НЕСТРУХ Михаил Федорович НЕЧАЕВ Николай Николаевич

НЕЧАЕВ Александр Петрович

Найдено 1 определение:

НЕЧАЕВ Александр Петрович

Петрович (1870— 1948) — российский психолог, специалист в области общей, экспериментальной и педагогической психологии. Один из организаторов отечественной психологической науки. Д-р педагогических наук (по психологии), профессор. Образование получил в Санкт-Петербургском ун-те. В 1898—1900 гг. стажировался в ряде психологических центров Европы (у В. Вундта, Г.Э. Мюллера, Э. Меймана, А. Бине). В 1901 г. организовал первую в России лабораторию экспериментальной педагогической психологии при Педагогическом музее Главного управления военно-учебных заведений Санкт-Петербурга. Исследовал особенности психического развития детей, индивидуальные различия в психике детей дошкольного и школьного возрастов, психологические аспекты организации и гигиены умственного труда школьников. (Об умственном утомлении / Русский начальный учитель, 1899; Наблюдение над развитием интересов и памяти в школьном возрасте. 1901). Большое внимание Н. уделял рассмотрению воздействия учителя на учащихся. Его исследования проблемы прямой и косвенной внушаемости показали наибольшую эффективность косвенного внушения в педагогическом процессе. При этом необходимым условием успешности обучения Н. считал активное внимание. Как показали его исследования, активизации внимания не может быть без учета интересов школьников, соответствующей установки и отношения к воспринимаемому. Подчеркивал необходимость сближения психологических исследований и педагогической практики, пытался строить педагогику на основе данных психологии, рассматривая ее как прикладную психологию (Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения , 1901; 1908—1912 ). Был одним из организаторов высшего учебного и научного центра С.-Петербурга — Педагогической Академии (1907), главной задачей которой была экспериментальная разработка теории и практики обучения и воспитания, подготовка педагогов и экспертов по вопросам образования, организаторов внешкольного просвещения, руководителей учебных заведений, школьных врачей и т.п. В этот же период Н. организует 1-й и 2-й Всероссийские съезды по педагогической психологии (1906, 1909), где его идеи вызвали острую полемику. Вслед за этим были организованы 1-й, 2-й, и 3-й Всероссийские съезды по экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916). Отстаивая свои взгляды, Н. вел большую просветительскую работу среди населения, пропагандировал пути и принципы экспериментальных исследований в психологии и педагогике (Очерк психологии для воспитателей и учителей, 1903— 1908; Как преподавать психологию?, 1911; Курс педагогической психологии для народных учителей, 1915). Изобрел для целей экспериментирования приборы: механический хроноскоп, аппарат для изучения памяти, которые были удостоены многочисленных премий на психологических выставках как в России (1903, 1906, 1911), так и за рубежом (1908, 1909, 1912). После Октябрьской революции работал в научных учреждениях и вузах Москвы. Продолжал исследование проблем памяти и индивидуальных различий, психологии спорта, авиационной психологии и др. Изучая мнемические процессы, экспериментально подтвердил наличие смешанных видов памяти. Прочное запоминание, свободное оперирование материалом, по его мнению, предполагает при восприятии включение в активную деятельность всех анализаторов. Рассмотрел некоторые мнемические приемы и способы: составление плана запоминаемого, повторение, усиление раздражителя (Память. Как ее сохранить и улучшить, 1926; Память человека и ее воспитание, 1930). Исследовал проблему умственного утомления и организации умственного труда учеников (Психическое утомление, 1929). Одним Из первых в отечественной психологии Начал изучать условия рациональной Рганизации труда школьников, правильного распределения труда и отдыха, Психологически обосновал составление расписания школьных занятий. Разработал психофизиологические нормы профотбора для различных профессий и др. В 1920-х гг. начал сталкиваться со все большим сопротивлением своим идеям. На 2-м Психоневрологическом съезде (1924), отстаивая принципы эмпиризма, отвергал философский подход к психологии; эта позиция была подвергнута критике как противоречащая задачам перестройки психологии на основе марксизма. В 1935 г. на основании ложного доноса был обвинен в контрреволюционной агитации и сослан в Казахстан. В последние годы жизни работал в Семипалатинском педагогическом ин-те. В.В. Аншакова, А.В. Петровский

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.