которому работа рецептора составляет лишь сигнальную половину целостного механизма (анализатора); другую половину образует работа мышц. Сигналы мышечного чувства служат источником информации о пространственно-временных свойствах среды, являются основой элементарных форм мышления, из которых в процессе онтогенеза возникают высшие формы познавательной активности (включая математическое и философское знание) (Элементы мысли, 1878, 1903). Возникая во внешней деятельности, умственные операции благодаря механизму торможения преобразуются во внутрипсихические. Этот тип объяснения С. распространил на становление личности (человеческого Я). Ребенок,вырастая, интериоризирует образы людей, к-рые регулировали своими командами его действия в первую пору жизни. В соответствии с этими образами он строит представление о самом себе, как особом внутреннем центре активности. Подвергнув критике интроспекцио-низм, С. выдвинул программу построения новой психологии, опирающейся на объективный метод и принцип развития психики в реальных жизненных встречах организма со средой (Кому и как разрабатывать психологию?, 1873). Учение С. одним из первых в педагогике стал использовать К.Д. Ушинский при объяснении роли привычек (как капитала, который вкладывается в нервную систему). Идеи С. были восприняты И.П. Павловым, В. М. Бехтеревым, А.А. Ухтомским, Л.С. Выготским и их учениками, став основой объективного и системного анализа жизнедеятельности организма и его психических функций, а также став основополагающими для многих направлений отечественной психологии. Основные сочинения С: Избранные труды, М., 1935 Элементы мысли/ Сб. избр. статей. М.-Л., 1943; Избранные философские и психологические произведения , М., 1947; Избранные произведения , т. 1, М., 1952 Рефлексы головного мозга, М., 1952, 1961. М.Г. Ярошевский

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.

