ОРБЕЛИ ЛЕОН АБГАРОВИЧ ОСИПОВ Виктор Петрович

Осгуд Чарлз

Найдено 3 описания персоны Осгуд Чарлз

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Осгуд Чарлз | Osgood, Charles Egerton (1916-1991)

Экспериментальные исследования Осгуда были сконцентрированы на выяснении роли значения в контексте теории научения. В поисках инструмента для количественного измерения значения он разработал метод семантического дифференциала.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологическая энциклопедия

ОСГУД (Osgood) Чарльз

(1916, Соммервилль, Массачусетс - 1991, Шампейн, Иллинойс) - американский психолог.

Биография. В 1945 г. защитил докторскую диссертацию по философии в Йельском университете. Заслуженный профессор Иллинойского университета (1949), почетный член Американской психологической ассоциации.

Исследования. Занимался проблемами социальной психологии, психолингвистики. Развивал теорию смысла, в которой смысл понимался как свернутое воспроизведение реального поведения в отношении определенных предметов. На основе этой теории разработал метод семантического дифференциала.

Сочинения. Method and Theory in Experimental Psychology. 1953;

The Measurement of Meaning. 1957

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

ОСГУД (Osgood) Чарльз

(1916— 1991) — американский психолог, специалист в области экспериментальной психологии, социальной психологии, психологии личности, психолингвистики. Сторонник бихевиоризма, создатель методики семантического дифференциала. Д-р философии (1945), засл. профессор Иллиной-ского ун-та (1949). Научно-организационная деятельность О. была отмечена наградой АРА За выдающийся вклад в психологическую науку (1960). В 1963 г. он был избран Президентом АРА. Получил награду Курта Левина За вклад в решение социальных вопросов (1971). Был членом Национальной академии наук (с 1972) и почетным пожизненным членом Нью-Йоркской академии наук (с 1977). Образование получил вДартмутс-ком колледже (бакалавр, 1939), где заинтересовался психологией. Продолжил образование в Йельском ун-те (1942—1945), где был ассистентом Роберта Сирса и работал вместе с Арнольдом Гезеллом и Ирвином Чайльдом. Защитив докт. дис. по философии (1945), провел часть 1945 г. на базе военно-воздушных сил (Смо-ки-Хилл) и на базе подводных лодок (Нью-Лондон). В этом же году получил предложение преподавать в Коннектикутском ун-те (1945-49). В 1949 г. О. переезжает в Урбана-Шампэйн, где в качестве засл. профессора продолжает свою научную и преподавательскую деятельность в Иллинойском ун-те. В 1950-х гг. исследует природу и методы измерения мыслительных процессов, обобщив результаты в монографии: Method and Theory in Experimental Psychology (1953). Научные достижения О. наиболее явно проявились в нескольких сферах: аналитическом подходе к радикальному бихевиоризму (бихевиоризм против когнитивиз-ма), писихолингвистике, теории смысла, кросс-культурных исследованиях и борьбе за мир. О. считал себя бихевиористом, однако утверждал, что простые теории, построенные по принципу стимул-реакция (такие, как теория, предложенная Б. Скиннером), неспособны объяснить большую часть поведенческих реакций человека, особенно такого сложного поведения, как язык и мышление. Для анализа этих сложных типов поведения необходимо, по мнению О., допустить ненаблюдаемые реакции, а это противоречило формулировкам радикальных бихевиористов. Тем не менее, О. продолжал считать свою работу бихевиористской по сути, потому что ключевые семантические характеристики всегда выводились им из реального поведения в ответ на реальные стимулы. Работа О. в области психолингвистики так же основывалась на исходно бихевиористской точке зрения. И несмотря на то, что он подчеркивал большую значимость семантики по сравнению с синтаксисом, эта работа не привлекла достаточного внимания в связи с резкой критикой Ноэмом Хомским ограниченности бихевиористского подхода (On understanding and creating sentences / American Psychologist, 18, 1963). Разрабатывая теорию смысла, О. придерживался теоретической схемы Халлиэна, когда формулировал свою медиативную теорию смысла. Он предположил, что слова репрезентируют вещи, потому что они представляют собой как бы сжатое повторение актуального поведения по отношению к этим вещам. Совместно с Суси и Танненбаумом он разработал семантический дифференциал в качестве средства объективного измерения смысла. Методика предлагала респонденту отметить изучаемое понятие на нескольких биполярных семибалльных шкалах. Анализ ответов позволил обнаружить три базовых измерительных фактора: оценку (хороший—плохой), силу (слабый—сильный) и активность (активный— пассивный). Метод семантического дифференциала продолжает широко использоваться, но уже не столько для измерения лексического значения слов, сколько для измерения эмоциональной реакции на слово, т.е. на его аффективное значение. С самого начала своей научной деятельности (еще в Дартмуте, где он изучал антропологию) О. проявлял интерес к культурологии. Работая в 1958—1959 гг. в Центре по развитию наук о поведении, он решил проверить универсальность измерительной факторной структуры семантического дифференциала (оценка—сила-активность), а именно — является ли эта измерительная структура специфичной только для английской и американской культуры или она работает в других культурах. Он провел огромное кросс-культурное исследование на 30 языковых и культурных группах, измеряя 620 понятий. Результаты подтвердили универсальность измерительных факторов семантического дифференциала (The cross-cultural generality of visual-verbal synaesthetic tendencies / Behavioral Science, 5, 1960; Semantic differential technique in the comparatives tude of cultures / American Anthropologist, 66, 1964; Lectures on Language Performance, 1979). Значительное место в общественно-научной жизни О. занимало психологическое изучение социальных проблем и борьба за мир. Он считал, что психологи могут и должны бороться за предотвращение войн. В своих публикациях и выступлениях на различных форумах предлагал стратегию постепенных и взаимных инициатив по снижению напряжения. Целью этой программы было достижение отношений доверия и сотрудничества между участниками посредством встречных маленьких шагов в пределах своей системы безопасности, что в конечном итоге позволяет уменьшать эскалацию напряжения и достигать мирных соглашений (An Alternative to War or Surrender, 1966; Perspective in Foreign Policy, 1966). Л.А. Карпенко

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.