РЕШЕТОВА Зоя Алексеевна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

РЕШЕТОВА ЗОЯ АЛЕКСЕЕВНА
(р. 1918)-психолог, специалист в области педагогической психологии. Основные темы научных исследований: психология обучения, включая закономерности ориентировочной деятельности в процессе усвоения знаний и умений, развитие теоретического мышления.
Соч.:Психологические основы профессионального обучения. М., 1985.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

РЕШЕТОВА Зоя Алексеевна

(р. 1918) — российский психолог, специалист в области педагогической психологии. Д-р психологических наук (1988), профессор (1993). Награждена: серебряной медалью ВДНХ и дипломом 2-й степени (за тренажерный комплекс) и рядом др. наград. Участник ВОВ, награждена орденом Отечественной войны 2-й степени (1985) и 11-ю медалями. Окончила психологическое отделение философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова (1950). С 1954 г. работает в МГУ. В 1992-1995 гг. -профессор кафедры педагогической психологии и педагогики фак-та психологии МГУ. С 1995 г. — профессор Учебного центра по переподготовке работников системы образования при МГУ. Основное направлением исследований Р. связано с психологическим анализом учебного процесса в русле идей теории деятельности в психологии (А.Н. Леонтьев) и выводами П.Я. Гальперина о роли содержания и формы усвоения ориентировочной основы действия в его формировании и параметрах функционирования. Выявлены и исследованы функции, стадии и закономерности формирования ориентировочной деятельности (как деятельности психической) в процессе усвоения знаний и умений на материале трудовой деятельности. По результатам исследований была защищена канд. дис: Роль ориентировочной деятельности в двигательном навыке (1954). Дальнейшие исследования были посвящены разработке психологических оснований профессионального обучения и были обобщены в докт. дис: Психологические основы профессионального обучения (1988). В работе рассматривались психологические проблемы фунда-ментализации образования, политехнизации трудового обучения, профессиональной подготовки специалистов широкого профиля, предлагались пути их решения. Другое направление исследований Р. было связано с построением учебных программ в русле системной методологии. Учебный предмет (научная или научно-техническая дисциплина любого профиля), содержание учебного материала и способ его преподавания конструировались на основе предварительно выявленных структурно-функциональных составляющих предмета усвоения, как объекта системной природы. Системный подход позволяет учащимся осваивать учебную дисциплину на высшем уровне обобщения. Высокая эффективность такого способа обучения проявляется в успешном решении задач проблемного, эвристического типа. Таким образом, формируется новая модель обучения, при которой учащиеся не просто осваивают некоторую сумму знаний и умений, но и продвигаются в своем интеллектуальном развитии. Системная ориентация в построении учебных дисциплин была реализована применительно к вузовским курсам теории вероятностей, общей химии; для профтехучилищ применительно к технической механике, станочной обработке металлов резанием; для общеобразовательных школьных курсов иностранного языка, русского языка и др. Р. автор книг: Психологические проблемы профессионального обучения/в соавт., 1979; Психологические основы профессионального обучения, 1985; Формирование системного мышления в обучении, 2002. О. Г. Носкова

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005