МИХЕЕВ ЮРИЙ ЭДУАРДОВИЧМишучкова Инна Николаевна

Мишотт Альберт Эдуард

Найдено 2 описания персоны Мишотт Альберт Эдуард

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Мишотт (Michotte) Альберт Эдуард

(13.10.1881, Брюссель - 1965) - бельгийский психолог.

Биография. После завершения своего философского образования в Католическом университете г. Левена (доктор философии, 1900) приступил к преподавательской деятельности, сначала в Институте высшей философии (1905), затем в университете г. Левена как куратор курса, доцент, с 1908 г. по 1912 г. он - ординарный профессор и руководитель психологической лаборатории. В 1906 г. Мишотт проходил научную стажировку в психологической лаборатории Лейпцига, в 1907-1908 г.г. - в Вюрцбурге у О.Кюльпе, с которым познакомился во время конгресса экспериментальной психологии, проходившего в Вюрцбурге, и который оказал большое влияние, в частности, тем, что указал на труды Ф.Брентано, Э.Маха, А.Мейнонга, Э.Гуссерля, Х.Эренфельса и К.Штумпфа. В 1923 г. Мишотт основал в Левенском университете Колледж педагогики и психологии (Ecole de Pedagogie et de Psychologie appliquec a lEducation), который в 1944 г. получил статус института. Президент 15 Международного психологического конгресса (1957) и Международного союза научной психологии (до 1960), с 1912 г. - редактор "Etudes de Psychologie" и с 1928 г. - со-редактор "Journal of General Psychology". Учитель П.Фресса.

Исследования. В первый период научной работы занимался анализом исследовательских методик, прежде всего развиваемых в рамках Вюрцбургской школы, таких как систематическая интроспекция, и направленных на изучение высших психических процессов (мышление, воля, детерминирующая тенденция, логическая память, образование понятий). Затем произошел отказ от этого подхода, сопровождавшийся критикой метода систематической интроспекции, и Мишотт переориентировался на бихевиористские методологические установки. В этот период он ставит ряд новых вопросов о восприятии и осуществляет новаторские экспериментальные исследования визуального (в том числе стробоскопического), тактильного, кинестетического восприятия, психологического ритма, моторного научения. Особую известность ему принесли эксперименты, проводившиеся с 1940 г. по 1965 г., по изучению восприятия причинности и сохранения объекта ("эффект туннеля"). В своих исследованиях Мишотт установил, что впечатление, будто объект А обусловливает движение объекта Б, возникает только при определенных условиях: когда есть преемственность во времени, в направлении, скорости (La causalite physique estelle une donnee phenomenale? // Tijdschrift voor Philosophie. 1941, № 3; La perception de la causalite. Louvaine, 1946, в рус.пер.: Восприятие причинности // Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 1975; Causalite, permanence et realite phenomenales // Louvaine, 1946). Исследования же сохранения объекта позволили выявить, что условием такого сохранения является, например, постепенность исчезновения частей объекта (Reception and cognition // Acta Psychologica. 1955, №11, p. 69-91). Но самое главное заключение, которое было сделано Мишоттом по результатам этих экспериментов, заключалось в том, что восприятие причинности и сохранения является таким же сенсорным фактом, как и восприятие цветов или звуков, пространства или времени. Мишотт подчеркивал важность для психического развития также и тактильно-кинестетического восприятия причинности, хотя экспериментальных исследований этого процесса он не проводил.

Сочинения. Deux faits interessant a signaler // Rev. neoscolastique. 1901;

The emotional significance of movement // The Nature of Emotion. Baltimore, 1968.

