Пуркине Ян Эвангелиста Пушкина Мария Александровна

Пушкин Вениамин Ноевич

Найдено 2 описания персоны Пушкин Вениамин Ноевич

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Пушкин Вениамин Ноевич

(6.08.1931 - 21.10.1979) - отечественный психолог.

Биография. В 1956 г. окончил психологическое отделение философского факультета МГУ. Работал в ВНИИЖГе над проблемами диспетчерского труда на железнодорожном транспорте. В дальнейшем работал в Институте общей и педагогической психологии, здесь в 1967 г. организовал лабораторию эвристики, которой заведовал до последних дней жизни. Доктор психологических наук, профессор.

Исследования. Занимался проблемами инженерной психологии и психологии труда. Автор концепции оперативного мышления, в которой процесс мышления рассматривался на личностном, операторном, нейропсихологическом, психофизиологическом, психоэнергетическом уровнях. Пришел к выводу о роли обобщения в процессах интеллектуальной активности. Проводил новаторские эксперименты, связанные с парапсихологическими феноменами.

Сочинения. Оперативное мышление в больших системах. 1965;

Эвристика - наука о творческом мышлении. 1967;

Психология и кибернетика. 1971;

Мышление и автоматы. 1972 (совм. с Д.А.Поспеловым);

Психологические возможности человека. 1972;

Парапсихология и современное состояние естествознания. 1989 (совм. с А.П.Дубровым)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

ПУШКИН Вениамин Ноевич

(1931-1979) — российский психолог, специалист в области психологии труда, психологии мышления и творчества, связи психологии и кибернетики, теории и философии психологии. Автор концепции оперативного мышления, метода ситуационного управления. Д-р психологических наук (1967), профессор (1972). Занимал пост председателя комиссии по моделированию психики Совета по кибернетике АН СССР. Награжден медалью За доблестный труд (1970). Образование получил в МГУ им. М.В. Ломоносова, окончив психологическое отделение философского фак-та (1956). В 1967 защитил докт. дис: Философское содержание проблемы надежности кибернетических систем и в этом же году возглавил в НИИ ОиПП АПН СССР лабораторию эвристики, где под его руководством разрабатывались проблемы творческого мышления. Первые исследования П. были посвящены инженерной психологии и психологии труда. Он занимался экспериментальной и теоретической разработкой проблем психологии диспетчерского труда, исследованием готовности к экстренному действию на железнодорожном транспорте, разработал концепцию оперативного мышления человека, осуществлял поиск в области методов изучения мышления (Оперативное мышление в больших системах, М.-Л., 1965; Железнодорожная психология, в соавт. с Л. С. Нерсесяном, 1972). Модифицированную методику изучения оперативного мышления П. использовал при выявлении психологической подготовленности спортсменов и подборе кадров в ряде операторских профессий. Другое направление его исследований было связано с проблемами управления. П. предложил новый подход к автоматизации процессов управления, реализация которого открыла возможности для создания эффективного (как в техническом, так и в экономическом отношении) метода ситуационного управления (Человек и автомат, в соавт. с B.C. Згурским, М., 1963). С его помощью были автоматизированы процессы принятия решений в больших системах двадцати типов (морские порты, аэропорты, нефтяные промыслы, автохозяйства и т.д.), а также разработан принцип быстрого извлечения информации из большого информационного хранилища. П. теоретически доказал, что метод ситуационного управления может быть использован в программированном обучении, кибернетике, при создании новых способов моделирования мыслительной деятельности, конструировании специальной обучающей техники (Эвристика и кибернетика, М., 1964). Им были намечены пути развития психолого-кибернетических исследований, направленных на создание активных кибернетических систем, способных самостоятельно формировать цели. (Психология и кибернетика, М., 1971; Мышление и автоматы, в соавт. с Д. А. Поспеловым, 1972). На основе принципа системности и саморегуляции интеллектуальных процессов П. стремился рассмотреть природу творческого мышления, его механизмы, найти наиболее адекватные методы исследования, раскрывающие процесс мышления на разных уровнях: личностном, операторном, нейропсихоло-гическом, психофизиологическом, психоэнергетическом (Эвристика — наука о творческом мышлении, М., 1967). Прослеживал влияние направленности обучения на развитие мышления, возможность формирования его механизмов. В 1970-е гг. он приступил к исследованию проблем парапсихологии и психоэнергетической регуляции деятельности, выдвигая ряд идей, изменяющих традиционные представления о сущности психического, о психологических возможностях человека (Психологические возможности человека, М., 1972). Опираясь на материалистическое понимание отражения действительности, идеи В.И. Вернадского, А. Л. Чижевского, П. стремился объяснить происхождение и сущность психического, что нашло воплощение в исследовании психо-биофизических взаимодействий, природы кодирования и формирования образа на основе гипотезы волновой психофизики. Из признания единого фундамента жизни и психики, из понимания Вселенной как голографичес-кой и квантово-механической системы вытекало и определение психики, как содержащей в себе элементы голографии и имеющей квантово-волновую природу. П. говорил о существовании фундаментальных психических процессов, на языке которых осуществляется построение образов предметного мира. Таким языком он считал волновой язык, язык голограмм (Парапсихология и современное естествознание, в соавт. с А.П. Дубовым, М., 1989). П. автор большого числа научных трудов. Его монографии изданы в 18 странах мира на 13-ти языках. Г. В. Шавырина

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.