ПЕВЗНЕР Мария Семеновна
(1901–1991) – психиатр, доктор психологических наук (1960), профессор (1963). Окончила 2–1 Московский медицинский институт (1924). С 1931 г. научный сотрудник Экспериментальнодефектологического института (с 1943 г. НИИ дефектологии АПН РСФСР), в 1951–1960 гг. старший научный сотрудник, в 1960–1973 гг. зав. сектором клинического изучения аномальных детей, с 1973 г. профессорконсультант.
Автор трудов по проблемам комплексного психологопедагогического изучения аномальных детей, созданию клинической классификации олигофрении, задержки психически развития, проблемам сложных дефектов (сочетание олигофрении с сенсорными дефектами).
Соч.: Детипсихопаты и лечебнопедагогическая работа с ними. – М., 1941; Детиолигофрены. – М., 1959; Клиникогенетические исследования олигофрении. – М., 1972 (ред.); О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973 (совм. с Т.А. Власовой); Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности (вариант гидроцефалии). – М., 1982 (совм. с Л.И. Ростягайловой и Е.М. Мастюковой).
Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005
ПЕВЗНЕР Мария Семеновна
(1901-1989) — российский врач, психолог, де-фектолог. Канд. медицинских наук (1946), д-р педагогических наук (1960), профессор (1963). Закончила медицинский фак-т М ГУ (1924) и специальные курсы по детской неврологии (1925). С 1931 г. работала научным сотрудником в Экспериментальном дефектологическом ин-те. С 1960 по 1972 г. заведовала сектором клинического и нейрофизиологического изучения аномальных детей Института дефектологии АПН СССР, где под ее руководством разрабатывалось новое направление — генетическое изучение аномальных детей. Докт. дис. защитила на основании книги Дети-олигофрены (1959). С 1973 г. — научный консультант лаборатории. Профессиональная деятельность П. была связана с изучением аномальных детей. Исследовались проблемы патологии поведения детей, рассматривались возможности применения клинического метода для изучения аномального ребенка, была разработана классификация психопатий в детском возрасте (Дети-психопаты и лечебно-педагогическая работа с ними, 1941). Центральное место в исследованиях П. занимало изучение олигофрении: ее этиологии, патогенеза, определения эффективных методов и приемов лечебной и коррекционной работы с умственно отсталыми детьми (Принципы отбора детей во вспомогательные школы, 1956; Динамика развития детей — олигофренов , в соавт. с В.И. Лубовским, 1963; Генетическое направление в изучении проблем олигофрении, в соавт., 1965). Предметом анализа выступали также неуспевающие школьники младших классов. В 80-е гг. проводилось комплексное изучение детей-олигофренов в связи с наличием у них глубоких сенсорных дефектов (зрения, слуха) (Сб. тр.:Коррек-ционно-воспитательная работа с детьми при глубоких нарушениях зрения и слу-ха/статья, 1986). Совместно с сотрудниками института (Т.А. Власовой, В.И. Лу-бовским, Т.В. Розановой) П. были сформулированы основные теоретические положения комплексной клинико-гене-тической и психолого-педагогической диагностики аномалий. В.А. Сумарокова
Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005