Никифорова Ольга Ивановна

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

НИКИФОРОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА
(1903—1978)-психолог, специалист по психологии художественного творчества.
Соч.:Психология восприятия художественной литературы. М., 1972; Исследования по психологии художественного творчества. М., 1972.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Никифорова Ольга Ивановна
(1903, Иркутск - 6.06.1978) - отечественный психолог.
Биография. В 1922 г. окончила факультет общественных наук МГУ. Занималась научно-исследовательской работой по проблемам психологии зрительного восприятия, производственного обучения, художественного творчества. В 1936 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему "Проблема киновосприятия", в 1969 г. - докторскую диссертацию на тему "Психологические вопросы восприятия художественной литературы". В 1948 г. перешла из Института психологии, где проработала более десяти лет, на кафедру психологии философского факультета МГУ. Профессор кафедры общей психологии.
Исследования. Специалист по проблемам восприятия художественной литературы и воображения.
Сочинения. Исследование по психологии художественного творчества;
Психология восприятия художественной литературы

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

НИКИФОРОВА Ольга Ивановна

Ольга Ивановна (1903-1978) — российский психолог, специалист в области общей и возрастной психологии, психологии искусства. Д-р психологических наук (1969), профессор (1971). Окончила фак-т общественных наук МГУ (1925). В 1938-1948 гг. работала с.н.с. НИИОиПП АПН РСФСР. С 1948 по 1978 г. преподавала в МГУ им. М.В. Ломоносова: доцент кафедры психологии философского фак-та (1950), затем кафедры общей психологии фак-та психологии МГУ (с 1971 — профессор). В центре научных интересов Н. — психологические проблемы восприятия людьми продуктов художественного творчества. Интерес к этой проблематике она пронесла через всю жизнь. В 1920-е гг. Н. участвовала в работе лаборатории экспериментальной эстетики и искусствоведения Государственной академии художественных наук СССР, которой руководил В.М. Экземплярский. Среди коллег Н. по лаборатории тех лет — Б.М. Теплов, СВ. Кравков, Б.Н. Компанейский и др. Программа деятельности лаборатории включала экспериментально-психологическое изучение самого процесса творчества (музыкального, изобразительного, Драматического, литературного), а также особенностей его восприятия людьми. Н. изучала в этот период восприятие предметов изобразительного искусства (Об индивидуальных различиях при восприятии геометрической композиции картин / К проблеме типологии эстетического восприятия. Труды ГАХН. Сб. 2., 1929). В послевоенные годы были продолжены исследования психологии зрительного восприятия, его эстетических компонентов, процессов воображения у зрителя применительно к проблемам совершенствования производственно-технического обучения, развития художественного творчества учащихся (Исследования по психологии художественного творчества, 1972). В 1950-60-е гг. Н. исследует развитие восприятия литературно-художественных произведений у детей: непосредственного восприятия литературы, понимания идейного содержания литературных произведений, восприятия художественного языка, комических произведений, вообще юмора (Восприятие художественной литературы школьниками , 1969; Психология восприятия художественной литературы, 1972). А.Н. Ждан, О.Г. Носкова

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005