НЕЧАЕВ Александр Петрович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Нечаев Александр Петрович
(1870–1948) – рус. психолог, возглавлявший экспериментальное направление в дореволюционной педагогической психологии. Им была создана в 1901 г. в Петербурге при Педагогическом музее военно-учебных заведений первая лаборатория по экспериментальному изучению психологии детей в условиях их обучения и воспитания. Собственные психологические исследования Н. связаны с проблемой памяти и индивидуальных различий. Осн. работы: «Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения», 1908; «Очерк психологии для воспитателей и учителей», 1915; «Память человека и ее воспитание», 1930.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

НЕЧАЕВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ
(1870—1948)-психолог, специалист в области общей и педагогической психологии. Один из активных сторонников развития экспериментальной психологии в дореволюционной России, а также ее применения в педагогике. Основные темы исследований: память и индивидуальные различия.
Соч.:Ассоциация сходства. Психологическое исследование. СПб., 1905; Как преподавать психологию? СПб., 1911; Курс педагогической психологии для народных учителей. СПб., 1915; Очерк психологии для воспитателей и учителей. СПб., 1915; Современная экспериментальная психология и ее отношение к вопросам школьного обучения. СПб., 1917; Психология технического изобретательства. М.—Л., 1929; Память человека и ее воспитание. М.—Л., 1930; Сила воли и средства ее воспитания. М.—Л., 1929; Психология физической культуры. М.—Л., 1930; Психология и школа. М.-Воронеж, 1997.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

НЕЧАЕВ Александр Петрович

Петрович (1870— 1948) — российский психолог, специалист в области общей, экспериментальной и педагогической психологии. Один из организаторов отечественной психологической науки. Д-р педагогических наук (по психологии), профессор. Образование получил в Санкт-Петербургском ун-те. В 1898—1900 гг. стажировался в ряде психологических центров Европы (у В. Вундта, Г.Э. Мюллера, Э. Меймана, А. Бине). В 1901 г. организовал первую в России лабораторию экспериментальной педагогической психологии при Педагогическом музее Главного управления военно-учебных заведений Санкт-Петербурга. Исследовал особенности психического развития детей, индивидуальные различия в психике детей дошкольного и школьного возрастов, психологические аспекты организации и гигиены умственного труда школьников. (Об умственном утомлении / Русский начальный учитель, 1899; Наблюдение над развитием интересов и памяти в школьном возрасте. 1901). Большое внимание Н. уделял рассмотрению воздействия учителя на учащихся. Его исследования проблемы прямой и косвенной внушаемости показали наибольшую эффективность косвенного внушения в педагогическом процессе. При этом необходимым условием успешности обучения Н. считал активное внимание. Как показали его исследования, активизации внимания не может быть без учета интересов школьников, соответствующей установки и отношения к воспринимаемому. Подчеркивал необходимость сближения психологических исследований и педагогической практики, пытался строить педагогику на основе данных психологии, рассматривая ее как прикладную психологию (Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения , 1901; 1908—1912 ). Был одним из организаторов высшего учебного и научного центра С.-Петербурга — Педагогической Академии (1907), главной задачей которой была экспериментальная разработка теории и практики обучения и воспитания, подготовка педагогов и экспертов по вопросам образования, организаторов внешкольного просвещения, руководителей учебных заведений, школьных врачей и т.п. В этот же период Н. организует 1-й и 2-й Всероссийские съезды по педагогической психологии (1906, 1909), где его идеи вызвали острую полемику. Вслед за этим были организованы 1-й, 2-й, и 3-й Всероссийские съезды по экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916). Отстаивая свои взгляды, Н. вел большую просветительскую работу среди населения, пропагандировал пути и принципы экспериментальных исследований в психологии и педагогике (Очерк психологии для воспитателей и учителей, 1903— 1908; Как преподавать психологию?, 1911; Курс педагогической психологии для народных учителей, 1915). Изобрел для целей экспериментирования приборы: механический хроноскоп, аппарат для изучения памяти, которые были удостоены многочисленных премий на психологических выставках как в России (1903, 1906, 1911), так и за рубежом (1908, 1909, 1912). После Октябрьской революции работал в научных учреждениях и вузах Москвы. Продолжал исследование проблем памяти и индивидуальных различий, психологии спорта, авиационной психологии и др. Изучая мнемические процессы, экспериментально подтвердил наличие смешанных видов памяти. Прочное запоминание, свободное оперирование материалом, по его мнению, предполагает при восприятии включение в активную деятельность всех анализаторов. Рассмотрел некоторые мнемические приемы и способы: составление плана запоминаемого, повторение, усиление раздражителя (Память. Как ее сохранить и улучшить, 1926; Память человека и ее воспитание, 1930). Исследовал проблему умственного утомления и организации умственного труда учеников (Психическое утомление, 1929). Одним Из первых в отечественной психологии Начал изучать условия рациональной Рганизации труда школьников, правильного распределения труда и отдыха, Психологически обосновал составление расписания школьных занятий. Разработал психофизиологические нормы профотбора для различных профессий и др. В 1920-х гг. начал сталкиваться со все большим сопротивлением своим идеям. На 2-м Психоневрологическом съезде (1924), отстаивая принципы эмпиризма, отвергал философский подход к психологии; эта позиция была подвергнута критике как противоречащая задачам перестройки психологии на основе марксизма. В 1935 г. на основании ложного доноса был обвинен в контрреволюционной агитации и сослан в Казахстан. В последние годы жизни работал в Семипалатинском педагогическом ин-те. В.В. Аншакова, А.В. Петровский

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005