Руссо Жан Жак

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

РУССО ЖАН-ЖАК
1712-1778) Французский философ-демократ, основатель теории свободного воспитания. Основные работы: «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению нравов», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Юлия, или Новая Элоиза», «Эмиль, или О воспитании», «Рассуждение об управлении Польшей и о ее предполагаемой реформе...» и др. Выступал за естественное, или природосообразное, воспитание, т.е. соответствующее особенностям детей и близкое к природе. Поскольку главным естественным правом человека является свобода, воспитание должно быть свободным, не стесняющим ребенка, не мешающим его естественному развитию. Отсюда – взгляды на дисциплину как на необходимость подчиняться законам природы и его метод естественных последствий, заменяющий наказания (воспитанник сам исправляет нанесенный им ущерб). Своеобразна предложенная им возрастная периодизация с четко определенными задачами воспитания на каждом этапе. Женщина, по его мнению, должна воспитываться дома.

Источник: Психолого-педагогический словарь, фрагмент

РУССО (Rousseau) Жан-Жак

(1712— 1778) — французский мыслитель, представитель французского Просвещения, реформатор педагогики, писатель. Родился в семье часовщика, рано лишился матери. Отданный для обучения граверному ремеслу, не захотел этим заниматься и в 16 лет ушел из Женевы, скитался по стране, был бродячим музыкантом, лакеем, домашним учителем, переписчиком нот. Систематического образования не получил, но самостоятельно познакомился с философией. Писал работы по музыкальной эстетике, сочинял оперы, музыкальные комедии и романсы. В 1741 г. Руссо приехал в Париж, где познакомился с Д. Дидро, затем — с ДстиАламбером, П. Гольбахом, по приглашению Д. Дидро принял участие в создании Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел (1751—1780), где вел отдел музыки и для которой написал ряд статей. В 1750 г. вышла его работа, привлекшая к нему общественное внимание, Рассуждения о науках и искусствах, где доказывал, что развитие наук и искусств не способствует улучшению нравов, а ухудшает их. Затем вышли его Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми (1755) и Юлия, или Новая Элоиза (1761), где он выступил с политическими обличениями социального неравенства. Его книга Эмиль, или О воспитании(1764) за религиозное вольнодумство была приговорена к сожжению, а сам он из-за преследования властей вынужден был покинуть Францию и перебраться в Швейцарию, где жил в Женеве, Берне и Невшателе, но и здесь его преследования по политическим соображениям не кончились. В это время происходит его разрыв с просветителями и обостряется полемика с Ф. Вольтером. С 1766 г. по 1767 г. Р. искал прибежища в Англии, куда его пригласил Д. Юм но, рассорившись с ним, вернулся во Францию. С 1770 г. он — в Париже. В это время он писал мемуары и вел достаточно уединенный образ жизни, зарабатывая на хлеб переписыванием нот. После смерти его прах, по решению Законодательного собрания, в 1791 г. был перенесен в Париж. Мировоззрение Р. основывалось на агностицизме: он исключал возможность рационального познания сущностей материи и сознания из-за того, что разум ведет к заблуждению. Достоверно лишь то, что дано в чувственном познании, и существовать для человека означает прежде всего чувствовать. В основе всего лежит врожденное чувство справедливости, конкретные эмоции являются его отзвуком. Над эмоциями надстраиваются и благоразумие, и разум. Человек имеет смертное тело и бессмертную душу. Руссо был сторонник деизма — если Бог не понимаем на уровне логики, он все же возможен как факт личного чувственного переживания: насущно необходимо живое участие Бога в жизни человека. Свое религиозное миропонимание он описал в Исповедании веры савой-ского викария, вставленного в роман Эмиль, или о воспитании. Р. — один из теоретиков концепции общественного договора, в соответствии с которым возникновение общества трактуется как акт передачи индивидом своих прав политическому организму. Утвердил новое литературное направление сентиментализма и возродил к жизни литературную традицию исповедей. Дал развернутую феноменологию отчуждения: в Прогулках одинокого мечтателя (1776) психологически очень точно описал эмоциональные состояния, присущие одиночеству. Благодаря всему этому привлек внимание к проблеме психологии переживаний и серьезно повлиял на экзистенциалистскую философию и психологию. Дал свое понимание роли искусства. Искусство, под которым Р. понимал прежде всего аристократическое искусство, ведет к деградации общественных нравов, но если оно станет верным природе, будет воспроизводить жизнь во всей ее естественности, то сможет служить возрождению нравственности. Противопоставлял испорченности и моральной развращенности культурных наций простой и чистый нрав народов, находящихся на патриархальных ступенях развития (отсюда его призыв Назад, к природе!). По своим педагогическим взглядам противостоял официальной педагогике, отвечавшей требованиям феодальной культуры. Исходил из постулата о том, что все дети появляются на свет без пороков, но общество, где царит произвол и неравенство, подавляет их лучшие устремления. В силу этого воспитание детей необходимо проводить вдали от общества, на лоне природы. Воспитание и общение детей с природой нужно, чтобы пробудить в них дремлющие до этого моральные чувства, прежде всего доброту. Исходя из сенсуалистической гносеологии, рекомендовал, чтобы ребенок шел к теоретическим знаниям от наглядных фактов действительности. Воспитатель же должен возможно полнее учитывать естественные склонности и способности детей. Труды Р. в рус. пер.: Исповедание, ч. 1-2, М., 1797; Собр. соч. Теории воспитания, СПб., 1866; О причинах неравенства, СПб., 1907; Избранные соч., т. 1-3, М., 1961; Юлия, или Новая Элоиза, М.,1968; Трактаты, М.,1969; Педагогические сочинения, т. 1-2, М., 1981. И. М. Кондаков

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005