Равив АмирамРадо Шандор

Равич-Щербо Инна Владимировна

Найдено 2 описания персоны Равич-Щербо Инна Владимировна

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Равич-Щербо Инна Владимировна

(род. 21.04.1927, Воронеж) - отечественный психогенетик.

Биография. В 1950 г. окончила психологическое отделение философского факультета МГУ, училась в аспирантуре Института психологии АПН РСФСР. В 1953 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему "Исследование типологических различий по подвижности нервных процессов в зрительном анализаторе". Работала в лаборатории типологических различий. Ученица Б.М.Теплова. С 1972 - руководитель лаборатории генетической психофизиологии.

Исследования. Является одним из инициаторов возрождения в России психогенетических исследований. Занималась проблемами генетического анализа электрофизиологических реакций, индивидуальных особенностей когнитивной сферы человека. В основе ее исследований лежит положение о том, что генотип может влиять на поведение только через его формально-динамические параметры. В соответствии с этим, одна и та же функция может реализовываться при помощи разных психологических и нейрофизиологических механизмов, имеющих разные генетические связи.

Сочинения. (Ред.) Проблемы генетической психофизиологии. 1978 (совм. с Б.Ф.Ломовым);

(Ред.) Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. М.: Педагогика, 1988

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

РАВИЧ-ЩЕРБО Инна Владимировна

(1927—2004) — российский психолог, специалист в области дифференциальной психологии, психогенетики и генетической психофизиологии нормальных признаков. Ученица Б.М. Теплова и А.Н. Леонтьева. Канд. психологических наук (1953). Была зам. председателя оргкомитета XVIII Международного конгресса психологов (Москва, 1966). Чл. президиума Центрального совета ОП СССР (1990). Чл. Научного Совета по комплексному изучению проблем человека при Президиуме АН СССР (1988). Награждена медалью К.Д. Ушин-ского (1997), лауреат премии Правительства РФ в области образования за цикл работ Психогенетика как область науки и дисциплины в высшей школе в составе других участников проекта (1999). В 1950 г. окончила психологическое отделение философского фак-та МГУ и поступила в аспирантуру Института психологии АПН РСФСР. В 1953 г. защитила канд. дис: Исследование типологических различий по подвижности нервных процессов в зрительном анализаторе и была принята м.н.с. в лабораторию Типов высшей нервной деятельности НИИ психологии АПН РСФСР. Вся дальнейшая профессиональная деятельность Р.-Щ. связана с этим институтом. С 1961 г. она— с.н.с. лаборатории Психофизиологии. В 1972 г. возглавила лабораторию Генетической психофизиологии НИИ ОиПП АПН СССР, переименованную в 1986 г. в лабораторию Генетической психофизиологии и развития индивидуальности. В этот период работала над докт. дис: Роль наследственности и среды в формировании индивидуальных особенностей человека, которая не была завершена. С 1990 г. — зав. лаб. Психогенетики и развития индивидуальности. В 1992 г. НИИ ОиПП был реорганизован в Психологический институт РАО и Р.-Щ. возглавила лабораторию Возрастной психогенетики. С 1993 г. и по настоящее время — гл.н.с. этой лаборатории. Являясь одним из инициаторов возрождения в России психогенетических исследований, занималась проблемами генетического анализа электрофизиологических реакций и индивидуальных особенностей когнитивной сферы человека. В основе ее исследований лежит положение о том, что генотип может влиять на поведение только через его формально-динамические параметры. В соответствии с этим одна и та же функция может реали-зовываться при помощи разных психологических и нейрофизиологических механизмов, имеющих разные генетические связи. Исследования Р.-Щ. положили начало новой для отечественной психологии области психогенетики, в которой изучается соотношение наследственности и среды в формировании психофизиологических и психологических индивидуальных особенностей человека. Результаты этой работы, отраженные в многочисленных публикациях (около 100), получили широкое признание в нашей стране и за рубежом. Основные теоретические положения вошли в хрестоматию Психология индивидуальных различий, М., 1982. Ею разработаны и читаются курсы лекций по психогенетике в МГУ им. М.В. Ломоносова, РГГУ и др. вузах. Она ред. и соавт. учебника Психогенетика, М., 1999, а также трудов: Проблемы генетической психофизиологии, М., 1978 (ред. совм. с Б.Ф. Ломовым); Естественнонаучные основы психологии/ред. тома., М., 1978; Проблемы дифференциальной психофизиологии/ред., М., 1981; Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека/ред. М.: Педагогика, 1988; Л.А. Карпенко, ИМ. Кондаков

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.