СЕЧЕНОВ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ

Сеченов Иван Михайлович - известный русский естествоиспытатель, «отец русской физиологии» и основоположник материалистической психологии в России. Сеченов положил начало экспериментальным физиологическим исследованиям центральной нервной системы, в частности - головного мозга, участвовал в создании рефлекторной теории психической деятельности животных и человека, фактически создал объективную психологию, заложил основы физиологии труда, возрастной физиологии и др. Он также сделал важный вклад в естественно-научное обоснование таких проблем психологии и материалистической гносеологии, как вопрос о природе чувственного отражения и его познавательной функции, о связи и переходе от чувственного отражения к мышлению и о природе мыслительных процессов, о роли предметной, практической деятельности в формировании образа и психических способностей Родился Иван Михайлович Сеченов 1(13) августа 1829 г. в селе Теплый стан Симбирской губернии (ныне село Сеченово Арзамасской области) в дворянской семье В 1848 г И.М. Сеченов окончил в Петербурге военное Инженерное училище, получив высшее инженерно-техническое образование, а затем поступил в 1850 г. на медицинский факультет Московского государственного университета На 3-м курсе он увлекся психологией, считавшейся тогда философской дисциплиной, и эта, по его словам, «московская страсть к философии» сыграла впоследствии важную роль в его работе. Окончив университет, он отправился в Германию в лаборатории Гельм-гольца, Людвига, Дюбуа-Реймона и др. Вернувшись в 1860 г. на родину, Сеченов создал в Петербургской медико-хирургической академии первую русскую физиологическую школу, имевшую поначалу физико-химическое направление. Позже, в 1870 г., Сеченов покинул академию и до 1876 г. заведовал кафедрой физиологии Новороссийского университета. В то время когда Сеченов работал в медико-хирургической академии, для него самым важным было доказать на опыте, что воля, веками считавшаяся исходящей от души силой, производится «маленьким кусочком мозгового вещества». В накаленной атмосфере споров о душе Сеченов приступает к экспериментам над мозгом, в ходе которых открывает так называемые тормозные центры, раздражение которых задерживает двигательную активность. Это было великим открытием. Как свидетельствовал сеченовский эксперимент, самый верный признак волевого поведения - умение противостоять раздражителям, задерживать нежелательные импульсы. И все эти признаки зависят от деятельности головного мозга. Этому открытию и была посвящена статья Сеченова «Рефлексы головного мозга» (вышедшая в «Современнике» в 1863 г.). Идеи сеченовского трактата разошлись далеко по русской земле: какая-то купчиха в Красноярске говорила ссыльному Пантелееву о петербургском профессоре Сеченове, который доказывает, что души нет, а существуют одни только рефлексы. А слово «рефлекс» имело в ту пору единственный смысл, механическая реакция, подобная движению ножки лягушки при раздражении ее кислотой. В понимании простого народа приравнять человека с его «тонкой душой» и свободной волей к этой лягушке, на которой Сеченов делал свои опыты, казалось кощунством. Известно также, что труд Сеченова «Рефлексы головного мозга» подвергся «судебному преследованию со стороны Главного управление по делам печати царской России как книга, ведущая «к развращению нравов». Приказ об аресте сеченовской книги последовал сразу же после того, как студент Дмитрий Каракозов стрелял в императора Александра II Сам Сеченов в полицейских донесениях был назван «главным теоретиком в нигилистическом кружке». В книге просматривалась близость Сеченова к революционно-демократической интеллигенции (дружба с Чернышевским), что и послужило причиной для возникновения разных слухов. По одному из них, Сеченов являлся прототипом доктора Кирсанова - одного из героев романа Чернышевского «Что делать?». Сеченов начал строить свою психологическую систему, основываясь на понятии «рефлекса». Он делает набросок «мозговой машины», понимая под ней не простое передаточное устройство внешнего раздражителя на движение, а механизм, снабженный несколькими центральными придатками (всего их - четыре), от действия которых и зависит конечный эффект внешнего импульса. Эта «машина», по Сеченову, способна объяснить основные свойства человеческого поведения. Безусловно, эта модель Сеченова была заметно откорректирована впоследствии, но главное было сделано - намечен новый естественно-научный способ объяснения психических актов, выступивших как действия «мозговой машины», а не бессубстратной души. Сеченов надеялся, что благодаря научным представлениям о мозге удастся «создать» людей-«рыцарей», которые обязательно будут совершать только высоконравственные поступки с неотвратимостью зрачкового рефлекса на свет. Это была «сциентистская» иллюзия, которая отражала социальный смысл экспериментов Сеченова над мозгом. После первого психологического трактата Сеченов опубликовал «Физиологию нервной системы» (1866) и «Физиологию органов чувств» (1867) Последняя работу направляла мысль Сеченова непосредственно в область психологии, где на рубеже 70-х гг. XIX столетия происходили события, которые привели к независимости этой науки и от философии, и от физиологии. Против Сеченова выступил профессор-юрист К. Д. Кавелин в книге «Задачи психологии», отвечая на которую Сеченов наметил свой план построения психологии как опытной науки в статье «Кому и как разрабатывать психологию». Кавелин вместе с другими противниками Сеченова истолковывал его позицию так, словно он лишает психологию самостоятельности, превращая ее в придаток физиологии. Сам Сеченов за основу своей программы принял постулат о «родственности» психического и физиологического «по способу происхождения», т.е. по механизму совершения. Такая ориентация дала психологии ее основную аксиому, которую Сеченов сформулировал так «Мысль о психическом акте как процессе, движении, имеющем определенное начало, течение и конец, должна быть удержана как основная». Содержание же психологии составляет ряд учений «о происхождении (протекании процесса) психических деятельностей». По этой схеме Сеченова, психический акт, подобно нервному, имеет наряду с центральной фазой начальную и конечную, непосредственно соединяющие его с внешней средой. Триединый психический акт, по мнению Сеченова, принципиально неразделим. Это значит, что предметом психологического исследования должен быть процесс, развертывающийся не в сознании (в сфере бессознательного), а в объективной системе отношений, т.е. процесс поведения, начальную фазу которого составляют внешние влияния (эта идея является исходной для материалистических теорий). Главными психическими элементами являются чувствование и действие, а принципом построения поведения - согласование действия с выполняющим сигнальную роль чувствованием, которое трактуется как одна из разновидностей сигнала. Понятие о чувствовании становится в ряд с другими автоматическими регуляторами. А связь осуществляется так: мозг получает сигналы не только от внешних предметов, но и от мышечной системы, в результате чего и строится поведение. В работах «Кому и как разрабатывать психологию» и «Элементы мысли» Сеченов поставил перед собой задачу проследить развитие сложных психических форм из элементарных. В своей программе преобразования психологии в самостоятельную опытную науку Сеченов возлагал главные надежды на объективный метод - наблюдения за генезисом и эволюцией индивидуального поведения. Но он не смог преобразовать свою теоретическую модель в экспериментальную программу, в чем заключалась слабая сторона его плана разработки психологии (этим занялись его последователи Павлов, Бехтерев и др.). Объективная психология представлялась Сеченову следующим образом: им был осуществлен переворот, состоящий в радикальном перемещении отправного пункта анализа непосредственно с данных феноменов сознания, веками считавшихся первой реальностью, на объективное, психически регулируемое поведение, познаваемое, подобно другим явлениям науки, только опосредованно. Первичными для Сеченова являлись взаимодействия организма и среды, а психические продукты - производными от них. Однако методологические ресурсы сеченовской программы были ограничены: сознание человека непостижимо вне влияния социальных факторов. Сеченов же знал только один вид детерминации - биопсихический. Поэтому бесперспективность его замыслов ограничивалась пределами сигнально-психической регуляции поведения организма. В целом Сеченов следовал традициям материалистической психологии и философии, основанных на естественно-научной, биологической мысли. Психологическая программа Сеченова базировалась на дарвиновской модели организма как системы, неотделимой от среды и активно адаптирующейся к ней. Умер Иван Михайлович Сеченов в 1905 г. на 76-м году жизни, оставив после себя колоссальное наследие в области психологии и медицины и множество учеников. Из его школы вышли В.П. Пашутин, А.Ф. Самойлов, И.Р. Тарханов и другие. На родине Сеченову воздвигнут памятник, а в 1955 г. имя Сеченова присвоено Московскому медицинскому институту.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: 100 великих психологов