Литература. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. М., 1970.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

МИШОТТ (Michotte) Альберт Эдуард

(1881 — 1965)— бельгийский психолог, специалист в области психологии восприятия. После завершения философского образования в Католическом ун-те г. Лу-вэна (д-р философии, 1900) приступил к преподавательской деятельности, сначала в Институте высшей философии (1905), затем в Лувэнском ун-те (1905—1956); преподавал в Утрехтском ун-те (1914— 1918). Был президентом 15-го Международного конгресса по психологии (1957) и Международного союза научной психологии (до 1960 г.). С 1912 г. — редактор Etudes de Psychologie и с 1928 г. — соредактор Journal of General Psychology. Учитель П. Фресса. В начале своей научной карьеры М. в 1906 г. проходил научную стажировку в психологической лаборатории В. Вундта в Лейпциге, в 1907— 1908 гг. — в Вюрцбурге у О. Кюльпе, с которым познакомился во время конгресса экспериментальной психологии, проходившего в Вюрцбурге, и который оказал большое влияние, в частности, тем, что указал на труды Ф. Брентано, Э. Маха, А. Мейонга, Э. Гуссерля, X. Эрефельса и К. Штумп-фа. Первые эксперименты М. (1906— 1914) до Первой мировой войны были посвящены изучению логической памяти и сознательного выбора. В основном под влиянием Кюльпе он применял метод систематической экспериментальной интроспекции. Затем произошел его отказ от этого подхода, сопровождавшийся критикой метода систематической интроспекции, при этом М. переориентировался на бихевиористские методологические установки. В этот период он ставит ряд новых вопросов о восприятии и осуществляет новаторские экспериментальные исследования визуального (в том числе стробоскопического), тактильного, кинестетического восприятия, психологического ритма, моторного научения. Позитивный склад ума позволил М. разработать различные объективные измерительные инструменты, которые оказались достаточно ценными при интерпретации полученных данных. Что касается изучения М. логической памяти, вопроса большой теоретической значимости, то он исследовал возобновление части целого, которое потом ведет к прямому воспроизведению другой части. Таким образом, начинается активный поиск пропущенного фрагмента, за которым следует реконструкция интегрального целого. Эта концепция, разработанная в 1908 г., предполагала явно гештальтист-ский способ видения процессов, но была опубликована лишь в 1912 г. Это был год рождения гештальтпеихологии в сфере перцепции, но М. уже разработал концепцию гештальта в сфере памяти. Вернувшись после войны в Бельгию, он возобновил преподавание и исследовательскую работу в Лувэне, где в 1923 г. основал при Лувэнском ун-те Колледж педагогики и психологии. В 1944 г. Колледж получил статус ин-та, который имел право присуждать степень д-ра психологии. Особую известность М. принесли эксперименты, проводившиеся с 1940 г. по 1965 г., по изучению восприятия причинности и сохранения объекта (эффект туннеля). Он установил, что впечатление, будто объект А обусловливает движение объекта Б, возникает только при определенных условиях: когда есть преемственность во времени, в направлении, скорости (La perception de !a causalite . Louvaine, 1946; в рус.пер.: Восприятие причинности // Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., МГУ, 1975; Causalite, permanence et realite phenomenales. Louvaine, 1946). Исследования же сохранения объекта позволили выявить, что условием такого сохранения является, например, постепенность исчезновения частей объекта. Но самый главный вывод, который был сделан М. по результатам этих экспериментов, заключался в том, что восприятие причинности и сохранения является таким же сенсорным фактом, как и восприятие цвета или звука, пространства или времени. М. подчеркивал важность для психического развития также и тактильно-кинестетического восприятия причинности, хотя экспериментальных исследований этого процесса он не проводил. На протяжении последних 25 лет жизни М. вдохновлялся идеей о том, что именно в границах действия нужно изучать такие процессы, как восприятие и эмоции. Эта работа привела его к исследованию других аспектов восприятия, например, изучению движений животных, включая сюда интенциональный характер определенных движений и их аффективное и эмоциональное значение(в полете или в нападении) в связи с проекцией феноменологических свойств на воспринимаемые объекты; а также феноменальное постоянство объектов (The emotional significance of movement / The Nature of Emotion, Baltimore, 1968). Л.А. Карпенко, И.М. Кондаков

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.