ПЕТРОВСКИЙ Вадим Артурович

Найдено 1 определение
ПЕТРОВСКИЙ Вадим Артурович

(р. 1950) — российский психолог, специалист в области теории и методологии психологии, психологии личности, социальной психологии, психологии развития, психологического консультирования, математического моделирования личности. Автор идеи персонологии — науки личности и мультисубъектной теории личности. Д-р психологических наук (1994), чл.-кор. РАО (1995), профессор (1997). Награжден медалью К.Д. Ушинского (2001). Окончил физико-математическую школу при мехмате МГУ им. Ломоносова (1967) и фак-т психологии МГУ (1972). Профессиональную деятельность начал с работы в НИИ общих проблем воспитания АПН СССР (1971-1973). В 1974 г. поступил в аспирантуру Института психологии АПН СССР (1974-1976), защитив в 1977 г. канд. дис. Активность субъекта в условиях риска. Научную деятельность продолжил в НИИ проблем высшей школы (с.н.с, 1975—1979). С 1979 по 1980 г. — ст. преподаватель Института повышения квалификации высших педагогических кадров АПН СССР. С 1980 по 1984 г. продолжил научную работу в НИИ ОиПП АПН СССР и НИИ дошкольного воспитания ( 1984—1992). В 1987 г. по совместительству возглавил лабораторию ВНИК Школа, где руководил разработкой Концепции дошкольного воспитания, которая на конкурсной основе была утверждена Госкомитетом СССР по перестройке системы народного образования (1988). Концепция содержала в себе модель построения личност-но-ориентированного образовательного процесса и, в частности, личностно-ори-ентированной дидактики, трактующей цель образования как развитие самоценных форм активности ребенка (его познавательных, эмоциональных и волевых устремлений) во взаимоотношениях с природой , культурой, другими людьми, самим собой. С 1992 по 1996 г. П. зав. лабораторией Личностно-ориентиро-ванной дидактики Института педагогических инноваций РАО. С 1996 г. по настоящее время зав. лабораторией Персонологии развития Института дошкольного образования РАО. В этот период под его руководством продолжаются исследования, посвященные анализу взаимодействия детей и воспитывающих взрослых (Воспитателю о личностном общении, М.,1992, в соавт.; Построение развивающей среды в дошкольном учреждении, М., 1993, в соавт.; Учимся общаться с ребенком. Руководство для воспитателя детского сада, М., 1993, в соавт. и др.). Совместно с В.Г. Грязевой была разработана концепция творческой одаренности (как формы проявления активной неадаптивности) и экологии творчества (как системы условий адекватной персонализа-ции творчески одаренных индивидуумов) (Одаренные дети: экология творчества, Челябинск-Москва, 1993, в соавт.). Другая линия научных исследований П. связана с психологией личности (Психология неадаптивной активности, М.,1992; Личность: феномен субъектности, Ростов-на-Дону, 1993). В 1994 г. он защищает докт. дис: Феномен субъектности в психологии личности, основные положения которой были представлены в учебном пособии Личность в психологии: парадигма субъектности (Ростов-на-Дону, 1996). Результатом экспериментальных исследований всех этих лет было создание мультисубъектной теории личности, которая объединяет в себе четыре концепции: 1) двойственности самосознания, трактующая индивидуальное Я; 2) надситуатив-ной активности, трактующей надиндивиду-альное Я; персонализации, трактующей отраженное Я; 4) универсализации, трактующей трансиндивидуальное Я. В данной теории впервые выделен и критически проанализирован постулат сообразности (телеологический подход в психологии), сформулирован принцип неадаптивности, выдвинута идея полагания индивидом своего инобытия в других (идеальной представленности и продолженности) в качестве критерия существования личности, а также — идея неустранимости противоречия в системе Я в себе и для себя и Я в другом и для другого как источника динамики (развития и деструкции) личности. В рамках мультисубъектной теории были разработаны понятия активная неадаптивность, бескорыстный риск, избыточные возможности как источник активности, самотрансценден-ция, отраженная субъектность (инобытие индивида как личности), Я как причина себя, кольцо самоподражания, действенная групповая эмоциональная идентификация (соучаствование), Мое Я и Мое Ты и др.; предложена трансакт-ная модель интерпретации источников неадаптивной активности, концепция вхождения личности в новую социальную общность. В развитие идеи инобытия индивида как формы существования его личности совместно с А.В. Петровским была разработана идея потребности и способности персонализации, объясняющая чередование фаз динамики личности в онтогенезе. Феноменология само-трансценденции очерчена на основе предложенных П. методов виртуальной , отраженной и возвращенной субъектности, представленных многочисленными экспериментальными методиками (Экспериментальные методы исследования личности в коллективе/под ред. А.В. Петровского и В.А. Петровского., М., 1985). Третье направление исследований П. — теория и методология психологии. Совместно с А.В. Петровским им разработана категориальная система теоретической психологии — логический инструмент саморефлексии психологии: упорядочивания и связывания категорий, стихийно сложившихся в истории психологии (глава в книге А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского Теоретическая психология, М., 2001). В этом русле П. предложена идея персонологии — науки личности, объединяющей в себе фундаментальную и прикладную психологию личности. Персонология — это психологическая теория личности, предъявляющая свои конструкты и факты людям и рефлектирующая таким образом свое влияние на поведение и сознание людей. В последние годы П. разработал ряд моделей, описывающих сознание, самосознание и поведение личности (К построению алгебры когито, 1998; Трансактная модель рефлексивного выбора, 2001; Импульсная модель экзистенциального выбора, 2002). П. также автор монографий: Личностно-раз-вивающее взаимодействие, всоавт., Ростов-на-Дону, 1993; Воспитатели и дети: источники роста (отв. ред. и автор), М., 1994; Психология воспитания (отв. ред. и автор), М., 1994 и др. Л.А. Карпенко

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005