ОСТРОГРАДСКИЙ Александр Федорович

Найдено 1 определение
ОСТРОГРАДСКИЙ Александр Федорович

(1853–1907) – сурдопедагог. Педагогическую деятельность начал в Александровском кадетском корпусе, откуда в 1885 г. перешел в Петербургское училище глухих, хотя и не имел специальной сурдопедагогической подготовки. В 1886 г. командирован в Германию, где ознакомился с так называемым звуковым методом преподавания. В 1887 г. приступил к перестройке организационнометодической работы в Петербургском училище на основе принципов, изложенных им впоследствии в «Руководстве к первоначальному обучению глухонемых детей по звуковому способу» (1889). Добивался приближения организации учебной работы и содержания обучения глухих к содержанию обучения слышащих детей. Автор «Книжки по грамоте» – пособия по усвоению грамматического строя русского языка, а также других учебников и пособий, в частности «Рассказов из русской истории со статьями о жизни первобытных людей» (1900) – первого специального учебника по русской истории для глухих. В 1897 г. открыл курсы по подготовке сурдопедагогов, в 1898 г. организовал выпуск журнала «Листок по обучению по звуковому способу глухонемых, воспитанию и призрению их».

На основании исследований действия органов речи привел к важному выводу, что при несовершенстве органов речи на них можно воздействовать посредством специальных упражнений. На помощь ребенку в освоении звуков привлекались его руки и зеркало, что способствовало формированию восприятия речи на зрительной основе, а также за счет кинестезических и вибрационных ощущений. Эта система, однако, не способствовала общему умственном развитию глухих учащихся – подчинение постановки звуков обучению грамоте приводило к сужению круга знаний учащихся в начальный период обучения. В данной методике не придавалось также должного значения использованию сотаточного слуха у глухих детей.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005