ПАНАСЮК Александр Юрьевич ПАНФЕРОВ Владимир Николаевич

ПАНОВ Виктор Иванович

Найдено 1 определение:

ПАНОВ Виктор Иванович

(р. 1945 г.) — российский психолог, специалист в области общей и экологической психологии, методологии психологии, психологии одаренности и развивающего образования. Создатель в системе экологической психологии направления экопсихоло-гии развития человека. Д-р психологических наук (1996), чл.-кор. РАО (2001), зам. директора Психологического института РАО (с 1992). Организатор и руководитель секции Экологическая психология при РПО (2000). Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 1998 г., награжден медалью К.Д. Ушин-ского (1999). После окончания школы (1963) и службы в армии (1964—1967) поступил в 1968 г. на работу в НИИ ОиПП АПН СССР (ныне ПИ РАО) и одновременно на вечернее отделение фак-та математики МГПИ им. В.И. Ленина, который окончил в 1973 г. Профессиональную исследовательскую деятельность начинал под руководством Д. А. Ошанина (1974), а затем А.И. Миракяна (1980). В 1983 г. защитил канд. дис: Взаимосвязь скорости и формы движущегося объекта в непосредственно-чувственном восприятии . В развитие подхода к психическому отражению как порождающему процессу, разрабатывал концепцию восприятия стабильности и движения объектов в процессе зрительного восприятия (Непосредственно-чувственное восприятие движения объектов, М., 1993), защитив на эту тему докт. дис: Непосредственно-чувственный уровень восприятия движения и стабильности объектов. В 1996 г. создал и возглавил лабораторию Экопсихологии развития. Изучение психологических и образовательных аспектов проблематики порождения процессов восприятия, экология детства, одаренности школьников привело П. к созданию нового направления исследований — изучению в системе экологической психологии проблем экопсихологии развития человека (его психических процессов, психических состояний и сознания), которые исследовались в социальных условиях разного вида: семейных, образовательных, информационных и т.д. В 1996 г. в Москве П. была организована и проведена первая (а в 2000 г. — вторая) Российская конференция по экологической психологии. По инициативе П. была организована секция Экологическая психология при РПО (2000), он был избран в Совет по экологическому образованию при Президиуме РАО. Анализ экопсихологических особенностей развития детей в образовательной среде разного типа позволил П. предложить новый подход к исследованию проблемы Одаренные дети, в котором одаренность рассматривается в качестве психического состояния и структуры сознания как системно развивающихся свойств психики ребенка. С 1997 г. П. — научный руководитель координационного совета федеральной целевой программы Одаренные дети Министерства общего и профессионального образования РФ. В рамках этой программы при участии П. была разработана Рабочая концепция одаренности (ред. В.Д. Шадриков), издано семь учебных пособий для учителей (Библиотека Одаренные дети, 1997— 1998 гг.). В настоящее время эта проблематика разрабатывается как Психодидактические и экопсихологические принципы развивающего образования. Применив основные положения экопсихологическо-го и онтологического подходов к проблеме психических состояний, П. разработал типологию и концептуальную модель изменения психических состояний как особой формы бытия, развивающейся во взаимодействии человека с окружающей средой, включая экстремальные ситуации. Апробация и внедрение экопсихологичес-кого подхода к развитию человека, в том числе одаренных детей, реализуется в лекционных курсах для студентов различных вузов и в системе повышения квалификации педагогов и психологов. П. также автор монографий: Основные направления экологической психологии, Смоленск, 2001; Введение в экологическую психологию , вып. 1, М., 2001. Л.А. Карпенко

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.