НАДЕЖДИН Николай ИвановичНАШТ Саша

Найссер Ульрик

Найдено 3 описания персоны Найссер Ульрик

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Найссер Ульрик

Найссер приобрел широкую известность благодаря трем своим книгам: "Когнитивная психология" (Cognitive psychology) способствовала развитию этой области, "Познание и реальность" (Cognition and reality) стала попыткой дать ей новую ориентацию, а "Память как объект наблюдения: Запоминание в естественных контекстах" (Memory observed: Remembering in natural contexts) содействовала внедрению экологического подхода в исследования памяти.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологическая энциклопедия

Найссер (Neisser) Ульрик

(род. 1928, Киль) - американский психолог, один из основателей когнитивной психологии.

Биография. В 1933 г. его семья эмигрировала в США. Сначала изучал физику в Гарвардском университете, затем переключился на психологию. Прослушал курс по психологии общения Дж.Миллера. В 1950 г. закончил обучение со степенью бакалавра, в 1952 г. под руководством В.Келера защитил магистерскую диссертацию в Свартморском колледже, в 1956 г. - докторскую диссертацию по психологии в Гарвардском университете. Профессор университета Элмори в Атланте, директор Центра когнитивной психологии.

Исследования. В 1967 г. в книге "Когнитивная психология" (Cognitive Psychology. N.Y.: Appleton Century Crofts, 1967) сформулировал новые задачи психологии. Определял познание как процесс трансформации, редукции, обработки, накопления, воспроизведения и использования входящих сенсорных сигналов. Рассматривал образование "схемы" как основу когнитивных процессов. Ввел в научный обиход понятия "иконическая память", "эхоическая память". Работая вместе с Дж.Гибсоном, приступил к разработке принципов экологической психологии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

Найссер (Neisser) Ульрик

(р. 1928) -американский психолог немецкого происхождения. Специалист в области экспериментальной, когнитивной и экологической психологии, философии психологии. Образование получил в Гарвардском ун-те (бакалавр, 1950), в Свортмор-Колледже (магистр, 1952), после чего вернулся в Гарвардский ун-т, где защитил докт. дис. по философии (1956). Работал в должности профессора психологии ун-та Эмори (Атланта, Джорджия). Был чл. Центра по развитию наук о поведении АРА (1973—1974), а также Общества экспериментальной психологии. Входит в состав редакционных советов American Journal of Psychology, Applied Cognitive Psychology, Philosophical Psychology. В 1960-е гг. занимался экспериментальными исследованиями познавательных процессов, моделируя информационный поток, проходящий через различные ментальные стадии. Исследуя память, ввел такие термины, как иконическая память , эхоическая память, а также понятия: преднастроечные процессы и фигуративный синтез, чтобы определить некоторые из этих стадий и создать такие методы, как визуальный поиск и селективное наблюдение. Обобщил эти исследования в книге Cognitive Psychology (1967), в которой очертил основной круг проблем когнитивной психологии. Позже, общаясь со своим коллегой, Дж. Гибсоном, а также анализируя развитие когнитивной психологии, пришел к выводу, что для разработки информационных моделей его стратегии не настолько эффективны, как это ему казалось вначале. Недооценивалось обилие информационных стимулов, делался чрезмерный акцент на результатах, полученных в искусственных условиях, что могло увести внимание в сторону от понимания реальных когнитивных процессов в естественных информационно насыщенных условиях. Это изменение своих взглядов Н. сформулировал в книге Cognition in Reality (1976) (издана в рус. пер. Познание и реальность, 1981), подтвердив их экспериментами (особенно с разделенным и селективным вниманием). В 1982 г. он описал их применительно к изучению памяти в книге Memory Observed: Remembering in Natural Contexts. Важным следствием его работы было усиление позиций экологического подхода, который стал реальной альтернативой информационным технологиям во многих сферах когнитивной психологии. Он последовательно занимался изучением требований, предъявляемых к искусственному интеллекту и более общими проблемами интеллекта. Большая часть его последующих эмпирических исследований относилась к сфере памяти, внутренних образов и приобретению навыков. Кроме вышеперечисленных, Н. автор монографий: The School Achievement of Minority Children: New Perspectives, 1986; Remembering Reconsidered: Ecological and Intellectual Factors in Categorization (with E. Winograd), 1988; The Perceived Self: Ecological and Interpersonal Sources of Self-Knowledge , 1993; The Remebering Self: Construction and Accuracy in the Self-Narrative (with R.Fivush),1994. C.B Ильина, Л.А. Карпенко

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.