Роршах Герман РОСТОКИНСКИЙ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ

Россолимо Григорий Иванович

Найдено 4 описания персоны Россолимо Григорий Иванович

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Россолимо Григорий Иванович

1860 – 1928) — русский невролог и психолог. Разработал систему комплексной психологической диагностики, которая позволяла анализировать индивидуальные особенности внимания, восприимчивости, воли, запоминания, воображения. На основе количественной выраженности этих психических процессов, их „силы“, строился психологический профиль личности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Россолимо Григорий Иванович

(1860 - 1928) - русский невролог и психолог.

Биография. Профессор Московского университета. Один из основателей Общества невропатологов и психиатров и "Журнала невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова".

Исследования. Разработал систему комплексной психологической диагностики, которая позволяла анализировать индивидуальные особенности различных психических процессов. Всего им выделялось одиннадцать процессов: внимание, воля, точность и прочность восприимчивости, зрительная память, память на речь, память на числа, осмысление, комбинаторные способности, сметливость, воображение, наблюдательность. На основе их количественной выраженности ("силы") по десятибалльной шкале строился психологический профиль личности.

Сочинения. Психологические профили. Метод количественного исследования психических процессов в нормальном и патологическом состояниях. 1910;

Психологические профили дефектных учащихся. 1914

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

РОССОЛИМО Григорий Иванович

(1860–1928) – невропатолог и психоневролог. Окончил медицинский факультет Московского университета (1884). С 1889 г. приватдоцент, с 1890 г. зав. клиникой нервных болезней Московского университета. В 1911 г. вышел в отставку в знак протеста против реакционных мер министерства просвещения. На собственные средства основал и содержал (1911–1917) Институт детской неврологии и психологии, который после 1917 г. передал в дар Московскому университету (впоследствии первая в Европе клиника нервных болезней детского возраста). С 1917 г. профессор МГУ, зав. кафедрой нервных болезней. Один из организаторов и редакторов «Журнала невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова» (1910), один из основателей Общества невропатологов и психиатров.

Труды Россолимо охватывают широкий круг вопросов неврологии, дефектологии и патопсихологии. Предложил ряд приборов для объективного исследования функций нервной системы, описал особый симптом (пальцевый рефлекс ноги), указывающий на поражение двигательного пути головного и спинного мозга, одним из первых стал применять хирургические методы лечения. Широкую известность имели предложенные им в 1910 г. методы количественного исследования психических функций, так называемые психологические профили Россолимо – серии индивидуально и фронтально предъявляемых задач на «осмысливание», «восприимчивость», «запоминание», «воображение», «внушаемость» и т. д., оценки за которые выводятся в зависимости от количества задач, решенных за определенное время. На основе полученных данных Россолимо вычерчивал специальный график («профиль»), который, по его мнению, фиксировал психологические черты ребенка. Представления о «психических функциях», возможности их количественного выражения, из которых исходил Россолимо, не соответствуют теоретическому уровню современной психологии и, повидимому, не отражают существа того или иного дефекта. Однако работы Россолимо имели большое значение для развития патопсихологии и детской психологии, понимания эмоций, привычек и характера ребенка, в том числе «критических фаз» в его развитии.

Соч.: Психологические профили. – 2е изд. – М., 1917; План исследования детской души. – 3е изд. – М., 1922.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Дефектология. Словарь-справочник

РОССОЛИМО Григорий Иванович

(1860—1928) — российский невропатолог, психоневролог, психиатр, один из создателей экспериментального направления в отечественной психологии. Один из организаторов и председатель Московского общества невропатологов и психиатров (1890). Соред. Журнала невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова (1901). Ученик А.Я. Кожевникова. Сокурсник и близкий друг А. П. Чехова. Образование получил в классической Одесской гимназии, затем обучался на медицинском фак-те Московского ун-та, который окончил в 1884 г. В 1887 г. защитил докт. дис. и в 1890 г. возглавил клинику нервных болезней при клинике внутренних болезней А.А. Остроумова. В 1911 г. вышел в отставку в знак протеста против реакционной деятельности министра просвещения Л.А. Кассо. На собственные средства основал и содержал первую в России клинику нервных болезней детского возраста (1911—1917). После революции передал ее в дар Московскому ун-ту. С 1917 Р. — профессор кафедры нервных болезней 1-го МГУ, директор клиники и Неврологического ин-та им. А.Я. Кожевникова. Основные научные труды связаны с анатомией и физиологией НС. Занимался исследованием проблем возрастной и экспериментальной психологии, нейропсихологии и патопсихологии. Исследуя возрастные особенности детей, стремился проникнуть в сущность их поведения (К вопросу о душевных катастрофах в юношеском возра-сте/Педагогическое общество. 1903; Дурные привычки у детей и борьба с ними/там же, 1902 и др. ). Разработал программу наблюдений за детьми: План исследования детской души, в соответствии с которой детская личность изучалась как со стороны психики и поведения, так и со стороны соматики и нервной системы. Прослеживал связь характера изменения психических функций личности с нервными заболеваниями и другими нарушениями и отклонениями в поведении. Для получения целостной наглядной картины разработал метод Психологического профиля. В соответствии с программой исследовались 22 психические функции личности (11 по сокращенному варианту программы), которые подразделялись на три группы: А) внимание и воля; В) память и восприятие; С) мышление, комбинаторные способности, сообразительность и наблюдательность. Результаты эксперимента заносились на график в виде точек, при соединении которых получалась кривая — психологический профиль личности. Вычислялся общий уровень развития психических функций, а также качественный анализ полученного профиля из соотношения внимания, воли, памяти и мышления. Для детей младшего школьного возраста был разработал Краткий метод , для детей дошкольного возраста была создана особая система заданий: Метод элементарных представлений. Р. одним из первых поставил вопрос о развитии, воспитании и обучении больных и умственно-отсталых детей, их профессиональной пригодности. Обосновал важность психологического образования педагогов и врачей. К основным трудам Р. относятся: План исследования детской души в здоровом и болезненном состоянии, 1909; Методика психологических профилей / Современая психиатрия, 1910; Общая характеристика психологических профилей , 1910; Краткий метод исследования умственной отсталости, 1914; Психологические профили дефективных детей, 1914; Психологические профили. Количественное исследование психических процессов в нормальных и патологических состояниях. Методика, 1917; Курс нервных болезней, М.-Л., 2-е изд., 1927. Н.А. Даниличева, Л.А. Карпенко

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.