ПлатонПОДДЪЯКОВ Николай Николаевич

Платонов Константин Константинович

Найдено 3 описания персоны Платонов Константин Константинович

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Платонов Константин Константинович

7.07.1906 – 5.09.1984) — отечественный психолог. С 1925 г. работал в Украинском психоневрологическом институте по проблемам психологии личности, труда и социальной психологии. В 1930 г. проводил исследования профессий железнодорожного транспорта в Ленинградском институте мозга. С 1932 г. по 1934 г. — заведующий психофизиологических лабораторий сначала Горьковского автомобильного завода, в дальнейшем — Челябинского тракторного завода. С 1934 г. занимался проблемами авиационной психологии. Во время Великой Отечественной войны в составе 16 воздушной армии дошел до Берлина. В 1950 г. начал читать курс лекций по психологии труда на кафедре психологии МГУ (1950–1958). С 1960 г. он — сотрудник сектора психологии Института философии АН СССР, затем — вновь организованного Института психологии АН СССР. Доктор медицинских и психологических наук, заслуженный деятель науки РСФСР. Проводил новаторские исследования в области психологии труда. Разработал новые методы психологического анализа деятельности летчика, в частности создал самолет–лабораторию.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Платонов Константин Константинович

(7.07.1906 - 5.09.1984) - отечественный психолог.

Биография. С 1925 г. работал в Украинском психоневрологическом институте по проблемам психологии личности, труда и социальной психологии. В 1930 г. проводил исследования профессий железнодорожного транспорта в Ленинградском институте мозга. С 1932 г. по 1934 г. - заведующий психофизиологических лабораторий сначала Горьковского автомобильного завода, в дальнейшем - Челябинского тракторного завода. С 1934 г. занимался проблемами авиационной психологии. Во время Великой Отечественной войны в составе 16 воздушной армии дошел до Берлина. В 1950 г. начал читать курс лекций по психологии труда на кафедре психологии МГУ (1950-1958). С 1960 г. он - сотрудник сектора психологии Института философии АН СССР, затем - вновь организованного Института психологии АН СССР. Доктор медицинских и психологических наук, заслуженный деятель науки РСФСР.

Исследования. Проводил новаторские исследования в области психологии труда. Разработал новые методы психологического анализа деятельности летчика, в частности создал самолет-лабораторию.

Сочинения. Очерк психологии для летчиков. 1948 (совм. с Л.М.Шварцем);

Человек в полете. 1957;

Психология летного дела. 1960;

Вопросы психологии труда. 1962;

Авиационная психология. 1963;

О системе психологии. М., 1972;

Проблемы способностей. 1972;

(Ред.) Краткий психологический словарь-хрестоматия. М., 1974

Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

ПЛАТОНОВ Константин Константинович

(1906—1984) — российский психолог, врач, специалист в области психологии труда, военной и медицинской психологии, социальной психологии и психологии личности. Сын К.И. Платонова— известного врача-невропатолога, внесшего большой вклад в разработку методов внушения и гипноза, ученика и сподвижника В.М. Бехтерева. Д-р медицинских (1954) и д-р психологических наук, профессор (1954). Заслуженный деятель науки РСФСР. Окончил Харьковский медицинский ин-т и экстерном — биологический фак-т Харьковского ин-та народного образования (1929). Профессиональную деятельность начал в Харьковском ин-те распространения естествознания, затем в Украинском психоневрологическом ин-те (с 1925), где проводил первые научные исследования и издал учебное пособие по биологии для педагогических вузов. В 1930-е гг. включается в психотехническое движение, создает и возглавляет комплексные психотехнические лаборатории на Горьковском автомобильном и Челябинском тракторном заводах, разрабатывает пути и приемы повышения производительности труда рабочих, проводит психологический анализ профессий, осуществляя практическое решение проблем профотбора, оздоровления труда, трав-362 матизма, работоспособности, усовершенствования рабочих мест и т.п. С середины 30-х гг. начинает заниматься психологическими исследованиями в области авиации, посвятив этому более 20 лет (1935—1959). Работает в Научно-исследовательском санитарном ин-те (впоследствии Институт авиационной медицины). В годы ВОВ П. был заместителем флагманского врача армии, возглавлял военно-врачебную летную комиссию 1-го Белорусского фронта. В послевоенные годы занимает должность начальника филиала Института авиационной медицины в Качинской авиашколе. Здесь под его руководством был создан самолет-лаборатория для исследования летных навыков, совместно с Л.М. Шварцем подготовлено одно из первых учебных пособий по психологии летной деятельности (Очерки психологии для летчиков, 1948). Результаты дальнейших исследований были опубликованы в монографиях и учебных пособиях (Психология летного труда, 1960; Авиационная психология, 1963). В 1960 г. П. — сотрудник сектора психологии Института философии АН СССР, где разворачивает исследования по психологии труда (Вопросы психологии труда, 1962,1970), профтехобразованию, военной и медицинской психология. С 1972 г. и до последних дней жизни П. трудился в Институте психологии АН СССР, уделяя основное внимание проблемам психологии личности, социальной психологии, психологии религии, методолого-теоретическим основаниям психологии. Исследует систему психологической науки с позиций отражательной природы психики, ее активного формирования в деятельности (Система психологии и теория отражения, 1982; О системе психологии, 1972; Краткий словарь психологических понятий, 1981). Исследуя концептуальную структуру и язык психологии, выделил категории двух уровней: общепсихологические (психическое отражение, психические явления, сознание, личность, деятельность, развитие психики) и частные, логическое соподчинение которых выступает основанием их систематизации. В качестве исходной определял категорию взаимодействия, через которую, по мнению П., объединяются в единое целое теория отражения и системный подход. Центральное место в анализе системы психологических категорий отводил категориям сознания и личности. Рассматривая структуру индивидуального сознания, включал в него самосознание, атрибуты и уровни ясности сознания, его виды. Структуру и развитие личности рассматривал с позиций структурно-генетического подхода, определяя личность как одну из сторон человека, носителя сознания. В качестве основных подструктур выделял направленность личности, опыт, особенности психических процессов, биопсихические свойства. На эти иерархически организованные уровни накладываются два интегральных личностных образования — характер и способности (Проблемы способностей, 1972). Исследования личности в подходе П. органически связаны с разработкой проблем коллектива (Личность и труд, 1965; Коллектив и личность, 1975). Коллектив определялся им как группа людей, объединенная общей деятельностью, конечная цель которой совпадает с целью общества. Предметом эмпирических исследований выступали различные внутригрупповые (внутриколлективные) процессы: соревновательные отношения, процессы коммуникации, социально-психологический климат коллектива и др. П. был в числе первых ученых, обратившихся в 60-е гг. к разработке проблем социальной психологии в нашей стране. Принимал участие в дискуссии о предмете социальной психологии (Что изучает общественная психология? , 1971), что обусловило его внимание к проблемам методологии социальной психологии. Известны также исследования П. в области истории развития отечественной психологии (истории авиационной психологии, психологии труда, психологии личности). П. — автор многих научных трудов и учебных пособий, а также ряда научно-популярных книг в области психологии (Занимательная психология, 1962, 1964,1986) и др. В.А. Кольцова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.